Семейные предприятия в нашей стране до сих пор не имеют адресной поддержки и могут рассчитывать только на себя, так как понятие “семейное предпринимательство” не закреплено в законодательстве.

В Год семьи по инициативе донских бизнесменов в ТПП Ростовской области создан комитет по семейному предпринимательству. Как помочь семьям выстроить эффективную систему управления и продвижения собственного предприятия, разработать яркий семейный бренд? Где можно заявить о проблемах, обсудить их с единомышленниками и представителями власти? Теперь таким местом становится профильный комитет региональной ТПП — здесь обсуждают законодательные инициативы, предлагают поправки, обмениваются новостями, налаживают деловые контакты. И, конечно, активно работают над внесением поправок в законопроект о семейном предпринимательстве.

Руководит комитетом Виталий Медко, управляющий партнёр ООО “Юридическая фирма “Medko Group”. Свою компанию, предоставляющую правовые услуги бизнесу, он основал десять лет назад. Постепенно дело стало семейным — в рабочий процесс включилась супруга, а потом и другие родственники.

Справка “КП”. Семейное предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, чья собственность контролируется членами одной семьи (династии): супругами, их родителями, детьми, братьями, сестрами, внуками, а также дедушками и бабушками, братьями и сестрами родителей, усыновителями и усыновленными. Они должны владеть более чем 50 процентами долей или акций. Для ИП, а также производственного или потребительского кооператива необходимо, чтобы не менее половины участников или работников были членами одной семьи. 

От идеи до закона

Сейчас идёт большая работа по внесению изменений в региональный закон о семейном предпринимательстве. Люди ждут, что до конца текущего года документ будет принят.

— Виталий Игоревич, на какой стадии находится этот вопрос?

— Вопрос в фокусе внимания законодательного собрания, торгово-промышленной палаты ростовской области. Уверен, что благодаря такому активному вниманию — уже в третий раз обсуждается закон о семейном предпринимательстве — в конце года внесение изменений в закон о малом и среднем предпринимательстве произойдёт и понятие семейного предпринимательства появится в нашем региональном законодательстве.

Помогают ли депутаты законодательного собрания пробивать вашу инициативу?

— Да, конечно, безусловно. В первую очередь спасибо Игорю Владимировичу Буракову, который продвигает эту историю, пытается максимально поддержать малое и среднее предпринимательство, а тем более семейное. Благодаря совместной работе этот проект получил законодательное определение, и мы смогли гордо примерить на себя звание семейного предпринимателя.

Какова здесь роль торгово-промышленной палаты?

— Я бы сказал, основная, созидающая. Без Торгово-промышленной палаты вообще бы не было этого проекта. Поправки в региональный закон о малом и среднем бизнесе предложены и продвигаются именно по инициативе ТПП РО.

Аффилированность, наследование, трудоустройство детей и подростков — как известно, все эти моменты сегодня прорабатываются. А какие ещё вопросы возникали?

— Вы абсолютно правы, основных вопроса три, они и регионального характера, и федерального. Наследование, передача по наследству имущества в рамках компании, потому что современное наше законодательство не предоставляет возможности выбора отдельных посредников от компании. Второй вопрос — дробление бизнеса, тем более что в этом году по поручению президента РФ проведена амнистия дробления бизнеса, это тоже важно для семейного предпринимательства. Кадры, трудоустройство членов семьи, в том числе несовершеннолетних — не менее актуально. Но, помимо этого, ещё и работа с банками, чтобы проектировать, прогнозировать на перспективу кредитно-финансовую политику фирмы. Сюда же — позиционирование бренда семейной компании как на Дону, так и в РФ. Это достаточно сложные вопросы, причём не только материального характера, но и не материального.

Расскажите о своём семейном бизнесе.

— У нас юридическая фирма, бизнес достаточно сложный, основан в 2014 году. Я являлся основателем компании, потом присоединилась моя супруга, теперь в бизнесе у нас участвуют несколько членов семьи. Мы постоянно развиваемся, расширяем свою географию, а значит, растёт пул клиентов. Теперь у нас офис и в Ростовской области, и в Москве. Мы входим в проект “Семейные компании” под патронатом президента ТПП РФ.

— Какие планы у вас как у председателя комитета? Что ещё хочется сделать для поддержки семейного бизнеса?

— Я считаю, для того, чтобы было развитие, надо отталкиваться от понятийного аппарата. Вот когда у нас появится понятие “семейное предпринимательство”, уже будет следующий шаг — его конкретизация. Чёткое определение этого феномена станет тем самым каркасом, скелетом, на который мы будем накидывать всё, что касается льгот и преференций, мер поддержки, не обязательно финансовых. Например, история для нас традиционно очень актуальная — получение земельных участков, получение помещений. Вот то, что интересно донскому бизнесу. И конечно, для нас важно, чтобы популяризация семейного предпринимательства осуществлялась не только в текущий Год семьи, но и в дальнейшем. Мы считаем, что в России, в Ростовской области — это история в долгую, и это то, что позволяет развиваться местной экономике. Здесь речь идёт ведь не о создании рабочих мест для начинающих предпринимателей, пытающихся создать новый бизнес-проект, который может увять через год, а именно о поддержке фундаментальной темы, которая будет работать очень-очень долго.

Во многих странах семейный бизнес традиционно ведётся веками, передаваясь из поколения в поколение. Ротшильды, Рокфеллеры известны с очень давних времён. Сегодня все знают такие семейные предприятия, как Ford, BMW и другие. Как вы считаете, идея привлекать семейный бизнес, который желает переехать из-за рубежа к нам в Россию, она может состояться?

—  Конечно, ни одну идею с ходу отталкивать нельзя. Но я бы обратил внимание сначала на наш донской бизнес. Давайте мы себя поднимем, выдержим свою внутреннюю конкуренцию, а потом уже займёмся привлечением на нашу землю единомышленников. Нас почему-то не особо приглашают открывать свой бизнес за границей.

…По статистике, более 70 процентов малых и средних предприятий в современной России являются семейными. И это общемировая тенденция. Близкие люди, работающие с основания компании, знают все нюансы деятельности, передают опыт последующим поколениям, стремятся сохранить и укрепить этот бизнес для семьи. Именно поэтому такая форма предпринимательства имеет большое будущее. Это серьезно и надолго. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *