22 декабря в Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось заседание межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции, модератором которого выступил Виктор Балдин, начальник Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
В заседании приняли участие ответственные представители всех ФОИВов, Администрации Президента РФ, ТПП России, РСПП и Ассоциации юристов России.
На повестке заседания было три ключевых вопроса:
– Рассмотрение результатов проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, проработка вопросов совершенствования взаимодействия субъектов ее проведения с Генеральной прокуратурой Российской Федерации;
– Обсуждение вопросов формирования механизмов по обнаружению и аресту цифровых финансовых активов, иных цифровых прав, цифровой валюты, полученных в результате совершения коррупционных преступлений, с целью обращения в доход государства;
– Обсуждение проекта плана работы межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции на первое полугодие 2024 г.
В рамках обсуждения текущего состояния сферы независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, существующих проблем и вызовов, с докладом выступила Юлия Шишкина, директор Департамента реализации специальных проектов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
По ее словам, «за более чем десять лет применения института антикоррупционной экспертизы можно сделать однозначный вывод о том, что данный институт является необходимым и социально полезным, что влечет необходимость его поддержки и дальнейшего совершенствования».
Однако до настоящего времени существует ряд недостатков в правовом регулировании деятельности данного института – об этом говорят многие независимые эксперты, которые являются членами Совета ТПП России по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики.
Говоря о проблемах, с которыми сталкиваются независимые эксперты, Юлия Шишкина отметила, что базовым фактором, который подчеркивают практически все эксперты, – является достаточно невысокий уровень качества подготовки проектов НПА со стороны разработчиков. У ТПП России есть аналогичный опыт – количество проектов различных нормативно-правовых актов, которые ежемесячно рассматривает палата в рамках проведения процедуры оценки регулирующего воздействия, постоянно растет – при этом, порядка 80% документов получают отрицательное заключение как раз по причине низкого качества их подготовки со стороны разработчиков.
Далее Юлия Шишкина акцентировала внимание участников заседания на том, что до сих пор отсутствует четкое закрепление статуса независимого эксперта и его места в системе иных субъектов, противодействующих коррупции в целом и осуществляющих антикоррупционную экспертизу, в частности. Правовой статус независимого эксперта напрямую не регулируется, в связи с чем не ясен объем его прав, обязанностей и ответственности, не предусмотрены гарантии его деятельности, отсутствуют средства стимулирования данной деятельности, не ясны источники получения специальных знаний в области антикоррупционной экспертизы и т.п.
Кроме того – помимо мониторинга деятельности независимых экспертов со стороны Минюста России, необходима подобная процедура оценки и мониторинга деятельности разработчиков НПА по рассмотрению заключений экспертов и направлению им не формальных, а содержательных ответов.
Также необходимо повысить статус независимой экспертизы – заключения экспертов должны в обязательном порядке рассматриваться разработчиками проектов НПА с направлением содержательного и аргументированного ответа по представленным замечаниям, ведь сейчас заключения экспертов носят рекомендательный характер, и их рассмотрение не ведет к обязательному устранению коррупциогенных положений проектов НПА. Разработчик проекта НПА может выразить свое несогласие с позицией эксперта, посчитав нецелесообразным внесение изменений в нормативный правовой акт (его проект).
Подводя итоги обсуждения данного вопроса, Виктор Балдин предложил включить в проект Протокола заседания предложение ТПП России о необходимости правового урегулирования статуса независимой антикоррупционной экспертизы. Кроме того, он отметил необходимость активизации дальнейшего взаимодействия Генпрокуратуры России и ТПП России в сфере проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов НПА.