Сразу несколько знаковых мероприятий, направленных на развитие креативного предпринимательства в регионе, прошли с 17 по 20 сентября в Ростове-на-Дону. В Центре истинных ценностей состоялась конференция «День креативной экономики», а в «Точке кипения» прошла стратегическая сессия «Дон креативный»

Ростовская область в числе пилотных субъектов Российской Федерации, которые совместно с Агентством стратегических инициатив внедряют в регионе стандарт развития креативных индустрий. Для этого создана рабочая группа АСИ по разработке стандарта, которую возглавляет председатель Комитета ТПП Ростовской области по развитию креативных индустрий и бизнеса в сфере культуры Оксана Коростиева.

По её словам, в период формирования региональных механизмов применения недавно принятого ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий» важно объединить все ресурсы. Закон рамочный, он даёт большую гибкость субъектам РФ, поэтому важно услышать максимально много экспертных мнений и предложений, объединив усилия власти, бизнеса и общественных объединений.

– На Дону уже определены приоритетные направления развития креативных индустрий. В их числе – IТ-технологии, мода, гастрономия и искусство. Ростовская область обладает высокой базой для развития этих отраслей экономики, – подчеркнул первый заместитель губернатора Ростовской области Александр Скрябин, принявший участие в конференции «День креативной экономики».

На мероприятии также выступил глава Минэкономразвития области Максим Папушенко, который сообщил, что уже сегодня доля креативных организаций Ростовской области в общем количестве субъектов МСП региона находится на уровне наиболее развитых регионов по данному направлению. Он также рассказал о планах создания Центра компетенций по промышленному дизайну и креативным индустриям региона.

В формате ВКС к пленарной дискуссии подключились идеолог и директор фестиваля-форума «Российская креативная неделя», директор ФГБУ «Роскультцентр» и президент АНО «Креативная экономика» Марина Абрамова и директор Центра развития креативной экономики АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Екатерина Черкес-заде.

По данным Министерства экономического развития Ростовской области, вклад креативных индустрий (КИ) в ВВП Ростовской области – 1.8%, а доля субъектов креативных индустрий в общем количестве МСП составляет 5%. Такие цифры в своей презентации привела директор АНО МФК «РРАПП», руководитель Опорной организации развития креативных индустрий в Ростовской области и руководитель проекта «Центр истинных ценностей» Яна Куринова. Она выступила в ходе стратегической сессии «Дон креативный» и призвала коллег принять участие в разработке стратегии развития КИ региона и исследовании, которое проводит опорная организация по анализу влияния креативных индустрий на экономику Ростовской области.

 – Пришло время говорить о повышении глобальной конкурентоспособности креативного самосознания населения и бизнеса Ростовской области. Ведь именно на Дону присутствует креативный человеческий потенциал,- уверен председатель Совета директоров банка «Центр-инвест» Василий Высоков.

Он представил презентацию, в которой собраны уникальные аналитические данные. Так, например, по структуре потребления жители Донского края по сравнению с москвичами почти в 3 раза больше тратят на образование и немногим больше тратят на гостиницы, рестораны и кафе. Кроме того, в Ростовской области удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, почти в 2 раза больше, чем в столице России, и почти в 2,5 раза больше уровень инновационной активности компаний. Вместе с тем в Ростове почти вдвое, чем в среднем по стране, меньше патентов. По мнению Василия Высокова, креативные индустрии должны быть максимально интегрированы во все сферы, и особенно это касается научной деятельности и инноваций.

ИТ-компании Ростовской области успешно конкурируют на российском рынке и имеют серьезный экспортный потенциал, уверен еще один спикер стратегической сессии, управляющий Рндсофт Роман Забродин. В целом сегодня цифровая экономика — самый быстрорастущий сегмент экономики страны (40%). В Ростовской области работают свыше 500 ИТ-компаний, в которых занято более 8 тысяч человек. По словам Романа Забродина, ИТ-отрасль Ростовской области эффективно воспользовалась налоговым маневром, и в отличие от Москвы донские компании деньги направили на создание рабочих мест. В связи с этим он предлагает продлить действие региональной налоговой льготы по УСН в 1% для ИТ-компаний. Также спикер обратил особое внимание на вопросы подготовки кадров для ИТ-сферы и предложил разработать цифровую платформу для мониторинга и прогнозирования развития креативных (творческих) индустрий Ростовской области.

Говоря о креативной экономике, важно рассмотреть весь клубок противоречий и взаимосвязей в построении современного мира с точки зрения развития культуры и ее акторов. С одной стороны, сейчас наилучшее время, чтобы творить. У тебя есть ноутбук – а значит и студия звукозаписи. У тебя есть айфон – а значит и кинокамера… Вместе с тем, авторы говорят о том, что цифровой контент не монетизируется. Для создания произведений требуются годы упорной подготовки и материальная поддержка, если ничего не изменится, то большая часть мира искусства останется нежизнеспособной. С таким мнением экспертов солидарен модератор стратегической сессии Владимир Козлов, генеральный директор Аналитического центра «Эксперт Юг», директор АНО «ИНГУП». Он привёл выводы исследования НИУ ВШЭ:

В период 2011-2021 годов господдержка культуры и искусства в России не имела позитивной динамики, что тормозило развитие культурно-досуговой сферы, приводило к отставанию России в этой области.

Так, Ростов-на-Дону занимает 19 место среди городов по расходам на культуру. Владимир Козлов уверен, что необходимо увеличивать прямое бюджетное финансирование культуры, создание новых объектов культурной инфраструктуры. Важна и имущественная поддержка, доступная или бесплатная аренда помещений. Также он поддержал айтишников в части налоговых послаблений, которые нужны также для бизнеса, помогающего культуре и искусству.

Для привлекательности региона важно поддерживать и финансировать большие культурные события, направленные на позиционирование региона.

По мнению Оксаны Коростиевой, которая находится в постоянном диалоге с креативным бизнесом, в развитии креативного сектора нужно применять экосистемный подход и оценивать стратегический потенциал каждой отдельной индустрии не только с точки зрения ее текущей экономической значимости, но и поля возможностей для потенциального развития. Она отметила, что при формировании стратегии важно дополнять эту экосистему недостающими элементами, а не дублировать уже внедренные, в том числе и частными инициативами, механизмы.

Ирина Фомина, пресс-служба ТПП Ростовской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *