В Ростовской области, несмотря на то, что она находится в зоне рискованного земледелия, объёмы страхования посевов за последние несколько лет снизились в разы.

Почему так происходит, по просьбе редакции выяснял Юрий Корнюш, советник президента Союза «ТПП Ростовской области».

Необходимость в страховании посевов есть – этот факт аграрии признают безоговорочно. Только так можно свести к минимуму риск возможных неурожаев. Но обращаются в страховые компании по-прежнему немногие. В основном, это крупные хозяйства, у которых хорошая прибыль и есть деньги на страхование.

Главный специалист отдела финансирования АПК министерства сельского хозяйства Ростовской области Татьяны Федоренко констатировала:

– Если в 2023 году у нас было застраховано 11 процентов площадей, то в прошлом – всего 7,9 процента. По итогам нынешнего года ситуация, скорее всего, изменится мало. Общая тенденция характеризуется не увеличением застрахованных площадей, а наоборот, уменьшением.

Почему?

– Между селянами и страховщиками нет доверия. Единственное, что агрария может вынудить застраховать посевы, – это необходимость получить в банке кредит под урожай. Его дают только при этом условии. Главные претензии аграриев к страховщикам – кабальные условия и непрозрачность расчетов, – считает заместитель главы Сальского района, начальник управления сельского хозяйства Анатолий Скубин.

Овощевод Виктор Ким на своём опыте убедился, что получить страховку за погибший урожай очень сложно:

– Три года назад мы застраховали маленький посев луковых полей. Сделали это вовремя, так как были сильные дожди и урожай пропал. Так вот, страховой выплаты пришлось добиваться с боем, через суд.

Для решения возникшей проблемы аграрии предложили создать комиссию при участии всех заинтересованных сторон, которая бы разработала проект страхового договора, устраивающего не только самих страховщиков, но и селян. Увы, эта идея не нашла поддержки.

У страховщиков свои аргументы:

– Сначала сельхозпроизводители обращаются в компании, которые предлагают свои услуги за смешные проценты, а потом жалуются. Но это же понятно, что страхование под один процент не может гарантировать никаких выплат, –  считает Сергей Колыванов, директор ростовского филиала одной из страховых компаний.

Председатель Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Ростовской области Александр Родин считает, что агрострахованием вообще должны заниматься только крупные игроки, имеющие большую «зону покрытия»:

– Сегодня на рынке этого вида финансовых услуг много мелких компаний, которые при наступлении страхового случая просто не в состоянии возместить аграрию его потери, так как это грозит им разорением. Поэтому такие фирмы делают всё, чтобы не выплачивать страховые премии. Крупные страховые компании за счёт больших оборотов имеют возможность выполнять свои обязательства перед клиентами.

Каждая из сторон права по-своему. Нужен компромисс. А пока развитие агрострахование на юге страны движется с большим трудом, и договариваться о нормальной работе у сельхозпроизводителей и страховщиков не получается. Впрочем, специалисты уверены, что ситуация изменится – этому способствуют погодные катаклизмы, из-за которых уже не первый год страдают южнороссийские крестьяне.