С 9 по 14 июля в Москве под девизом “Опережая время” проходил Форум будущих технологий. Событие стало первым в серии ежегодных мероприятий, посвящённых обсуждению прорывных направлений технологического развития страны. Главная задача Форума — стимулировать совместную работу государства, науки и бизнеса по развитию и внедрению технологий, позволяющих России соответствовать глобальным трендам и претендовать на мировое технологическое лидерство. Именно об этом говорил в своём обращении к участникам Владимир Путин.

Уважаемые коллеги! Не буду говорить сегодня о сугубо научных вещах – это дело тех, кто здесь сидит со мной рядом, во всяком случае некоторых коллег, и тех, кто в зале находится: лучше вас, лучше специалистов этого никто не знает. Но при этом посчитал важным рассказать о том, как мы строим нашу работу на государственном уровне, как выстраиваем международное научное и технологическое сотрудничество в условиях фактической блокады, объявленной России властями и правящими элитами некоторых стран.

Мы действительно столкнулись с давлением, с попытками через ограничение доступа к технологиям заставить нас отказаться от суверенитета, от права самим выбирать свой исторический путь. Наши оппоненты рассчитывали, что мы отступимся, сдадимся, но так не будет. Россия будет идти только вперёд, причём своим собственным путём, не изолируясь ни от кого в то же самое время.

На внешние вызовы мы отвечаем только усилением качества и эффективности работы, распространением свободы. Так это, кстати, произошло и в 2014 году, когда первая волна внешних санкций стала стимулом для бурного развития некоторых направлений, в том числе сельского хозяйства.

Об основных сферах

Сегодня аналогичные позитивные процессы набирают силу в промышленности и в технологической сфере. При этом мы понимаем, что в текущих условиях главное для опережающего развития – сосредоточить усилия на приоритетных задачах.

Во-первых, на тех направлениях, где мы уже обладаем технологиями и продуктами глобального уровня, например в атомной энергетике, в искусственном интеллекте и во многих других сферах.

Во-вторых, на тех областях, которые являются критическими для развития страны и где мы в обязательном порядке должны обладать собственными компетенциями. При этом у нас должны быть не просто научные разработки и базовые решения, а вся технологическая и производственная цепочка: собственное оборудование, элементная база, программное обеспечение и, конечно, кадры.

Безусловно, решая задачи технологического суверенитета, мы не собираемся замыкаться в себе. Напротив, намерены создавать и расширять равноправные, взаимовыгодные технологические и научные альянсы с другими государствами.

Отмечу, что в рамках российского председательства в БРИКС в следующем году будем обсуждать с нашими партнёрами такие конкретные проекты в целом ряде значимых сфер. В том числе речь идёт о передовых технологиях вычислений, обработки, хранения и передачи данных. Остановлюсь на этой теме поподробнее, если позволите, тем более что именно данный вопрос – в центре внимания Форума будущих технологий в этом году.

“Большие данные” критически важны

Наша принципиальная задача – перевести всю экономику, социальную сферу, органы власти, работу органов власти на качественно новые принципы работы, внедрить управление на новых данных – на основе больших данных. Эффект, как мы рассчитываем, будет в полном смысле комплексным, мультипликативным. Это кратное повышение качества управления и производительности труда, рабочие места с передовыми компетенциями и высокими заработными платами, доступность услуг, сервисов, принципиально иные возможности для наших граждан, для человека.

Так, цифровые платформы позволят развивать умные города и беспилотные системы, использовать «цифровые двойники» технических систем и процессов их производства, начать широкое применение точного земледелия в сельском хозяйстве, выйти на новый уровень в логистике и энергетике, в развитии телемедицины и онлайн-образования, в предоставлении госуслуг и осуществлении финансовых расчётов. В целом платформенные решения откроют дорогу к тому, чтобы полномасштабно автоматизировать не только технологические процессы, но и взаимоотношения между участниками рынка.

Для таких изменений всё, что связанно с данными, большими данными, принимает критически важное значение. Речь, по сути, идёт о системообразующей инфраструктуре для нашего дальнейшего развития, для будущего нашей экономики в целом. И очевидно, что зависимость в этой сфере означает серьёзные угрозы для национальной безопасности, ослабление, а то и утрату суверенитета страны. Мы должны, безусловно, думать над этим и смотреть в будущее.

Будем говорить прямо: именно к этому стремились некоторые страны, когда любыми путями пытались в буквальном смысле подсадить нашу страну на зарубежные технологические платформы и стандарты, и надо признать: не без успеха. Понятно, что взаимозависимость неизбежна. Понятно, что взаимозависимость – это объективная вещь. Но всё-таки между общими словами об открытости и собственной рубашкой, которая ближе к телу, разница есть, и мы на практике часто эту разницу видим.

Многие критические технологии в этой сфере мы покупали, что называется, в чужом магазине, в своего рода супермаркете готовых, кем-то произведённых решений. А в какой-то момент перед нами просто плотно затворили дверь и повесили вывеску «Закрыто».

Мы извлекли уроки, сделали необходимые выводы. Правительством, государственными и частными компаниями уже немало сделано, чтобы изменить положение дел. Но нужно идти дальше: решать более сложные, системные задачи, планировать эту работу вдолгую.

Ещё один нацпроект

Предлагаю в течение года подготовить новый национальный проект на период до 2030 года, а именно нацпроект по формированию экономики данных. Подчеркну: речь не только о том, чтобы консолидировать существующие инструменты поддержки развития цифровой экономики, искусственного интеллекта и высокотехнологичных проектов, включая «дорожные карты» по развитию квантовых технологий, о которых вы говорите сегодня и которые сегодня компании с госучастием пытаются осуществить на практике – разработки в этой сфере осуществить на практике.

Нужно выстроить именно целостный механизм создания и повсеместного внедрения передовых разработок. Это на самом деле касается всех технологий и сфер жизни, безусловно. Мы много об этом говорим, постепенно двигаемся, решаем эти вопросы. Но нужно максимально форсировать такую работу, в том числе и по такому направлению, как формирование экономики данных, о которой уже сказал.

Здесь значимо всё: это исследования, подготовка кадров на всех уровнях образования, формирование условий для выпуска и тестирования пилотных образцов продукции, спрос на отечественные продукты и сервисы в области вычислений и работы с данными, а также гибкое регулирование и поддержка производства.

При этом принципиально важно системно смотреть на следующий технологический уклад, создавать отрасли и рынки будущего. Именно в такой логике построен нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем. Как мы и договаривались с коллегами, прошу утвердить его до 1 сентября 2023 года, а также учесть это приоритетное направление при формировании бюджета на 2024-й и плановый период до 2026 года.

Уважаемые коллеги, новый национальный проект по формированию экономики данных должен коснуться всех этапов и уровней работы.

Первое – это сбор данных. Имею в виду в том числе высокочувствительные датчики, включая квантовые сенсоры, которые радикально повышают точность позиционирования объектов, позволяют обнаруживать заболевания на самых ранних стадиях, применяются в других передовых областях, например в системах спутниковой и наземной связи.

Второе – это передача данных, развитие систем связи. Причём не только текущего, но и последующих поколений, которые, по прогнозам, смогут передавать информацию в режиме реального времени, что критически необходимо для развития робототехники, систем беспилотного транспорта и автоматизации городской среды.

Третье – это суверенная инфраструктура для вычислений и хранения данных внутри страны. Речь прежде всего об отечественных облачных платформах и центрах обработки данных, которые смогут эффективно поддерживать работу государственных органов, предприятий, операторов связи, а также вычислительные мощности собственного производства, в том числе на качественно новых принципах. Имею в виду компьютеры, о чём мы сейчас говорили с коллегами и что мне показывали, с использованием квантовых и фотонных технологий, о которых мы ещё поговорим.

Четвёртое – это безопасность данных. Безусловно, этот аспект мы в полной мере должны учитывать, иметь в виду. В том числе считаю необходимым продолжить работу над технологиями квантовых коммуникаций и квантового шифрования. Такие технологии обеспечивают устойчивость информационных систем к кибератакам с применением как классических, так и квантовых компьютеров, позволяют создать неуязвимые для взлома системы, а также развивать защищённую квантовую связь. Кстати, по этому направлению Россия в числе лидеров. Конечно, и в этой сфере мы пока делаем только первые шаги, – сейчас коллеги тоже об этом рассказывали, – но всё-таки это уже ощутимый, осязаемый результат.

Пятое – это суверенные и национальные стандарты и протоколы работы с данными. Такие стандарты необходимы для надёжной обработки и хранения данных, в том числе персональной информации граждан, для применения технологий квантовой криптографии, для кибербезопасности, защиты от атак.

Шестое – это алгоритмы обработки и анализа данных, включая решения в области искусственного интеллекта, а также отечественное программное обеспечение. Наличие таких национальных инструментов гарантирует суверенность данных, существенно уменьшает зависимость от иностранных поставщиков и повысит контроль над критической инфраструктурой.

И, безусловно, необходимы так называемые хранилища кода – отечественные платформы и сервисы, которые нужны для совместной работы программистов не только из России, но и из других государств мира. Подчеркну, работа по всем перечисленным направлениям должна быть нацелена на системное изменение всех отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления, качества жизни людей на всей территории нашей страны.

Сейчас хотел бы предметно обратиться к квантовым технологиям, которые являются основной темой сегодняшней дискуссии. Сейчас только и на выставке, в беседе с представителями науки меня пробовали посвящать в это более детально. Нам с вами нужно не только решать текущие задачи, но и обязательно смотреть вперёд – за горизонт, постараться расширить возможности человека, управлять мельчайшими объектами, поставить на службу прогрессу сложнейшие физические процессы.

Квантовый мир не торопится открывать все свои тайны, но отечественные исследователи готовы решать сложнейшие научные задачи, открывать путь к созданию передовых решений. И это стремление, безусловно, – сейчас ещё раз повторю, мы только что говорили об этом, – мы будем поддерживать.

Прошу в рамках национального проекта по формированию экономики данных определить меры поддержки фундаментальных исследований, включая увеличение объёмов финансирования.

Причём имею в виду научный поиск по широкому спектру вычислительных технологий, многие из которых, вы это прекрасно знаете, работают на принципах квантовой физики и механики, связаны с достижениями и первой, и развивающейся на наших глазах второй квантовой революции, – о чём мне сейчас только наш ведущий рассказывал на выставке, – второй революции, которая стала стимулом в том числе для создания технологий квантовых вычислений и квантовых компьютеров.

Однако, по всем прогнозам, перспективные вычислительные системы будут представлять из себя как раз гибридные решения, в которых присутствует и так называемое квантовое ядро, и ставшие уже классическими технологии микроэлектроники.

Отмечу, что каждые десять лет производительность компьютеров увеличивается примерно в тысячу раз. Интегральные схемы сегодня уже содержат десятки миллиардов транзисторов. Гонка здесь идёт на запредельных скоростях.

Так, новый суперкомпьютер Сбера – Christofari Neo – способен производить порядка 12 тысяч триллионов операций в секунду, а суперкомпьютер «Яндекса» – «Червоненкис» – почти вдвое мощнее. Знаю, что это не первые места в мире, но, в принципе, места уже достаточно заметные, и к этому можно относиться с уважением: есть перспектива развития.

При этом потребности в вычислительных ресурсах продолжают расти, и наши собственные суверенные решения в этой сфере критически необходимы для развития систем искусственного интеллекта, для создания больших нейросетевых моделей. Именно поэтому для нас так важно раскрутить отечественную микроэлектронную промышленность. Для этого предметно занимаемся развитием серийных производств по выпуску особо чистых материалов и технологических сред.

Многие знают, что в Зеленограде у нас создаётся новый научно-технологический центр, реализуются проекты по технологическому оборудованию, в том числе с участием партнёров из Белоруссии. Напомню в этой связи, что именно высокий уровень кооперации в советское время обеспечил условия для подготовки инженерных кадров для разработки уникальных технологий для развития выдающихся научных школ, в том числе в области фотоники. Благодаря сильным фундаментальным заделам сегодня фотонные интегральные схемы – это уже полноценная рабочая технология.

В Москве развивается межотраслевой кластер в области фотоники, на базе которого научные центры, стартапы, бизнес, университеты вместе работают над созданием новых решений и запускают их в производство. Такие же площадки для экспериментов с технологиями будущего – для их тестирования и практического внедрения – нужно создавать и по другим передовым направлениям, нужно работать по другим направлениям.

Вернуть мегагранты

Уважаемые коллеги! Не раз встречался и с российскими учёными, и с нашими соотечественниками, которые трудятся в зарубежных университетах и исследовательских центрах. Многие хотят работать в России, участвовать в интересных и значимых исследовательских проектах, в том числе ставят вопрос о возобновлении нашей программы мегагрантов, которые как раз и позволяют собирать сильные исследовательские команды, решать интересные научные задачи.

Данное предложение полностью поддерживается. Прошу Правительство и Госдуму обязательно предусмотреть в федеральном бюджете на плановый период до 2026 года необходимое финансирование программы мегагрантов, а также внести изменения в параметры программы, с тем чтобы её условия стали ещё более привлекательными для исследователей.

Считаю необходимым повысить максимальный размер мегагрантов, увеличить, что очень важно, и коллеги об этом говорили недавно со мной, сроки их реализации, скажем, до пяти лет, – некоторые говорят, хорошо бы и десять, – до пяти лет с возможностью продления до трёх. Это уже будет почти десять.

Прежде всего нужно поддержать крупные научные проекты наших соотечественников и ведущих зарубежных исследователей, в том числе тех, кто уже участвовал в создании в России лабораторий мирового уровня. За пять лет учёный в общей сложности должен получить на свой проект полмиллиарда рублей, при том условии, если он готов работать в нашей стране на постоянной основе.

Поддержка в объёме четверти миллиарда рублей за пять лет будет оказана ведущим зарубежным учёным, которые приедут в Россию, создадут в наших вузах кафедры, будут заниматься преподавательской деятельностью, работать со студентами и аспирантами. Здесь, собственно, это мало чем отличается от прежних условий, но мы их подтвердим и немножко расширим. В результате такие наши коллеги из-за рубежа сформируют научные школы по ключевым, приоритетным направлениям развития науки и технологий.

Наконец, ещё одно принципиально новое направление. В рамках обновлённой программы мегагрантов окажем содействие перспективным молодым исследователям, в том числе нашим соотечественникам, которые хотят вернуться на Родину и внести значимый вклад в научно-технологические решения, а таких немало.

Подчеркну, обновлённая программа мегагрантов должна быть запущена в короткие сроки. Мы будем рады видеть в нашей стране исследователей, которые разделяют принцип открытости науки, посвящают свою жизнь научному поиску, занимаются проектами будущего. А мы со своей стороны сделаем всё необходимое, чтобы разработки завтрашнего дня уже сегодня, сейчас стали глобально конкурентными продуктами.

Хотел бы поблагодарить всех, кто участвует в большой совместной работе по этому направлению. «Росконгресс» в частности – за организацию нашего форума. Российский квантовый центр, госкомпании «Росатом» и РЖД, руководители которых здесь представлены, инновационные предприятия, ведущие исследовательские институты и университеты – за научные и технологические прорывы, за постоянное стремление идти вперёд.

Отдельные слова благодарности – Российской академии наук за глубокую научную оценку исследовательских, технологических проектов. Прошу вас, уважаемые коллеги, расширять не только экспертное, но и научно-методическое сопровождение наших национальных программ развития. Добавлю, что в текущем году Российской академии наук исполняется 300 лет, и на современном этапе своего развития Российская академия наук объединяет учёных, бизнес в решении задач научного и технологического суверенитета нашей страны.

Рассчитываю, что именно в таком самом тесном взаимодействии будет идти подготовка к следующему форуму, который в будущем году будет посвящён развитию нейрокогнитивных, биомедицинских технологий.

Благодарю вас за внимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *