12 сентября в ТПП Ростовской области прошёл практический семинар «Как избежать обвинения в дроблении бизнеса?». Предпринимателям рассказали, как проводится амнистия за дробление бизнеса, формально стартовавшая 12 июля 2024 года.

Семинар продолжил цикл мероприятий по повышению правовой грамотности предпринимателей. Главная тема: дробление бизнеса. В мероприятии, которое проходило в смешанном онлайн/очном формате, участвовали более 30 человек. По ВКС к донским предпринимателям присоединились коллеги из Ставропольского края, Волгоградской, Кемеровской, Орловской областей.

В своём приветственном слове вице-президент ТПП Ростовской области Светлана Абдулазизова рассказала о программе семинара. Также она напомнила слушателям:

— Стартовал очередной этап “Бизнес-барометра страны”, это такой опросник, который ежегодно проводит ТПП РФ. Вы знаете, что с 2025 года будут реализовываться новые нацпроекты, в том числе нацпроект, касающийся поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Сейчас формируются мероприятия этого нацпроекта. Для того, чтобы руководству Торгово-промышленной палаты при отстаивании интересов МСБ было, на что опираться, мы и проводим регулярно этот опрос. Результаты всегда передаются в правительство, президенту РФ, губернатору Ростовской области.

Затем слово взял спикер семинара — управляющий партнер юридической фирмы «Medko Group», председатель Комитета ТПП Ростовской области по семейному предпринимательству, член Комитета ТПП РФ по поддержке и развитию МСП и экспертной рабочей группы по вопросам неналоговых платежей при Правительстве РФ Виталий Медко:

— С 12 июля 2024 года действуют правила налоговой амнистии для предпринимателей. Тот вариант закона, который уже действует, достаточно компромиссный из тех вариантов, которые вообще рассматривались.

Что же ждёт российских предпринимателей? По словам Медко, государство «простит» налоги, пени и штрафы, связанные с дроблением бизнеса, если в 2025–2026 годах собственники откажутся от прежней схемы. ФНС отдельно рассчитает недоимку и санкции в части дробления бизнеса за 2022–2024 годы, а затем приостановит решение по ним.

Отказаться от дробления: что это значит на практике

— Предприниматель должен уплатить налоги за 2025-2026 гг. так, как если бы он реконструировал их, будучи на общей системе налогообложения, и вся группа компаний работала как единая консолидированная группа.

Конкретный порядок и условия применения амнистии зависят от того, будет ли у предпринимателя выездная налоговая проверка в 2025–2026 годах, и что она обнаружит. Так, например, не могут воспользоваться амнистией те, кто до 12 июля 2024 года получил вступившее в законную силу решение, и те, кто в судебном порядке обжалует ненормативные правовые акты налогового органа. Что касается организаций, которые проходят этап ликвидации, то это, безусловно, основание для применения амнистии и снятие с себя ответственности за 2025-2026 годы.

— Напомню всем слушателям, что ликвидация должна быть реальной, так как если в следующий период некая компания с примерно теми же аффилированными лицами начнёт свою деятельность, аналогичную ликвидированной, то это будет основанием для доначисления налогов за 2022-2024 годы.

Самое главное, считает Виталий Медко, — использовать амнистию для изменения структуры бизнеса с тем, чтобы компания более не подпадала под маркеры аффилированности. Сегодня их достаточно много, подогнать под аффилированность можно что угодно, было бы желание.

У вас общий поставщик? Это подозрительно

— Я знаю случай, когда обвинение в аффилированности вынесли лицам, которые никогда не состояли между собой в законном браке, уже 10 лет не вели совместное хозяйство, но у них был общий усыновлённый ребёнок, что и послужило почвой для таких подозрений. Также есть в практике пример, когда аффилированность была установлена по найденной в третьей организации визитной карточке, где один участник указан как финансовый директор другого юрлица. Суды трёх инстанций приняло это в качестве весомого доказательства. Что уже говорить о ситуациях, когда у компаний общие юристы, общие бухгалтеры, они находятся в одном здании, у них один и тот же поставщик или перевозчик, – все это налоговики принимают за бесспорные признаки умышленного дробления. И им неважно, что в небольшом городе, допустим, могут быть всего 2-3 поставщика мяса на всех рестораторов. По логике налоговиков, всех владельцев ресторанов этого городка можно смело обвинить в аффилированности, – рассказал Медко.

Недостатки закона

На вопрос, что ему как юристу не нравится в законе, эксперт разъяснил: отсутствуют какие-то конкретные действия по отказу от дробления.

– Вот признали, что у меня есть право на амнистию – что я должен сделать в 25-26 году? Как я должен изменить бизнес-структуру? И должен ли изменить? Не будет ли потом претензий у налоговых органов в связи с тем, что я корпоративно что-то не изменил? Что вообще делать для получения амнистии, если у меня, например, существенно изменились условия ведения хозяйственной деятельности? Вообще я считаю, что даже теперь, с учётом поправок, налогоплательщики всё равно остаются в подвешенном состоянии. Посмотрим, как всё это будет применяться.

Виталий Медко уверен: если есть возможность урегулировать спор с налоговиками до суда, то этим нужно воспользоваться, так как судебная практика складывается не в пользу предпринимателей. Хорошо бы ещё до выездной проверки или комиссии провести аудит бизнеса и понять для себя, имеются ли признаки аффилированности.

– Если вызов на комиссию уже имеется, обращайтесь к профильным юристам, тогда хотя бы придёте на комиссию подготовленным. Но не ждите от комиссии полного снятия требований ФНС или существенного их изменения. На практике многие предприниматели частично принимают требования и обязуются заплатить добровольно, а какую-то часть доначисленных налогов обязуются оплатить в следующем налоговом периоде, по сути, договариваясь о реструктуризации. Главное для налоговиков – достигнутые в ходе комиссии договоренности должны быть выполнены.

Виталий Медко также акцентировал внимание участников семинара на том, что амнистия – временное явление. Дробление бизнеса будет продолжаться, и будет продолжаться выявление этого нарушения и наказание за него. Хотя в принципе ситуация с дроблением постепенно меняется:

– Количество судебных споров по этой теме снижается. Это говорит не о том, что меньше стали выявлять дробление бизнеса, а о том, что многие дела во время рассмотрения комиссиями по признакам дробления разрешаются на досудебном этапе. То есть налогоплательщики поняли бесперспективность “левых” историй и только наиболее упорные идут в суды, пытаясь там что-то доказать и добиться. Да, есть позитивные примеры, но их не так много в сравнении с общей массой дел.

До вступления в силу ряда изменений в налоговом законодательстве ещё есть время — они должны вступить в силу с 1 января 2025 года. Поэтому мы ещё обязательно вернёмся к этой теме.

Наталья Ерыженская.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *