В будущем году углеродная отчетность станет обязательной для предприятий с выбросами свыше 50 тыс. тонн углекислого газа. Сегодня такую отчетность должны сдавать промышленные предприятия, выбрасывающие более 150 тыс. тонн эквивалента углекислого газа в год.

Учитывая актуальность проблематики, восьмого августа в рамках заседания комитета ТПП Ростовской области по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию состоялся круглый стол «Углеродное регулирование и углеродный рынок – возможности для бизнеса и территорий»

К участию в мероприятии были привлечены ведущие эксперты федерального и регионального уровня, что вызвало заметный отклик у местных предпринимателей. Хотя, по словам вице-президента ТПП РО и модератора дискуссии Светланы Абдулазизовой, заявленная тема пока не стала тем направлением, которым активно занимаются все донские компании, интерес со стороны ответственного бизнеса налицо:

—  Мы все знаем, что в 2021 году был принят федеральный закон “Об ограничении выбросов парниковых газов”. С появлением законодательства возникли и определённые обязательства у компаний по формированию отчётности по выбросам углекислого газа. Уже есть определённая практика, и у нас в регионе всё больше предпринимателей проявляют интерес к этой теме, – отметила Светлана Абдулазизова.

Ограничение выбросов парниковых газов и проблема изменения климата – главные вопросы ESG-повестки. В России Реестр рынка углеродных единиц начал работать с 1 сентября 2022 года. Сейчас в российском реестре зарегистрирован 31 климатический проект, в том числе один проект реализуется на территории Ростовской области. Инициаторы проектов могут использовать углеродные единицы для восполнения своего углеродного следа или продать их другим предприятиям. В обращение уже выпущено более 30 тысяч углеродных единиц.

Пошаговая инструкция для предприятий

Как обстоят дела с исполнением законодательства, рассказал собравшимся руководитель органа по валидации и верификации парниковых газов АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ Станислав Ильянов в своём докладе “Углеродный след. Реализация климатических проектов и получение углеродных единиц”. Организация, которую он возглавляет, уполномочена государством проводить отчётность по парниковым газам.

— Вопрос углеродного следа особенно в этом году становится всё больше коммерчески окрашенными. У нас есть понимание углеродного следа страны, есть понимание углеродного следа предприятия, продукции. Вот на прошлой неделе к нам поступили заявки на подсчёт углеродного следа продукции от небольших предприятий, производящих сумки, то есть компании уже заказывают такие услуги. Собираются в своей маркетинговой стратегии указывать, что они посчитали углеродный след и готовы его компенсировать. Они рассматривают этот механизм как один из вариантов продвижения своей продукции. Есть заявки на проведение подсчёта углеродного следа мероприятий — больших выставок, в том числе агропромышленных.

Что такое углеродный след? Это совокупность всех выбросов парниковых газов, произведённых прямо и косвенно отдельным человеком, организацией, мероприятием или продуктом. Парниковые газы могут выбрасываться при:

— расчистке земель;

— производстве и потреблении продуктов питания, топлива;

— производстве и использовании промышленных товаров, материалов, древесины, дорог, зданий, транспорта и различных услуг.

Снижение углеродного следа является сегодня одной из самых важных задач — оно позволит приблизиться к приемлемому уровню антропогенного воздействия на биосферу и способствовать смягчению последствий изменения климата.

В законе есть такое понятие, как “климатический проект”. Этот термин подразумевает комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов или увеличение поглощения парниковых газов.

К климатическим проектам относятся:

  • проекты в области низкоуглеродной энергетики;
  • проекты в области экономии ресурсов;
  • проекты в области эффективного обращения с отходами;
  • проекты в области повышения энергоэффективности производства;
  • проекты в области устойчивого сельского хозяйства;
  • лесовосстановительные проекты.

— В климатических проектах мы видим большую перспективу и коммерческую основу, — подчеркнул Станислав Ильянов.

Чтобы климатический проект был признан таковым, он должен соответствовать следующим критериям (согласно приказу Минэконоразвития № 248 от 11 мая 2022 года):

  1. Мероприятия проекта не должны противоречить требованиям российского законодательства, но должны осуществляться в соответствии с нормаатвными документами.
  2. Результатами реализации проекта являются сокращение/предотвращение выбросов парниковых газов и/или увеличение их поглощения, за исключением случаев, когда это достигается путём прекращения хоздеятельности или снижения объёма выпуска продукции
  3. Мероприятия проекта не приводят к совокупному увеличению массы выбросов парниковых газов или снижению уровня их поглощения вне области влияния таких мероприятий. Нельзя передавать свои выбросы третьим лицам, чтобы показать снижение
  4. Сокращение выброса парниковых газов и увеличение их поглощения в течение срока реализации проекта не является результатом влияния факторов, не связанных с мероприятиями данного проекта. То есть если вы хотите показать, что в рамках вашей производственной площадки произошло снижение выброса парниковых газов, но при этом оно произошло за счёт мероприятий соседа – например он высадил лес у границы вашего участка – то такие проекты тоже не могут рассматриваться как климатические.
  5. Необходимо, чтобы был принцип дополнительности. Мероприятия проекта проводятся в дополнение к мероприятиям, направленным на выполнение предусмотренных законодательством России обязательных требований, действующих по состоянию на начало реализации проекта.

В рамках реализации климатического проекта его инициаторы могут привлечь к разработке девелопера. Как пояснил Станислав Ильянов, в основе любого климатического проекта всегда лежит технологическое решение, ведь сам по себе он не является чем-то отдельно существующим:

— Он всегда является надстройкой над технологическим решением. Допустим, предприятие решило модернизировать технологическую линию, это привело к энергоресурсоэффективности и как результат — к уменьшению выбросов парниковых газов. В рамках такого технологического решения предприятие либо инициатор может разработать климатический проект и получать все плюсы от этого. После того, как проект был разработан в соответствии с требованиями, ГОСТами, СНИПами, он должен пройти валидацию. То есть вы находите орган по валидации и верификации, который подходит вам по кодам ОКВЭДа, выбираете его и привлекаете к сотрудничеству. С момента валидации климатического проекта он попадает в реестр углеродных единиц АО “Контур” — организации, уполномоченной государством. После регистрации валидированного проекта в АО “Контур” приступаете к реализации. Проходите процедуру верификации. С момента верификации на ваш счёт в реестре углеродных единиц записывается углеродная единица. Одна углеродная единица равна 1 тонне СО2 в эквиваленте в зависимости от того, какой у вас эффект был достигнут. С этого момента инициатор проекта, обладающий углеродными единицами, может либо использовать их для зачёта своего следа, либо продать их заинтересеованным лицам. Это можно сделать через биржу либо напрямую.

Станислав Ильянов уточнил, что в обращение уже выпущено более 30 тысяч углеродных единиц. Сегодня углеродные единицы, которые произведены в результате технологии пиролиза, торгуются по цене от 160 $ за одну единицу и являются самыми дорогими на рынке.

Опыт Сахалина

В ходе встречи эксперты и представители бизнеса обсудили ряд важнейших вопросов: понятие углеродной нейтральности, углеродные квоты, рынок углеродных единиц в России, преимущества внедрения климатических проектов и механизмы их реализации, бонусы для бизнеса с низкоуглеродным следом. Светлана Абдулазизова напомнила коллегам об инициативе ТПП по реализации «Зеленого кодекса» в Ростовской области и предложила участникам круглого стола поделиться практическим опытом внедрения климатических проектов, получения углеродных единиц и расчета углеродного следа. На это предложение сразу откликнулся руководитель Берегового научно-технологического центра СахГУ, научный руководитель проекта Минобрнауки РФ Виктор Афанасьев. Он рассказал о первых результатах реализации «Сахалинского эксперимента», где апробируются различные меры углеродного регулирования для последующего масштабирования на федеральном уровне:

— Эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов проводится в Сахалинской области с 1 сентября 2022 г. по 31 декабря 2028 г. Его цель — к концу 2025 года добиться так называемой углеродной нейтральности. Это состояние баланса между выбросами парниковых газов и их поглощением. При этом масса выбросов парниковых газов не должна превышать массу их поглощения за календарный год, — сказал он.

“Купи-продай”: опасения экологов

Углеродное регулирование — не только глобальный тренд, но и дополнительные обязательства для российских экспортеров, считает член Совета ТПП России по устойчивому развитию, КСО и волонтерству Нина Морозова. Она также заострила внимание коллег на дискурсе экспертов относительно покупки углеродных единиц:

— У экологов есть опасения, что предприятия и организации, оставившие свой углеродный след в одном субъекте РФ, смогут купить углеродные единицы в другом регионе. Формально они выполнят требование, но по сути это не соответствует духу законодательных инициатив по углеродному регулированию. Вместе с тем эксперты возлагают надежды на банковскую сферу, которая находится в уникальном положении, потому что банки своими действиями могут стимулировать приход инвестиций именно в те проекты, которые действительно сокращают углеродный след, — поделилась своими выводами Морозова.

“Центр-инвест” в теме

Хорошим примером здесь является “зелёная” политика банка “Центр-инвест”. Заместитель председателя правления по отчетности, аналитике и финансам ПАО КБ «Центр-инвест» Сергей Смирнов рассказал о практике расчета углеродного следа для клиентов банка:

— В этом году «Центр-инвест» в ESG-рейтинге ведущего рейтингового агентства России АКРА получил 2 ступень из 17 возможных – ESG-АА. На сегодня выше второй ступени еще ни одна компания в России подняться не сумела. Наши экологические социальные и корпоративные процедуры, можно сказать, лучшие в России из тех, кого уже на сегодняшний момент оценили. Банк кредитует проекты энергоэффективности уже 20 лет. Всего это более 24000 проектов стоимостью свыше 24 млрд. рублей, при этом сумма кредитов превышает 22 млрд. рублей. Кроме этого, мы упаковали энергоэффективные проекты в зеленые облигации, и в 2019-2020 гг. вышли с ними на Московскую биржу. «Центр-инвест» также предлагает своим клиентам «Зеленый вклад», который гарантирует, что все привлеченные средства будут направлены только на энергоэффективные проекты. Разработана собственная методология оценки углеродного следа, полученного в связи со строительством и эксплуатацией квартир. С 1 марта 2023 года банк начал оценивать углеродный след для новых ипотечных кредитов, в итоге «зеленая ипотека» на приобретение квартир в энергоэффективных домах ниже на 0,5%. Кроме этого, банкиры оценивают углеродный след агробизнеса, который занимает самое значительное место в кредитном портфеле «Центр-Инвест», — сообщил он участникам круглого стола.

“Технониколь”: ставка на экопроекты

Помощник директора филиала ООО «Завод ТЕХНО» (корпорация «Технониколь») Александра Кочергина рассказала, что компания совместно с дирекцией Государственного природного заказника «Горненский» уже реализовала два экопроекта. В планах — объединение экомаршрутов и организация промышленного туризма на предприятие:

— «Завод ТЕХНО» позиционирует себя как энергоэффективная компания с бережливым производством, поэтому на территории завода размещены солнечные батареи, высажены 30 деревьев павловнии, листья которой обладают очень большой ёмкостью переработки СО2. Крона одного дерева поглощает в среднем 22 кг углекислого газа и освобождает 6 кг кислорода за год, — пояснила Александра Кочергина.

“Степь” да лес кругом

Руководитель службы устойчивого развития Агрохолдинга «Степь» Евгения Ковалева сообщила, что компания сегодня делает упор на создание и развитие лесоклиматического проекта — уже израсходовано 10 млн. рублей на высаживание 100 га лесозащитных полос. Хотя, как дополнил Станислав Ильянов, требования к лесоклиматическим проектам сегодня высоки, а ценообразование углеродных единиц от их реализации делает их экономически малопривлекательными. Но это ещё и вопрос понимания компанией своей социальной ответственности, планомерной работы по улучшению экологической обстановки в регионе. Участники круглого стола поддержали коллег из “Степи” — они уверены, что за лесоклиматическими проектами будущее, и это особенно важно для Ростовской области.

…Сокращение углеродного следа пока не стало приоритетом в работе большинства наших предприятий. Но хочется верить, что это вопрос совсем недалёкого будущего, ведь от нас с нами зависит, насколько безоблачным в экологическом плане будет ростовское небо.

Наталья Ерыженская