Мера затронет мороженую рыбу, зерновые, масличные, подсолнечное масло, сахарную свёклу и сахар. Нововведение может серьезно увеличит нагрузку на бизнес.
Почему? По просьбе редакции советник президента торгово- промышленной палаты Ростовской области Юрий Владимирович Корнюш изучил проблему.
Президент России Владимир Путин поддержал ещё в марте прошлого года инициативу о создании зерновой биржи в рамках БРИКС, отметил, что биржевые спекуляции влияют на цены, и это отражается на потребителях.
– Что касается биржи, то, конечно, вы правы абсолютно. Все эти биржевые индексы формируются или в Штатах, или в Европе, в том же Париже. Я не знаю, французы сколько производят зерна? Думаю, что поменьше, чем мы. А по традиции там формируется биржевой индекс. Конечно, это несправедливо, потому что отсюда это влияет на ценообразование. Идея у вас очень хорошая, – заявил Путин на встрече с представителями агропромышленного комплекса в Ставропольском крае.
Он отметил, что, поскольку в БРИКС есть страны, которые производят и покупают зерновые, то они могут этим заинтересоваться.
– Тем более, что вот эти вещи спекулятивного характера, они, конечно, отражаются в конечном итоге на потребителях. И это проблема. А эти проблемы все правительства пытаются решить… По вашему предложению мы обязательно это проработаем с партнёрами, – добавил президент.
Ранее Союз экспортёров зерна в рамках председательства России в БРИКС в 2024 году предложил создать зерновую биржу этого объединения стран, являющихся крупнейшими мировыми производителями и потребителями зерновых.
Затем Путин вернулся к идее создать зерновую биржу БРИКС ради контроля цен на продовольствие в октябре минувшего года.
На расширенном заседании саммита БРИКС в Казани он отметил, что несколько стран объединения находятся среди мировых лидеров по производству ряда сельскохозяйственных культур.
– В этой связи предложили открыть зерновую биржу БРИКС, которая будет способствовать формированию справедливых и предсказуемых ценовых индикаторов на продукты и сырье с учётом его особой роли в обеспечении продовольственной безопасности, – подчеркнул он.
Выполняя поручение президента, власти разработали законопроект, согласно которому бизнес могут обязать продавать до 25% объёма производимой в месяц продукции разных категорий через биржу. Также учитываются объёмы, реализованные на территории страны в соответствующий месяц за три года до расчёта.
Документ сейчас прорабатывается профильными ведомствами, включая ФАС, Минфин и Минэкономразвития, в случае принятия новелла вступит в силу 1 сентября 2025 года.
По информации РБК, на биржу предполагается вывести мороженую рыбу, ракообразных, пшеницу, ячмень, кукурузу, сою, подсолнечник, сахарную свёклу, подсолнечное масло, белый сахар.
Также нововведение затронет цемент, металлы и сырьё, алмазы, нефтехимию, удобрения, кислоты, спирты, пластмассы, полимеры, уголь и необработанную древесину. Теоретически, обязательная продажа части продукции на бирже направлена на формирование ценовых индикаторов, создание прозрачного ценообразования и уменьшение зависимости от зарубежных ценовых агентств, уточняется в документе.
Вступление закона в силу должно способствовать улучшению механизмов ценообразования, обеспечить открытость сделок, снизить риски, включая антимонопольные нарушения, и создать базу для внутреннего обращения товаров. Также это позволит организовать недискриминационный доступ покупателей к товарам и доступ к торгам в дистанционном формате, сокращая затраты на реализацию товаров. При этом нововведение не будет распространяться на малый бизнес.
Кроме того, законопроект предполагает введение административной ответственность за нарушение требований о продаже товаров через организованные торги: штраф в 30-50 тыс. руб. для должностных лиц и 300-500 для юридических. Начало тестовых биржевых торгов, как пояснили в ФАС, возможно после утверждения и определения окончательного перечня продукции.
– При этом на платформах различных товарно-сырьевых бирж уже представлена широкая номенклатура товаров, которая позволяет сформировать национальные индикаторы, сообщили в службе.
Но у новации есть нюансы.
