В канун учебного года в Москве на площадке медиагруппы “Россия сегодня” прошла пресс-конференция, участники которой обсудили стандарты введения школьной формы

Поднятая тема, наверное, в равной степени касается и родителей учеников, и производителей соответствующих товаров. Ведь это не только цены, но и санитарно-гигиенические требования, и многое другое.

Золотая неделя цен

Каждый год в конце августа мы наблюдаем воистину феерические скачки цен на школьную форму и другую продукцию, которая необходима ученикам — ранцы, спортивная форма, канцелярские принадлежности:

— Для производителей, для продавцов школьных товаров сейчас в прямом смысле золотое время, в отличие от тех родителей, кто не успел купить школьную и спортивную форму, ранцы, канцелярские принадлежности — в этот период в магазине можно оставить в разы больше денег. К огромному сожалению, каждый год одно и то же — многие пользуются родительской нерасторопностью и завышают цены. Я постоянно получаю обращения с фактами о том, что цены на школьные товары перед учебным годом становятся больше. Когда мы видим, что рюкзак, ещё в начале месяца стоивший 1 126 рублей, сейчас — даже с учётом скидки — продают за 2 186 рублей, это настоящая родительская боль, — говорит первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая.

Парламентарий уточнила:

– Но здесь надо учитывать такой момент. Вот вы читаете, что в этом году собрать ребёнка в школу стоит, к примеру, 15-20 тысяч рублей — все эти данные очень индивидуальные. В нашем законодательстве нет определения школьных товаров. То есть каждый раз в такой информации ищите сноску, что в этот комплект положили, для какого он класса. Очень много отличий.

Определение школьных товаров нужно в законодательстве для того, чтобы в дальнейшем выходить на различные меры поддержки при сборах ребёнка в школу. Нет определения — очень тяжело установить размер поддержки. Конечно, любая материальная помощь прекрасна, — но покроет ли она полностью расходы родителей? Я уверена, что по крайней мере для первоклассников мы должны вводить такой же федеральный набор, как уже имеющийся подарок для новорождённого. Да, в разных регионах он свой, но мы идём к тому, чтобы в каждом регионе был единый подарок для новорождённого. И по аналогии нужен тот самый единый набор для первоклассника, который будет гарантирован каждому школьнику. Это первое.

Второе — государство никак не регулирует цены. Ни оптовые, ни розничные. Их регулирует рынок. И рынок должен брать ответственность по сдерживанию цен к определённым датам в конкретных группах товаров.

Почему государство не может регулировать цены в этой ситуации? У нас в функциях государства этого нет, нет госзакупок на ту же самую школьную форму. Но мы можем говорить с теми, кто её продаёт. Есть сети, которые лояльно относятся к первоклассникам. Они берут на себя ответственность и в канун 1 сентября не повышают цены на детские товары. Так, в 2024 году сеть “Мир детства” зафиксировала цены на отдельные позиции на уровне 2023 года: канцпринадлежности, рюкзаки, ранцы, одежду, обувь. Торговая сеть “Комус” в этом году снизила цены по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на более чем пять тысяч позиций школьного ассортимента. Третье. В компании “Ситилинк” в августе зафиксировали цены на 160 позиций в более чем 60 соответствующих категориях. При этом есть маркетплейсы, где цены только растут. И это важнейший вопрос, который требует сейчас решения.

Нужно ли ценовую политику регламентировать на государственном уровне?

— Нужно, чтобы мы, с одной стороны, поддерживали семью, с другой стороны, экономику. У нас же задача, чтобы развитие страны шло независимо от внешних факторов, а это возможно, только если у России есть производство, развит бизнес. Ведь стоимость каждого конкретного изделия берётся не с потолка. Другое дело, что должно быть понимание некой доступной цены. Вот почему надо ввести определение школьных товаров. Когда оно будет, мы поймём, что туда входит, и, с одной стороны, вместе с бизнесом будем определять, сколько это может стоить, а с другой — контролировать цену в продаже, чтобы она не взлетала к 1 сентября. Да, должна быть возможность помочь определённой группе детей. Но если мы хотим этот вопрос решать, нужно прописывать, из чего это состоит.

Сегодня в планах ввести ГОСТ для школьной формы — как это повлияет? Не станет ли форма дороже?

— На примере одной сети магазинов мы посмотрели — вместе с Роскачеством — и оказалось, что те марки, которые проходят по критериям, которые будут заложены в ГОСТ, доступнее по цене, чем те, которые по нормативам ГОСТа не проходят, но имеют более раскрученный бренд. Вывод: “дороже” не значит “лучше”. Надеюсь, уже в следующем году мы расскажем о том, как введение ГОСТа сказалось на снижении цены и повышении доступности.

Что готовит новый ГОСТ

Роскачество уже не первый год тестирует различные образцы школьной формы в преддверии учебного года. ГОСТ на эту продукцию, о котором говорила Татьяна Буцкая, должны были утвердить до 1 сентября, но не успели — работа над ним находится на завершающем этапе. Не секрет ни для кого, что продаваемое на школьных базарах — совсем не всегда та самая одежда, в которой ребёнок может на протяжении долгого времени чувствовать себя комфортно. Школьная форма предназначена для длительной носки, к ней должны быть особые требования; но вещи, которые продаются сейчас, порой имеют такой состав, что в них будет либо небезопасно, либо не удобно, либо через полгода придётся покупать новый комплект.

— Сложно переоценить важность критериев качества и безопасности школьной формы, поскольку ребёнок проводит в ней значительную часть своего времени,. — Мы с 2016 года проводим веерные исследования качества предметов школьной формы, уже более 400 товаров прошли испытания в рамках этой работы. Позитивная динамика есть, но проблемы остаются. В этом году мы исследовали школьные брюки — в последние годы было очень много вопросов к этой продукции. Только 32 процента соответствовало обязательным требованиям, это пугающая цифра. Исследовали брюки 26 торговых марок, как российских, так и зарубежных. По итогам 15% — претенденты на российский знак качества. При этом несоответствие обязательным требованиям установлено у 62%. Да, это не 80%, как в 2016 году, но тем не менее, больше половины продукции у нас по тем или иным критериям выпадают. В том числе по критерию безопасности, которому не соответствуют 54% продукции.

Мы считаем крайне важной работу по формированию и внедрению единого госстандарта на школьную форму. Сейчас снимаются последние технические разногласия со смежным техническим комитетом. Показатели не слишком жёсткие и действительно достижимые, нет цели негативно повлиять на рынок. Напротив, мы видим, что почти 40% российских производителей, чья продукция уже прошла испытания, соблюдают эти требования. Сам стандарт распространяется на материалы, из которых изготовлена школьная форма. Не будет каких-то требований в части дизайна, это будет устанавливать школа своими локальными нормативными актами. При этом школа не сможет обязать родителей покупать форму в определённом месте или с определённой маркировкой. Достаточно просто будет купить форму, подходящую под установленное описание, – согласен директор департамента аналитики и проектного управления Роскачества Василий Смирнов.

При разработке стандарта Роскачество ориентировалось в первую очередь на комфорт непосредственного пользователя. Принципиального отличия в форме для младших и старших классов нет. Вне зависимости от ступени обучения, форма должна быть безопасной, удобной, не отвлекать от учебного процесса.

— В этом ГОСТе мы не изобрели велосипеда. Первое — мы установили требования к качеству материала и к его пиллингуемости, то есть он должен быть долговечным и сохранять хороший внешний вид. И второе — в техническом регламенте № 7, посвящённом продукции для детей и подростков, установлены требования по слоям. первый слой — трусы/майки, второй — брюки/рубашка. Мы приравняли второй слой по параметрам к первому. На цену это не влияет, но поможет структурировать наш подход и даст производителям дополнительный экономический стимул к развитию. А заодно — возможность выделиться на рынке по сравнению с другими. Особенно с иностранцами, потому что заявляться на требования этого стандарта и выполнять его будут именно российские производители, —рассказал руководитель Инновационного научно-производственного центра текстильной и легкой промышленности (АО “ИНПЦ ТЛП”) Дмитрий Гузов.

… Говорили на встрече, конечно, не только про форму. С 1 сентября в школьном расписании появится новое из серии “хорошо забытое старое” — вернут оценки за поведение, а также предметы “Труд” и “Семьеведение” (известное бывшим советским школьникам под названием “Этика и психология семейной жизни”). Какие результаты даст такая политика? Думается, исключительно положительные.

Наталья Венценосцева.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *