Специалисты российского Минэнерго утверждают, что климатическая повестка Запада может погубить экономику глобального Юга.
Чтобы этого не произошло, на базе климата нужно создавать новую индустрию, ведущую к росту. Это следует из выступления первого замминистра энергетики РФ Павла Сорокина на сессии «Углеводороды в энергетике будущего: использование без ущерба климату возможно», прошедшей в рамках Российской энергетической недели.
– Стараниями Запада ни одна из экономик стран глобального Юга до этого светлого «зелёного» будущего не дойдёт. Это несправедливо, такого допустить нельзя. Поэтому будем идти созидательным путем, создавать новую индустрию на базе климата, но ту, которая приведет к росту. В своей энергетической стратегии Россия будет учитывать те меры, которые не окажут существенного давления на потенциал развития страны. Считаю, что большой потенциал имеет повышение энергоэффективности. А потенциал сокращения выбросов в России за счет энергосбережения сегодня составляет 20-30%,- отметил Сорокин.
Ставка на ископаемое топливо
По словам генерального директора Российского энергетического агентства Минэнерго России, модератора сессии Алексея Кулапина, в контексте достижения углеродной нейтральности особое значение приобретают вопросы использования ископаемого топлива в энергетике будущего:
– В России много разнообразных климатических зон, и нам жизненно необходимы электрическая и тепловая энергия, стабильное и надежное снабжение которыми на современном этапе технологического развития можно обеспечить только благодаря традиционным энергетическим ресурсам. Таким образом, использование ископаемого топлива в России тесно переплетено не только с энергетической, но и с национальной безопасностью. И позвольте напомнить, что углеводороды являются единственным доступным источником энергии для многих развивающихся стран. В этой связи резкий разворот в сторону декарбонизации экономики может сильно затормозить развитие других, в том числе, социально значимых направлений.
Но на пути к низкоуглеродной энергетике особая роль отводится природному газу, использование которого сопровождается значительно меньшими выбросами парниковых газов, по сравнению с другими видами ископаемого топлива.
Так считает аналитик департамента энергетики, экономики и прогнозирования Минэнерго Галия Фазельянова:
– Мы хотим сделать природный газ устойчивым топливом, которое обеспечит устойчивый и инклюзивный рост. При прагматической оценке энергетической политики мы ожидаем значительный рост спроса на энергию – на 22%. Необходимо будет увеличить доставку природного газа в наиболее бедные страны. Его добыча будет расти и к 2050 году составит 33%.
По оценкам ряда экспертов, исследовавших возможные варианты дальнейшего развития мировой энергетики, сценарий «чистый ноль» выглядит неподъемным для мировой экономики. Масштабы требующихся уже в ближайшее время на многие годы вперед инвестиций в низкоуглеродное развитие технологий превышают 7-8% ВВП, что авторитетные исследователи энергоперехода считают маловероятным.
Неопределнность многих параметров разворачивающегося энергоперехода ведет к достаточно широкому диапазону возможных путей развития мировой энергетики. В этой связи точечные прогнозы практически не встречаются в современных исследованиях.
– Каждая из аналитических групп предлагает обычно по крайней мере три возможных сценария энергоперехода – от инерционного продолжения сложившихся в энергетике трендов до реализации провозглашенной Парижским соглашением задачи достичь углеродной нейтральности к 2050 году, — пояснил Алексей Кулапин.
В ближайшие годы, как утверждают участники дискуссии, энергетический баланс мира сильно изменится. Возобновляемые источники будут расти, а доля угля значительно уменьшится благодаря усилиям по очистке воздуха. Основным местом роста станут страны АТР, особенно густонаселённые.
Увеличится потребление природного газа, причём в значительной степени за счёт стран АТР, Ближнего Востока и Африки. Спрос на газ в Европе и Америке, наоборот, уменьшится из-за политики Европейского союза, который хочет увеличить энергоэффективность и использовать больше возобновляемых источников энергии.
Роль БРИКС
Отдельная тема – огромное влияние БРИКС на мировую энергетику:
— Например, что касается угля, то это 70% мирового угольного рынка.Как будет меняться картина? Внутри БРИКС сильно уменьшится доля угля, в нижнюю сторону скорректируется нефть, а прирост будет у газа, ВИЭ и атомной энергии. При этом, отмечу, ископаемое топливо продолжает доминировать в энергобалансе БРИКС в ближайшие два десятилетия, – заявил руководитель отдела исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.
Реальный взгляд на вещи
Павел Сорокин добавил, что, если мир решил бороться с глобальным потеплением, в РФ готовы это делать, хотя на антропогенный фактор (человека) приходится меньше 10% выбросов:
– Но это нужно делать реалистично. Использовать чистые источники энергии – газ, атом, гидроэнергетику. Лучше вкладывать деньги в них, а не в условные проекты вроде улавливания и хранения углерода. Может, это и правильное направление, но пока, чтобы закачать обратно одну тонну CO2, надо заплатить 120 долларов за тонну, больше, чем стоит одна тонна энергетического угля. Это абсурд, – заявил Сорокин.
Он также подчеркнул, что очень большой потенциал есть у энергоэффективности:
– Это целая гигантская индустрия. Это IT, это новые материалы, и для этого у нас есть все ресурсы, то есть отрасль может быть локализована. И мы будем идти созидательным путём.
Наталья Ерыженская.