Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олег Дереза рассказал, с какими вопросами чаще всего обращается бизнес:

За прошедший год институтом уполномоченного было получено 2.146 обращений, что почти в 2 раза выше показателя 2021 года. Более 65% обращений составляют жалобы на нарушение прав и законных интересов. Статистика от года к году не претерпевает значительных изменений. И в текущем году проблемными остаются вопросы уголовного преследования предпринимателей, имущественно-земельных отношений, урегулирования споров с ресурсоснабжающими организациями, а также жалобы на действия или бездействие органов власти.

Но точно могу отметить, что стало меньше вопросов, связанных с административным давлением со стороны органов контрольно-надзорной деятельности. Несколько лет назад эта категория входила в тройку лидеров по жалобам бизнеса. Бизнес волновали проверки, штрафы, несправедливые «придирки». «Регуляторная гильотина» и введенный мораторий на проверки бизнеса сделали своё дело — отсекли много проблем. В то же время, в 2022-2023 годах мы фиксируем и жалобы, которых раньше не было. Они связаны с резким ростом платы за водоотведение и сверхнормативный сброс сточных вод для малых и средних предпринимателей.

За 9 месяцев 2023 года количество обращений предпринимателей по спорам с ресурсоснабжающими организациями в сфере вывоза твердых коммунальных отходов, платы за водоотведение, бездоговорного потребления электроэнергии увеличилось вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

Произошло это потому, что многие энергосбытовые компании в этом году ушли с рынка, «позабыв» о процедурах уведомления об этом потребителей. В результате предприниматель продолжал платить такой компании до тех пор, пока непосредственный поставщик электроэнергии не обращался в суд с требованиями об уплате тех же денежных сумм, но уже в его пользу. В судах мы отстояли права бизнеса: по всем делам такой категории, которые были у нас на контроле, судьи отказали в удовлетворении требований о повторном взыскании платежей за электроэнергию.

Проблема резкого роста платы за водоотведение связана со вступлением в силу с 3 июня 2020 года новой редакции федеральных Правил холодного водоснабжения и водоотведения, после чего тарифная нагрузка на организации, расположенные в многоквартирных домах и не имеющих отдельного стока, выросла в разы, поскольку их — «без каких-либо лабораторных подтверждений» — заподозрили в негативном воздействии на систему водоотведения. Данная проблема обострилась в этом году в связи с выставлением водоснабжающими организациями счетов за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за прошлые периоды. Всплеск обращений был по таким муниципальным образованиям, как Гуково, Усть-Донецкий район, Зверево. Эти вопросы неоднократно обсуждались на площадках федерального уровня; давалось множество разъяснений. Со своей стороны, мы оказываем поддержку предпринимателям в судебных спорах с ресурсниками, направляем свои предложения федеральному бизнес-омбудсмену.

На сегодняшний день система контроля и надзора качественно изменена. Упрощена система взимания штрафов за административные правонарушения. Теперь за первое нарушение вместо штрафа — предупреждение. Для малых и микропредприятий штрафы снижены в два раза. Мы осуществляем постоянный мониторинг количества проверок бизнеса и уже сейчас видим существенное смещение акцента с проверок на профилактические мероприятия. Такая тенденция наблюдается на всех уровнях — федеральном, региональном и муниципальном. Это выгодно для обеих сторон — бизнес получает снижение административной нагрузки благодаря отсутствию штрафов, а государство — стимулирует добросовестность бизнеса.

Кроме того, если у предпринимателя возникают подозрения в законности проведения проверки, мы всегда берем такое обращение на контроль и сопровождаем предпринимателя на всех этапах выездной проверки. Право принимать участие в проверке, проводимой в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, предоставлено уполномоченному в соответствии со статьей 5 регионального закона об уполномоченном бизнес-защитнике. Требуется только письменное согласие субъекта бизнеса.

При проведении выездной проверки с участием уполномоченного исключается возможность нарушений или необъективного отношения к заявителю со стороны проверяющих.

К чести контрольно-надзорных органов, в чьих проверках участвовал уполномоченный в 2022-2023 годах, злоупотреблений в поведении инспекторов не выявлено.

При этом уполномоченный рекомендует предпринимателю ещё на этапе проведения проверки устранить выявленные замечания и представить проверяющим копии подтверждающих это документов, а контрольному (надзорному) органу предлагается учесть данный факт при принятии итогового решения и не допускать включения устраненных в период проверки нарушений в предписание. Также мы обращаем внимание контрольных (надзорных) органов на необходимость применения в отношении предпринимателя предупреждения вместо штрафа за впервые совершенное негрубое административное нарушение.


Только цифры

По итогам I полугодия 2023 года доля профилактических мероприятий по всем видам контроля (надзора) составила 91%, в аналогичном периоде прошлого года — 75%. За это же время практически в 3 раза (с 25% до 9%) снизилась доля проверок бизнеса в общем количестве контрольно-надзорных мероприятий.

За 9 месяцев 2023 года было проведено 57 выездных проверок бизнеса, что практически в два раза меньше показателя аналогичного периода прошлого года (112).

За 9 месяцев 2023 года доля профилактических мероприятий при проведении налоговых проверок в сфере применения контрольно-кассовой техники составила 92%. Иными словами, на одно контрольно-надзорное мероприятие в налоговой сфере проводится 9 профилактических.

Добавить комментарий