Сегодня мы только приступаем к настоящему освоению неба, его колонизации. Почему можно так утверждать?
Над нами по собственным правилам начинают летать тысячи, а скоро и миллионы машин. Они должны уметь договариваться друг с другом, обеспечивать безопасность прежде всего для человека, и потом уже для себя.
Отрасль беспилотной авиации только зарождается. В настоящий момент у нее больше ограничений, чем стимулов к росту. Нужно развернуть негативный тренд, создать новое нормативное регулирование и механизмы управления отраслью беспилотных авиационных систем (БАС), необходимые для технологического рывка. Каковы принципы и подходы к формированию новой отрасли? Применимы ли для беспилотников модели управления, сложившиеся за 100 лет развития гражданской авиации?
Все это обсуждали вчера на одной из дискуссий в рамках Петербургского экономического форума.
Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ), он же спецпредставитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков (однофамилец), модерировавший дискуссию, обозначил несколько факторов, которые определяют развитие отрасли беспилотников (БПЛА) в нашей стране до 2035 года.
– Первое – невероятный прыжок развития технологий. Это для отрасли будет означать невероятно быстрый прогресс, смену технологических укладов, разделение на тех, у кого беспилотные инструменты есть и у кого нет.
Второй фактор – решение задачи безопасности. Суверенитет возможен только тогда, когда вы как страна тотально господствуете в своем небе, и здесь невозможно обойтись без дронов.
Третье – гражданское использование [БПЛА]: новые способы сельского хозяйства, мониторинга, логистики, которые сконцентрированы в нескольких десятках поручений президента и в формируемом новом нацпроекте по беспилотным авиационным системам», – заявил Дмитрий Песков.
Он отметил, что сельское хозяйство и добыча ресурсов для России даст большую уверенность в будущем, поскольку наша страна выигрывает от изменения климата, количество посевных земель увеличивается на десятки млн га.
– В среднем использование дронов увеличивает на 50 % производительность, сочетая набор мониторинга, посева и использования средств защиты растений. Экономический эффект колоссальный – на горизонте 2035 года можно говорить об удвоении производительности, – сказал Дмитрий Песков.
Он также отметил, что индустрия дронов – единственный способ длительное время управлять климатическими изменениями на Земле.
По разным оценкам, к 2030 году инвестиции в российскую отрасль БПЛА составят от 200 – 500 млрд. до 1 трлн. руб.
Глобальный энергопереход и использование искусственного интеллекта (ИИ) в дронах влияет на экономический уклад стран, «поднимает в воздух» логистику, подчеркнул спецпредставитель президента.
Дроны и ИИ – это базовая технологическая платформа освоения неба, при этом «с каждой дополнительной минутой их способности пребывать в небе у нас появляется новая экономическая, политическая, военная модель».
Главным геополитическим изменением, которое ждет человечество в ближайшие десятилетия, Дмитрий Песков назвал переход от талассократии (власти посредством моря) к аэрократии (власти посредством воздуха).
– Мы видим в небе как минимум четыре этажа: то, что ниже 800 м от земли – где дроны становятся полновластными хозяевами, где мы переходим от единиц машин, находящимся в воздухе, к миллионам. Это граница между гражданской авиацией и автомобилями. Второй этаж, где дроны сосуществуют с гражданской авиацией. Третий этаж, которого раньше никогда не было – тропосфера, это место, которое ведущие державы пытаются колонизировать, где вы можете отправить беспилотник на солнечных батареях и с хорошим аккумулятором, и он будет летать месяцами. Четвертый этаж, который раньше назывался ближний космос, сейчас мы говорим, что существует дальнее небо, – перечислил он.
По словам Дмитрия Пескова, отрасль БПЛА сейчас переживает взрывной рост в России, при этом сложилась уникальная конфигурация, когда впервые за последние годы производители, регуляторы, региональные власти и IT-компании работают в одной команде.
– Энергия волонтерских команд, небольших конструкторских бюро, регионов, энтузиастов двигается к тому, чтобы у нашей страны появилось «воздушное будущее», часть технологического суверенитета и место, в котором можно сделать лучшую карьеру в России в ближайшие 20 лет. Мы росли в прошлый год со скоростью в десятки процентов. Многие считают, что в этот год компании отрасли вырастут на 200-400 %, этот темп пару лет еще сохранится. Наша задача – очень быстро создать настолько привлекательные активы, чтобы они стали интересны крупным игрокам, тогда мы довольно быстро придем в стабильное, но «взрывное» развитие.
Цели определены, задачи ясны, вопрос: кто и как эту невероятную амбицию реализует? – резюмировал Дмитрий Песков.
Представители отрасли БПЛА в ответ повествовали, что они делают для развития беспилотной авиации в ближайшем будущем.
Например, гендиректор группы Т1 Игорь Калганов заявил о подготовке к выпуску большой линейки беспилотников разных классов и о дальнейшем расширении сети доставки грузов в различных регионах.
Председатель правления «Геоскан» Алексей Семенов рассказал о готовности запустить восемь космических спутников до конца года и в дальнейшем использовать их для дистанционного зондирования Земли. Скоро компания намерена образовательные спутники для учебных заведений.
Замдиректора по инновациям «Финко» Вадим Кузнецов сообщил о планах компании по разработке нескольких конвертопланов для их последующего серийного выпуска.
На сегодняшний день компания ежедневно производит шесть БПЛА. По его мнению, следует развивать отрасль автономных дронов и активно внедрять ИИ в эту сферу. Председатель совета директоров «ВессоЛинк» Олег Бадера заявил о необходимости автоматизировать полеты дронов, чтобы они не пересекались на воздушных маршрутах, для этого компания создает необходимую инфраструктуру. В этом году пилотный концессионный проект будет запущен в пяти регионах.