Так, независимый эксперт аграрного рынка Александр Корбут говорит, что к нововведению много вопросов. Во-первых, обращает внимание он, урожай собирается в определённый период – растениеводческая продукция не является товаром непрерывного производства. Соответственно, требование о реализации до 25% производимых в месяц товаров обяжет аграриев продавать продукцию в период сбора урожая – то есть низких цен.
– Это дополнительное изъятие денег, – говорит он.
Во-вторых, продолжает Корбут, нет ясности, как, собственно, будет рассчитываться индекс, ради которого и разрабатывался законопроект, – к какому базису поставки он будет привязан.
Ранее правительство уже обязывало сельхозпроизводителей регистрировать все сделки определённого объёма через биржу, но из этого ожидаемо ничего не получилось, напоминает эксперт.
– Эта система требует гарантий исполнения обязательств всеми сторонами, – прокомментировал Корбут.
В любом случае, продолжает он, даже если в итоге сделки проходить не будут, участнику торгов придётся заплатить бирже за регистрацию и др.
– То есть это, с моей точки зрения, дополнительный налог, который не даст никаких результатов с точки зрения установления ценовых индексов. Это, я полагаю, желание биржи, чтобы расширить свою сферу деятельности и сформировать базу данных по производителям и торговцам. Кроме того, я не знаю, как в таком случае будет обеспечиваться коммерческая тайна, поскольку биржа – это открытый механизм. Соответственно, коммерческая тайна купли-продажи будет открыта, – рассуждает Корбут.
По его мнению, с учётом количества участников рынка, было бы проще запрашивать данные о покупателях – экспортёрах и переработчиках, а не о продавцах. Эксперт уверен, что этот механизм в нынешнем виде должен касаться только товаров с непрерывным циклом производства.
– Это (обязанность продавать cтоль значимую часть продукции на бирже) серьезно увеличит нагрузку на бизнес, а транспарентность этого дела очень сомнительна, – прокомментировал инициативу гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) также указывают, что идея ввести обязательный норматив для реализации рыбной продукции через биржу, с которой ранее выступала ФАС, не принесёт пользы отрасли, а лишь создаст дополнительную нагрузку.
– Рыбная продукция не подходит для биржевой торговли из-за своей неоднородности, а биржа не сократит путь товара до потребителя, а, наоборот, добавит нового посредника между «рыбаком и прилавком», что может привести к росту цен, – сообщили в АСРФ.
Есть и другие точки зрения.
Например, директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков считает, что требование является целесообразным для зерна, сахара и мороженой рыбы, поскольку эти товары стандартизированы, имеют высокую ликвидность и активно торгуются на бирже. Например, зерновые и сахар являются объектами биржевых торгов в других странах, что позволяет формировать объективные ценовые индикаторы.
– Товары с высокой зависимостью от внешних цен, такие, как зерно, где цены часто привязаны к международным котировкам, также подходят для биржевых торгов, что может снизить зависимость от зарубежных агентств, – считает Кабаков.
Однако, с другой стороны, требование может быть нецелесообразно для скоропортящихся продуктов, таких как овощи, фрукты и молочная продукция, поскольку их сложно длительно хранить, а биржевые процедуры могут привести к порче товаров. Также это касается нестандартизированных продуктов.
– Реализация идеи сталкивается с рядом сложностей и нюансов. Инфраструктурные проблемы включают необходимость создания биржевой инфраструктуры: склады и системы контроля качества, особенно в регионах, а также риск низкой ликвидности, если на биржу выйдет мало участников, – прокомментировал Кабаков.
По его мнению, экономические риски связаны с волатильностью цен, что может негативно сказаться на мелких производителях, и удорожанием логистики для товаров, требующих особых условий хранения.
– Административные барьеры включают сопротивление бизнеса из-за дополнительных издержек и бюрократии, а также сложности контроля, которые могут привести к злоупотреблениям, – продолжает Кабаков.
Социальные последствия могут включать исключение малого бизнеса из требований, что создаст неравные условия на рынке, и риск ухода части производителей в «тень», заключил эксперт.
По материалам РБК
Какая радость, наконец-то! Биржа народилась! Можно поздравить….