Эксперты Роскачества проверили качество мёда 16 торговых марок, принадлежащих крупнейшим розничным сетям. Специалисты пришли к выводу, что там производят и продают суррогат.

Например, в продукт добавляют сироп, мед отбирают незрелым или перегревают. Кроме того, количество ферментов, которые пчела выделяет особыми железами своего организма при переработке нектара в мёд, не соответствует показателям натуральной продукции.

По ГОСТам и без

Мониторинг рынка мёда Роскачество провело не впервые. Это делают регулярно по поручению Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Веерные и целевые исследования также ежемесячно организуют в регионах и торговых каналах.

На этот раз в федеральных сетях закупили мёд 16 торговых марок. Его изготовили три крупных компании. По ГОСТ 19792-2017 «Мёд натуральный. Технические условия» произвели мед 10 марок меда, по ГОСТ 31766-2022 «Мёды монофлорные. Технические условия» — 5, по техническим условиям (ТУ) — 1.

Топ нарушений

Аналитики назвали три самых распространенных варианта фальсификации меда. Первый — добавка сиропа пшеничного и кукурузного происхождения. Она есть в баночках: «Медовая долина» — цветочный, «Каждый день» — гречишный, «Spar» — цветочный, «365 дней» — цветочный, сделанный по ТУ и не соответствующий по характеристикам натуральному меду, «Наша Сибирь» — цветочный, «Полевые просторы» и «Горный», «Дедушкин улей» — липовый, «О`кей Daily» — цветочный, «Просто» — разнотравье, «Медовый край» — разнотравье и липовый, «Медовая долина» — липовый.

Второй — не дотянувший до нормы пролин. Это аминокислота, которая содержится только в меде и которую нельзя довнести. Ее недостаток говорит о том, что мёд отобрали незрелым, сфальсифицировали или перегрели.

Здесь не с лучшей стороны показали себя шесть марок: «Дедушкин улей», «365 дней», «Медовый край» — липовый, «Наша Сибирь» — «Полевые просторы», «О` кей Daily», «Просто».

– В образцах с этими названиями количество пролина оказалось нехарактерным для натурального мёда. Так что можно утверждать, что этот мёд разбавили и могли сфальсифицировать, — объяснили в пресс-службе Роскачества.

Третий признак фальсификации — несоответствие ботанического происхождения мёда. Показатель определяют по диастазе — одному из ферментов, наличием которых мёд и ценен. Небольшое количество таких веществ присутствует в нектаре и пыльце растений, основную же часть производят слюнные железы пчёл при переработке нектара в мёд. Низкое содержание или отсутствие ферментов — своего рода индикатор. Он показывает, что за продукт перед потребителем — искусственный, фальсифицированный, перегретый или неправильно хранившийся. Любой из вариантов подтверждает, что покупателя вводят в заблуждение.

Среди аутсайдеров по этому параметру: «Наша Сибирь» — цветочный, «Таежный дар» и «Полевые просторы», «Лента» — гречишный, «Медовый край» — разнотравье, «Ваш выбор» — цветочный, «365 дней».

Лабазник вместо липы

В лаборатории выяснили, что за мёд находится в банке. Для этого оценили количество доминирующих пыльцевых зерен.

Оказалось, что марка «Наша Сибирь» декларирует свой мед как цветочный, а он оказался подсолнечниковым. В липовом от «Медовой долины» пыльцевые зёрна липы на втором месте после лабазника, а под этикеткой «Разнотравье» тоже поместили подсолнечниковый мёд. В гречишные «Ленты» гречиху подвинули крестоцветные. У марок «Медовый край» и «Просто» вместо разнотравья больше зерён подсолнечника, они же победили в якобы цветочном от «Spar», «О`кей Daily», «Ваш выбор» и «365 дней».

– Ни одна из представленных марок не соответствует обязательным требованиям законодательства, так как имеет признаки фальсификации, – констатировали в пресс-службе Роскачества.

Молниеносная реакция

Россельхознадзор сообщил в Роскачество, что всем трём компаниям-изготовителям объявили предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Кроме того, Росаккредитация признала недействительными две декларации о соответствии — на «Мёд натуральный цветочный» марки «Ваш выбор», произведённый компанией «ТД «Воял», и «Мёд натуральный цветочный липовый» марки «Медовая долина», выпущенный фирмой «Медовая Долина». Эти товары сочли не отвечающими нормам технических регламентов и законодательства России, а потому запретили продавать.

После этого «ТД Воял» сообщило, что предприятие провело несколько корректирующих мероприятий, и направило заявку на повторные испытания.

Третий нарушитель, компания «Медовый Дом», заверила Роскачество, что провела работу над ошибками, и попросила сделать контрольные закупки новых партий.

Розничные сети тоже стали исправляться. По информации службы качества торговой сети «Лента», остатков скомпрометировавших себя товаров марки «Наша Сибирь» уже нет. Также там усилили контроль качества.

Сеть «Spar» объявила о приостановке реализации исследованного мёда своей марки и проведении работы с поставщиком. А сеть «Глобус» решает вопрос с поставщиком мёда марки «Ваш выбор».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *