В 2025 году в России запустят третью волну маркировки товаров лёгкой промышленности. К товарам лёгкой промышленности, которые необходимо будет маркировать добавится еще 30 новых групп.

Как обстоят дела в этой сфере, говорили 9 июля участники заседания комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и лёгкой промышленности.

Президент Российского союза предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и лёгкой промышленности Андрей Разбродин, открывая заседание, посетовал, что по-прежнему остаётся много нерешённых вопросов:

– Иногда создаётся ощущение, что мы идём не вперёд, а назад. И с точки зрения потребителя, и с точки зрения производителя. Очень много проблем с маркированием, с куар-кодами. Вторая проблема – это вопрос изменения подхода к системе стандартизации. Только правильно выстроенная стандартизация по вопросу качества даёт производителю смысл в этой маркировке. А смысл должен быть для всех: для государства, для производителя, для потребителя.

Как это сделано в Европе? Есть закон о торговле, запрещающий на территории европейских стран продавать продукцию, которая не имеет соответствующего сертификата, который можно в цифровом виде посмотреть, оценить по показателю «цена-качество». Это сохраняет маржинальность производителя. Европейцы нам, конечно, недружественные, но там много правильных вещей, от которых отказываться не надо – а надо грамотно применять. Пора понять, что стандартизация – это не продажная девка империализма. Не может быть Росстандарт подразделением Минпромторга – это должна быть самостоятельная независимая структура. Как это было в Советском Союзе – был Госстандарт, который стоял над всеми министерствами. И это правильная, абсолютно независимая позиция в интересах потребителя, в интересах производителя, в интересах развития технологического всех отраслей.

Наша задача – чтобы введение маркировки не наносило ущерба бизнесу, не затрагивало его оборотные средства. Нужно понимание того, как это должно быть организовано.

Что тревожит легпром

Директор Департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ Александр Волченко рассказал, что во всех регионах был проведён опрос руководителей предприятий легпрома.

Выяснилось, что большинство вопросов возникает к Центру развития перспективных технологий (ЦРПТ), который на основе государственно-частного партнёрства реализует единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров в России и ЕАЭС под брендом «Честный Знак». Это сложности с техподдержкой, не всегда стабильная работа системы. Ещё – важность контроля за оборотом нелегальной продукции.

– Маркировка – механизм для защиты потребителя от некачественной продукции. А во-вторых, это инструмент для защиты добросовестного производителя. Отрасль лёгкой промышленности, в отличие от многих, была инициатором введения маркировки у себя. Наверное, добросовестным производителям не очень приятно видеть, когда нелегальная продукция достаточно свободно распространяется через маркетплейсы, – напомнил Волченко.

Рост, возможно, временный

Статистика показывает, что сегодня отечественная лёгкая промышленность находится на подъёме. Заместитель директора департамента лёгкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга Ксения Бобылёва пояснила:

– Среднегодовой темп роста за последние 5 лет составил 17%, а в первом квартале 2024 года – уже 30%. Индекс промышленного производства также растёт, то есть мы видим оживление, видим изменение облика розничной и онлайн торговли.

Но всё это может быть временным явлением.  Мы же понимаем, что этот рост сформирован прежде всего за счёт производителей спецодежды. А те, кто работают на потребительском рынке, швейные компании, обувные находятся в жесточайшей конкуренции с импортом продукции, который всё также поступает на прилавки к потребителю. Никто не хочет, чтобы люди чувствовали на себе какой-то дефицит или были вынуждены переплачивать за ту продукцию, которая им нужна в повседневной жизни. Но тем не менее, условия неравные. Маркировка – один из инструментов, созданный, на мой взгляд, как дополнение к контрольно-надзорным функциям соответствующих органов. Он может создать дополнительные индикаторы для проведения соответствующих проверок.

Дорожная карта и острые вопросы

О практических аспектах реализации постановления правительства РФ и о дорожной карте введения третьего этапа расширения перечня товаров подлежащих обязательной маркировке рассказала руководитель товарной группы ЦРПТ Варвара Михайлова:

– Мы говорим о том, что у нас с вами доступ к промышленным контурам начинается с 1.11.2024 года, то есть с ноября этого года у вас появляется возможность заходить в систему, описывать товары и получать на это коды маркировки. При этом с 1 марта двадцать пятого года начинается обязательная маркировка для производителей на территории РФ. Это можно сделать до 1 июля 2025 года. Окончание маркировки остатков – до 1 ноября 2025 года. То есть год, начиная с 1 ноября 2024 года, даётся на то, чтобы завести в систему информацию о тех товарах, которые у вас находятся, и их замаркировать. Будет ещё месяц до 1 декабря 2025 года, чтобы эти заведённые остатки ввести в оборот.

Что касается импорта. Тот импорт, который был завезён до 1 марта, до 1 августа можно будет замаркировать. Перечень у нас достаточно интересный. Речь идёт о товарах категории «ближе к телу»: это чулочно-носочные изделия, нижнее белье и купальники. Также начнут маркировать детскую одежду, перчатки, головные уборы.

Обязательная маркировка этих товаров начнётся 1 марта 2025 года. Приобретённые до этой даты непромаркированные остатки продавцам нужно будет реализовать до 31 июля 2025 года.

Когда возникают сложности – допустим, не понимаете, как подключиться к системе, считаете, что дорого – мы можем вам рассказать, показать. Посоветовать, где купить необходимое оборудование.

– Варвара Борисовна, второй этап маркировки затронул большую группу производителей, в основном это МСП и ИП. Они давно ставят вопрос о том, что для них дорого покупать оборудование, сканеры. Мы неоднократно выходили уже в Минпромторг с предложением о субсидировании затрат на маркировку продукции именно вот для этой категории предприятий. Вы предусматриваете рассмотрение этого вопроса по лёгкой промышленности, как сделано по отдельным отраслям, которые маркируются?

– Не могу отвечать за коллег из Минпромторга. Мне кажется, что субсидирование – это как минимум не быстрая история. Если вы, как представители ТПП, соберёте группу тех, кто к вам обращается, мы сможем им точечно помочь с оборудованием. Давайте искать понимание.

– Вы говорите, что ФТС у нас осуществляет постоянный контроль. А у нас ведь 80-85% по многим товарам – это импорт. Каким образом это всё отслеживается? Потому что очень много немаркированных товаров, особенно сейчас, на маркетплейсах. Опять будет поголовная маркировка и никакого контроля импортного товара?

– Вопрос очень глубокий, и он не только про ФТС. Смотрите: Федеральная таможенная служба начинает работать с маркированным товаром после того, как вышло Постановление Правительства по обязательной маркировке. Работают они, условно, следующим образом. У них есть перечень ТН ВЭД, который они закладывают в свою программу. Как только к ним через таможенную декларацию поступает ТН ВЭД и ставится галочка, что он должен быть промаркирован, они могут либо проверить, находится ли там маркировка, либо не проверить. Точно так же, как это происходит при любом таможенном досмотре. Что сделает таможня в конкретном случае, мы не знаем. И за них ответить не можем. Тем не менее, они могут – условно – проверить наличие группового кода упаковки, открыть коробку, убедиться, что там внутри всё с маркировкой. Мы же работаем с ФТС уже давным-давно по внутренней интеграции с ЕАИС ТО, то есть имеем ту информацию, которую участник оборота как импортёр положил в таможенную декларацию в виде АТК либо в виде агрегата. Только после получения ОК от ЕАИС ТО мы можем разрешить выпуск этого товара в оборот на территории Российской Федерации. А вот то, что вы сказали про маркетплейс – это не ФТС.

Мы уже давно и достаточно продуктивно взаимодействуем со всеми крупными маркетплейсами в России. Маркетплейсы признают ответственность за то, что они начинают работать с маркированным или не маркированным товарами. Мы с вами сейчас понимаем, что для тех товарных групп, в рамках которых не запущена обязательная маркировка, для наших близлежащих стран может случиться следующая история. Некто из Казахстана, не промаркировав товар, решит направить его в маркетплейс. Официального пересечения границ Российской Федерации нет. У маркетплейса оказывается немаркированный товар. Так вот: эта тема постепенно закрывается. Ни одна маркировка не могла бы зайти в отрасль, как шлагбаум, чтобы всё сразу закрыть.

На прошлой неделе мы проводили встречу с коллегами из Вайлдберриз, где было около 500 участников от другой отрасли (косметическая продукция). Там ясно было сказано – уважаемые коллеги, мы работаем только с маркированным товаром. Делайте что хотите, но у вас должны быть групповые упаковки. Так что позитивные тенденции, я считаю, выражены очень ярко.

***

Заместитель директора Департамента системы цифровой маркировки и легализации оборота продукции Минпромторга России Олег Тухватуллин считает, что необходимо совершенствовать уже имеющийся механизм контроля, например, применять риск-ориентированный подход, что позволит проверять в основном предприятия с высоким уровнем риска, и не увеличивать нагрузку на добросовестных предпринимателей. Сейчас дорабатывается система по разрешительному режиму в контрольно-кассовой технике в целях недопущения продажи нелегальной продукции. С 1 апреля 2024 года поэтапно вводится режим проверок на кассах для товаров, подлежащих маркировке. На полках магазинов растет количество товаров с сертификатами соответствия. Например, по категории «духи, туалетная вода» доля товаров с подтверждёнными разрешительными документами составляет 93%. О. Тухватуллин коротко остановился на вопросах торговли на маркетплейсах – это новая, активно развивающаяся форма торговли и она требует подстройки законодательной базы для «обеления» рынка товаров.

О деятельности Рабочей группы по маркировке товаров легкой промышленности проинформировала собравшихся секретарь Рабочей группы Ольга Кошевец. Одним из направлений работы группы сегодня является борьба с псевдо-российскими производителями. Совместно с Минпромторгом России разрабатывается механизм определения таких производств.

Представители регионов президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Оренбургской области Екатерина Калегина, генеральный директор ООО «Шаркан-трикотаж» Надежда Зайнакова (Удмуртская Республика), генеральный директор ООО «Аврора» Наталья Агапонова (Тула), генеральный директор ООО «Каро» Андрей Жаринов (Калужская область) обозначили вопросы, с которыми сталкиваются производители при маркировке товаров. Среди них: необходима помощь, чтобы разобраться в системе маркировки, необходимы дополнительные сотрудники, которые будут заниматься исключительно маркировкой, затраты на дополнительное оборудование (компьютеры, сканер, стикеры).

И, конечно, наличие на рынке контрафактного товара либо товара от псевдо-российских производителей, продажа которого «отнимает» выручку у добросовестных участников рынка.

Заместитель председателя Комитета по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности, председатель Совета директоров группы компаний «Русская кожа» Игорь Сурин поддержал общее мнение, что маркировка – это гарантия качества, защита потребителя и обратил внимание, что для обязательности исполнения нужна неотвратимость наказания. Возможно, стоит рассмотреть вопрос об усилении ответственности за торговлю не маркированным товаром.

Во второй части заседания был поднят вопрос о развитии швейной промышленности. Основным докладчиком выступил Андрей Разбродин. В короткой справке о состоянии швейной промышленности было отмечено, что сегодня особенностью российского легпрома выступает повышенный удельный вес спецодежды.  Ведётся работа по поддержке швейных предприятий – было предложено снизить ставку взносов в Социальный фонд России до 7,6% для предприятий с определенной численностью. Это поможет перейти к укрупнению бизнеса, а не к дроблению, как происходит сейчас. Данное предложение нашло отражение в проекте федерального закона «О внесении изменений в первую и вторую часть Налогового Кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» (первое чтение прошло 20 июня 2024г.).

Генеральный директор Российского союза кожевников и обувщиков, член Комитета Александра Андрунакиевич высказала мнение об условиях продвижения товаров легкой промышленности на маркетплейсах.  Сегодня маркетплейсы только начинают обращать внимание на наличие маркировки на товарах, предлагаемых к продаже.  Для поддержки товаров отечественной легкой промышленности на таких площадках необходимо устанавливать приоритет для российских брендов, например в фильтрах поиска. Необходимо ввести понятные критерии для продукции российского производства, что бы отличать «российский бренд» от «российского производства». Да и в целом необходимы методы законодательного регулирования деятельности маркетплейсов.

Президент ТПП Ивановской области Леонид Иванов полностью поддерживает позицию по введению регулирования торговых площадок. Маркетплейсы доказали свою жизнеспособность и плотно вошли в торговый оборот, поэтому необходимо создать регламент взаимодействия, четкие и понятные правила документооборота между площадкой и продавцами. Основные проблемы, с которыми сталкиваются участники продаж: непрозрачные комиссии (в итоге себестоимость товара получается выше продажной цены), проблемы с возвратами (часто возвращается некомплект), задержка выплат за выкупленные товары, неконтролируемые тарифы за хранение.

Желающих выступить оказалось очень много – более подробно ознакомиться с ходом заседания всегда можно на ю-туб канале ТПП РФ. Мы же от себя добавим, что «Качественный продуктъ» регулярно освещает тему маркировки и на страницах газеты, и на сайте кпродукт.рф, где вы всегда можете поделиться своим мнением в комментариях к статьям.

Наталья Венценосцева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *