Эта фраза родом из СССР сегодня – что-то “на богатом”. В уходящем же году одним из самых очевидных подорожаний стал проезд на такси. Что происходит с этим сегментом рынка?
О том, как повлиял закон «О такси» (ФЗ-580) на стоимость перевозок, сейчас дискутируют на самых разных уровнях. В Общественном совете по развитию такси – есть, оказывается, и такая структура, – считают, что за бортом закона осталось множество проблем, требующих очень пристального внимания правоведов.
В частности, общественники предложили дополнить уведомление о внесении транспортного средства в региональный реестр легковых такси обязательным указанием ИНН физического лица. Причина в том, что при подаче заявления физлицо не указывает ИНН, и подтверждающий факт уплаты налога на профессиональный доход отсутствует.
Необходимо создать механизм для идентификации налогоплательщиков, применяющих специальный режим «Налог на профессиональный доход». Также общественники предлагают обеспечить предоставление информации о пролонгации договора, подтверждающего право владения и пользования транспортным средством.
Еще одна проблема — нигде не прописана схема проверки краткосрочного полиса ОСАГО в режиме реального времени, что вызывает трудности как у перевозчиков, так и у исполнительных органов.
Кроме того, к настоящему моменту требования к цветовой гамме кузова легкового такси были установлены в 17 субъектах РФ, а требования к экологическому классу автомобилей – в шести. Норма об аттестации водителей такси реализована лишь в одном субъекте – Москве. По данным ФГИС «Такси», сейчас в РФ числится 657 тыс. легковых такси и 1247 служб заказа, а также 118 тыс. перевозчиков, включая 47,6 тыс. самозанятых.
В Союзе платформ «Цифровой мир» уверены: число опасных инцидентов, связанных с такси, будет расти, ведь теперь многие водители ушли в «серую» зону. Они просто-напросто не могут выполнить требования нового закона о такси, и таких, по приблизительным подсчётам, около 70%. Заказы они теперь берут не у агрегаторов, а частным порядком в мессенджерах и соцсетях.
Катание на доверии?
Чтобы улучшить ситуацию, депутаты Госдумы подготовили поправки в закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси», которые предполагают изменение правил прохождения ежедневных медосмотров и проверку технического состояния машины самозанятыми водителями такси. Об этом журналистам сообщили на пресс-конференции, которая прошла 21 ноября в пресс-центре “Россия сегодня”. Тема круглого стола — “Проблемы в индустрии такси и их решения”.
Заместитель председателя комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский рассказал, что в отношении самозанятых предполагается ввести «презумпцию ответственности», при которой они будут избавлены от необходимости проходить ежедневный медосмотр и проверку технического состояния автомобилей такси.
Предполагается, что перед получением заказа от агрегатора таксист-самозанятый должен будет заполнить в электронном виде анкету, где подтвердит, что находится в трезвом виде, не имеет проблем со здоровьем, а его автомобиль — в нормальном техническом состоянии. Если впоследствии произойдет ДТП и окажется, что указанные в анкете сведения неверны, это станет являться отягчающим обстоятельством.
– Модель, прописанная в законе, рассчитана на таксопарки, но не учитывает, что эти правила водители-самозанятые просто не могут выполнить. В ряде случаев до пункта техосмотра или медосмотра нужно проехать несколько сотен километров. Введение анкетирования и принципа презумпции ответственности позволит решить эту проблему, – считает Сергей Лисовский.
Мера, возможно, любопытная, но в нынешних обстоятельствах её вряд ли можно считать функциональной и эффективной. К тому же такое “катание на доверии” совсем не похоже на заботу о безопасности пассажиров и других участников дорожного движения.
А как у нас в области?
Ещё будучи губернатором, Василий Голубев подписал постановление о новых подходах к организации пассажирских перевозок легковым такси на территории Ростовской области. Региональные поправки обусловлены изменениями в федеральном законодательстве.
Организация и контроль за перевозками в легковом такси, как и в других регионах, легли на областной Минтранс. В полномочия областного ведомства включено ведение реестра служб заказа такси — ранее такого единого списка не было.
В документе прописаны требования к водителям такси – стажу управления транспортным средством, обязательной для размещения в салоне авто информации с указанием организации-перевозчика и телефона для жалоб и предложений, нанесение «шашечек» на кузов, установка специального оранжевого фонаря на крышу автомобиля.
Что касается документов для оказания услуг такси, то разрешение надо оформлять на перевозчика (юридическое лицо, предпринимателя), а не на автомобиль. По постановлению отменена плата за предоставление разрешительных документов, а также оформление на бумаге: документ создаётся в электронном виде в ФГИС «Такси» с генерированием QR-кода.
Выданные ранее разрешения останутся действительными до окончания срока их действия, но не более, чем на 5 лет с момента вступления данных изменений.
Из области фантастики
С мая 2023 года по май 2024 года стоимость поездок в такси в Ростовской области увеличилась на 25%, сообщает Ростовстат.
По данным статоргана, в разных городах региона стоимость проезда составила в мае от 35 до 50 рублей за 1 км. В Ростове-на-Дону – около 43 рублей за 1 км. В очередной раз создаётся впечатление, что статистики утратили связь с реальностью. Согласны?
Наталья Ерыженская