12 марта 2025 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Комитета по предпринимательству в сфере туризма на тему «Развитие винного туризма и туризма на сельских территориях: проблемы и решения».

Подробно об участии Палаты в проектах по поддержке винного туризма рассказал вице-президент ТПП РФ Илья Зубков.

– Винный туризм, или энотуризм, стал глобальным феноменом, привлекающим миллионы путешественников ежегодно. Энотуризм популярен во всём мире. Например, в США гастрономические и винные мероприятия посещают 27 миллионов путешественников в год, а в Италии – около 5 миллионов. В нашей же стране раньше посещение нескольких доступных виноделен расценивалось как дополнение к пляжному отдыху, а как отдельный специализированный вид туризма – только начинает формироваться.

При этом развитие сельского туризма в винодельческих регионах нашей страны, в том числе разработка «винных маршрутов», могло бы выполнять ряд важных задач. Одна из них – популяризация отечественного вина как на внутреннем, так и на внешних рынках. Производители вина рекламируют свою продукцию, что особенно важно для малого бизнеса.

Исторически Торгово-промышленная палата Российской Федерации принимает активное участие в формировании благоприятных условий для развития предпринимательства в нашей стране, способствует продвижению российских товаров и услуг на внутренний и внешние рынки.

В настоящее время система торгово-промышленных палат ведёт масштабную работу по продвижению и развитию внутреннего туризма. Эксперты ТПП РФ, во взаимодействии с Комитетом ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма, региональными и муниципальными палатами и другими участниками туристического рынка, реализуют законотворческие инициативы, проводят мероприятия в различных форматах, которые направленны на популяризацию отдельных видов туризма, а также ведут конструктивный диалог по созданию и реализации конкурентоспособных туристических направлений в регионах. Также система ТПП РФ активно продвигает регионы страны на международных выставках, в ходе торгово-экономических миссий и презентаций субъектов федерации.

Чтобы сельский туризм в винодельческих регионах продолжал развиваться, и чтобы препятствия для развития отрасли оперативно преодолевались, сегодня необходимы регулярные обсуждения. Торгово-промышленная палата РФ является подходящей площадкой для встреч всех заинтересованных сторон и готова продолжать оказывать необходимое содействие.

А соорганизаторами мероприятия выступили проект «Винные дороги России» и ТПП города-курорта Анапа.

Мероприятие прошло под руководством председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма, вице-президента Российского союза туриндустрии Юрия Барзыкина. В качестве сомодератора выступила руководитель проекта «Винные дороги России» Елена Порман.

Винный туризм – это динамично развивающееся направление, объединяющее гастрономический и культурный отдых, знакомство с традициями виноделия и дегустацию продукции. В последние годы он становится важной частью внутреннего туризма в России, а также мощным инструментом развития сельских территорий, способствующим привлечению инвестиций, созданию рабочих мест и популяризации региональных брендов.

В рамках заседания спикеры обсудили актуальные вопросы формирования инфраструктуры винного и сельского туризма, меры государственной поддержки, программы подготовки и аттестации гидов, а также опыт российских регионов в развитии данного направления.

Заместитель председателя комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко подчеркнула роль винодельческих фестивалей, и необходимость их популяризации среди граждан РФ через маркетинговые и информационные кампании.

О деятельности по продвижению винных маршрутов и проведению мероприятий в винодельческой области рассказала заместитель руководителя Роскачества Юлия Михалёва. Она подчеркнула, что для успешного развития данного направления необходимо формировать у потребителей доверие к отечественному вину.

Директор ФГБУ «Агентство развития сельских территорий» Рената Бибарсова рассказала о мерах господдержки сельского туризма, и в частности, об опыте реализации грантового проекта Минсельхоза РФ «Агротуризм». Получить господдержку можно на строительство или ремонт помещений для приёма туристов и благоустройство территории, создание развлекательной инфраструктуры, закупку туристического оборудования, транспорта, а также снаряжения и инвентаря и др. В настоящее время Минсельхоз России готовится к проведению конкурсного отбора на получение гранта в 2026 году.

Особое внимание было уделено положительной практике и проблематике развития винного туризма в российских регионах.

Заместитель губернатора города Севастополя Мария Литовко рассказала об уникальном опыте фирменного жд маршрута по винодельням «Виноградный экспресс», и об успешной реализации приоритетного проекта «Терруар Севастополь», заострив внимание на решении проблем по градостроительной документации и транспортной доступности объектов винного туризма. По словам Марии Литовко, в генеральном плане Севастополя создана специальная функциональная зона виноградников – для снятия земельных ограничений в целях строительства объектов виноделия и винного туризма.

Председатель Совета малых виноделов, основатель крымского винодельческого проекта «Ароматное» Дмитрий Вишневецкий  подчеркнул, что российские винодельческие хозяйства способны производить конкурентноспособные вина, однако перед ними стоит ряд проблем, связанных с инфраструктурными ограничениями и легализацией деятельности, связанной с продажей продукции и оказанием туристических услуг на виноградниках.

Вице-президент ТПП города-курорта Анапа Игорь Виленский поднял тему, связанную с возможностями и перспективами продвижения винного туризма в рамках закона о рекламе алкогольной продукции на территории РФ.

В обсуждении также приняли участие представители бизнес-сообщества, профильных образовательных учреждений и винодельческих хозяйств. Бренд-амбассадор АПФ «Фанагория» Денис Тёмных отметил значимость легализации прямой продажи вина в рамках фестивальных мероприятий. Он отметил, что «Фанагория» продолжает инвестировать в развитие комплексных туристических программ, включая строительство отелей рядом с производством, и активно сотрудничает с туристическими агентствами.

По итогам мероприятия было предложено разработать резолюцию с конкретными предложениями, которые станут основой для дальнейшей работы в сфере винного и сельского туризма.

Также участники заседания отметили необходимость регулярных встреч и обсуждений, чтобы отслеживать прогресс в решении обозначенных проблем и продолжать развивать данные отрасли в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *