В городе на Неве прошёл XI Международный форум «Антиконтрафакт — 2023». В президентской библиотеке имени Ельцина в течение двух дней эксперты отрасли, представители органов власти и бизнеса будут обсуждать вопросы защиты потребителей от фальсификата.
С приветственным видеообращением к участникам «Антиконтрафакта-2023» выступил заместитель председателя правительства Российской Федерации – министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, отметив, что форум дает отличную возможность для обмена опытом и поиска совместных решений, которые можно транслировать на весь периметр Евразийского экономического союза для дальнейшего снижения объемов незаконного оборота промышленной продукции.
Старт деловой программе дала сессия «Развитие маркировки в ЕАЭС», в ходе которой участники обсудили единый подход к регулированию рынков, реализации электронного взаимодействия между бизнесом и государственными органами, а также систему цифровой прослеживаемости товаров по стране назначения во избежание «серого» импорта в условиях санкций и контрсанкций среди государств-членов ЕАЭС.
-В первый пакет товарных групп, в отношении которых в России была введена обязательная цифровая маркировка, вошли: сигареты, лекарства, парфюмерия, шины, фототовары, обувь и некоторые товары легкой промышленности. Позже, в 2021 году, маркировка расширилась на продовольственный рынок: она стала обязательной для молочной продукции и упакованной питьевой воды. А в этом году мы расширили список продукции, подлежащей маркировке, еще на 6 товарных групп. Кроме того, с 1 апреля 2024 года систему маркировки планируется использовать в целях блокировки продажи просроченной или незаконно введенной в оборот продукции. Эта мера коснется четырех товарных групп: молочной, табачной, пивоваренной продукции, а также упакованной воды, – отметила замглавы Минромтога Екатерина Приезжева.
Спикеры затронули использование общих подходов, которые должны упростить взаимодействие и усилить коммуникационную составляющую, разработку и регулировку нормативных актов для реализации общих действий в рамках ЕАЭС. Также лучшие практики реализованных экспериментов и поддержание и улучшение уровня защиты прав потребителей и создание благоприятного имиджа бизнес-структур, формирование доверия к производителям.
– Маркировка – инструмент по сбору данных, которые используются и бизнесом, и государством, и потребителем. Она дает огромные выгоды для государства в рамках контрольной работы. Это непрерывный, дистанционный, автоматизированный контроль, который не создает нагрузки на бизнес, не требует со стороны контрольных органов дополнительных усилий. На основе обработки данных можно строить профиль риска, проводить расчет отклонений индикаторов риска нарушения. Такой мониторинг и работа по индикаторам риска в условиях моратория – ключевые контрольные инструменты. Контролирующие органы имеют возможность через «Честный знак» реагировать точечно, пресекая деятельность исключительно недобросовестных предпринимателей. Законопослушные участники рынка не находятся в зоне внимания, – подчеркнул председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий – оператора государственной системы маркировки «Честный знак» Михаил Дубин.
Дети – наше всё!
Одной из ключевых тем стала безопасность и качество детских игрушек. Уже в декабре этого года в тестовом режиме такие товары будут маркировать по аналогии с молочной продукцией и лекарствами.
Отсканировав специальный код, можно будет узнать, из чего сделан продукт и сертифицирован ли он в России. Пока же система не запущена, в стране планируют создать цифровой помощник для родителей — специальное приложение для мобильного телефона, которое подскажет, каким детским товарам можно доверять, а каким нет.
Приложение планируют запустить до конца этого года. Ресурс позволит не только узнать о качестве продукции, но и сообщить о сомнительном товаре.
В рамках подготовки к запуску программы провели опрос более семи тысяч родителей по всей стране. Многие из них утверждают, что сегодня нуждаются в подобном цифровом помощнике, который подскажет, можно или нет без опаски покупать ребенку конструктор или куклу.
Чиновники и эксперты обсудили способы борьбы с нелегальной продукцией
Борьба с нелегальным оборотом продукции нуждается в донастройке, показала состоявшаяся на форуме «Антиконтрафакт» дискуссия. Возникший на фоне легализации параллельного импорта прошлогодний всплеск количества ввозимого контрафакта купирован, однако число выявленных на границе «подделок» остается существенным — 3 млн. единиц за первую половину этого года. Одновременно с этим бизнес обеспокоен ростом фальсификата, особенно в сфере стройматериалов в силу их «выпадения» из сферы госконтроля.
Форум «Антиконтрафакт» стал площадкой для поиска комплексного решения проблемы незаконного оборота продукции на российском рынке. Напомним, что одним из ключевых инструментов борьбы с этим явлением стала маркировка, которая сейчас охватывает 16 товарных групп. По словам главы Центра развития перспективных технологий, (оператор системы маркировки) Михаила Дубина, с момента ее внедрения фискальный эффект для бюджета оценивается в 471 млрд. руб. Замглавы Минпромторга Екатерина Приезжева сообщила, что с применением маркировки на 30% снижен нелегальный оборот обуви, на 25% — парфюмерной продукции, вдвое — шин. Теперь маркировка расширяется и на непотребительские товары: планируется запустить ее для радиоэлектроники, для продукции из титана, а также для кабелей и оптоволокна.
Впрочем, несмотря на все успехи маркировки, проблема контрафакта не исчезает.
Глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев привел данные, что в 2020 году было выявлено 13 млн. единиц поддельной продукции, в 2021-м — 7,2 млн., а в 2022-м, когда стал активнее применяться параллельный импорт, показатель вновь вырос до 8,2 млн. Напомним, речь идет о легализованной в мае 2022 года возможности ввоза товаров без разрешения правообладателя и в обход официальных дистрибуторов.
Замглавы Федеральной таможенной службы Елена Ягодкина, по ее словам, «напрямую не связывает» этот всплеск с легализацией параллельного импорта, но все же не исключает, что «ряд недобросовестных участников рынка мог воспринять эту меру поддержки как возможность для ввоза контрафакта».
По словам Ягодкиной, таможенные органы стали уделять больше внимания товарам из перечня параллельного импорта и сейчас роста контрафакта нет: по итогам первого полугодия 2023 года выявлено чуть более 3 млн единиц продукции, предотвращен ущерб для правообладателей на сумму 3 млрд руб.
Другая проблема — фальсификата (то есть продукции с нарушением технологий производства) — выглядит более острой, особенно в секторе стройматериалов.
В качестве примера заместитель сопредседателя комитета РСПП по промышленной политике и техрегулированию Андрей Лоцманов привел цемент: если с 2015 по 2018 год удалось снизить объемы фальсификата в этом сегменте с 8 млн до 5 млн тонн, то после введения моратория на проверки показатель подскочил до 10 млн тонн. Объяснил он такую динамику также тем, что после принятия в 2021 году закона о госконтроле прекращены полномочия Росстандарта по контролю за оборотом отдельных видов стройматериалов. Так что сейчас обсуждается проведение эксперимента по возвращению госконтроля за такими «безнадзорными» видами продукции.
В сфере потребительских товаров ситуация с фальсификатом относительно стабильна. Как сообщил глава Роскачества Максим Протасов, доля фальсификата в общем объеме проверенных товаров в 2022 году составила 10%, в первом полугодии 2023-го — 11%.
– С учетом серьезнейших сдвигов на рынке — появления на рынке 2 тыс. новых брендов, параллельного импорта, новых товарных групп — ситуацию удалось удержать, — полагает он. Значительнее выросла доля продукции, не соответствующей заявленной на этикете информации, — до 33% по итогам первого полугодия против 25% в 2022 году. Среди причин снижения качества товаров Максим Протасов назвал методические недостатки и правовые пробелы в регулировании (например, сейчас нет методик установления наличия глюкозно-фруктового сиропа, используемого при фальсификации меда). Отдельная проблема — наличие порой невыполнимых требований к продукции, отметил глава Роскачества.
Об объемах нелегального онлайн-рынка алкоголя
О том, как бороться с контрафактной алкогольной продукцией в целом и что происходит в этом сегменте онлайн, рассказали участники дискуссии «Борьба с нелегальным алкоголем: кто побеждает?».
Президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев, выступавший модератором сессии, отметил специфику рынков алкогольной, табачной и никотиносодержащей продукции, которая заключается в большом количестве государственных денег в товарах этих сегментов. С одной стороны, государство борется не просто с контрафактом, но и с тем, чтобы деньги не уходили на сторону. А с другой — разница в товаре с акцизом и без него работает на нелегальных производителей.
Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Екатерина Приезжева отметила, что вопросы противодействия незаконному обороту алкогольной продукции неоднократно рассматривались на заседании Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, причем в последнее время они выносились на обсуждение по инициативе самих субъектов Российской Федерации.
Она отметила и рискориентированный подход в борьбе с нелегальным оборотом алкоголя, где ключом стала разработка и утверждение типовых индикаторов риска, которые помогают контролировать розничную торговлю. Также в своем выступлении Екатерина Приезжева упомянула и систему маркировки. По ее словам, сейчас в табачной отрасли реализуется механизм по переходу на цифровой акциз, и подобная дорожная карта согласована Минпромторгом и Минфином для применения аналогичного подхода для пивоваренной отрасли.
Председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий — оператора государственной системы маркировки «Честный знак» Михаил Дубин рассказал, что сейчас в системе зарегистрировано около 1,5 тысячи производителей пива, 237 импортеров и почти 46 тысяч компаний оптово-розничной торговли.
-Маркировка всегда внедряется поэтапно, чтобы снизить затраты на бизнес, и чтобы в розничную цену не было включено никаких дополнительных издержек. Мы предложили от себя две программы поддержки для производителей пива при оснащении: беспроцентная рассрочка на три года для всех производителей без исключения, а для небольших производителей (до 300 тысяч декалитров в год) — компенсация половины стоимости. Мы получили 450 заявок, все они отработаны, — рассказал Михаил Дубин.
Дубин отметил, что важным моментом работы ЦРПТ является не только обеспечение самой маркировки и прослеживаемости, но и работа для контрольного органа с точки зрения сбора и предоставления чистых, полных и достоверных данных, благодаря которым можно строить систему управления нарушениями.
Тему интернет-торговли затронул директор по взаимодействию с органами государственной власти сервисов электронной коммерции Яндекс Дмитрий Русаков. По его словам, одним из путей проникновения контрабандного алкоголя на рынок, согласно исследованию НИФИ, является интернет-торговля.
Объем рынка нелегальных интернет-продаж алкогольной продукции в России оценивается в 30 млрд. рублей, это около 100 млн. бутылок. Сейчас действительно можно зайти на сайт и купить любой алкоголь, никто не будет проверять возраст, а покупатель не будет понимать, что это за алкоголь. Необходимо добавить и усилить контроль онлайн-продаж, и эта инициатива должна стать одной из приоритетных — пока мы не можем это контролировать, будет лазейка для нелегальной торговли, — сказал Дмитрий Русаков.