Подтверждение российского происхождения продукции и включение в ГИСП, типовые ошибки и основные проблемы, связанные с новшеством — эти темы обсуждались на заседании Совета ТПП РФ по развитию системы закупок с участием представителей Минпромторга РФ и предприятий.

Эта тема сегодня в фокусе внимания у всех участников реального сектора экономики. ГИСП — Государственная информационная система промышленности, комплексная цифровая платформа, разработанная Министерством промышленности и торговли РФ. В ней аккумулируются сведения о производственных мощностях, технологических процессах, инвестиционных проектах, результатах научных исследований. С помощью ГИСП предприятия могут обмениваться опытом, искать партнёров и поставщиков, а также участвовать в тендерах и госзакупках.

“Ещё не финиш”

Более того, до него ещё очень далеко. Об этом говорила в своём выступлении вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова:

— Вопросы внедрения ГИСП очень непростые. На площадке ТПП РФ они обсуждались ещё до того, как было принято постановление 719. Мы с вами помним, какой сложный путь прошли. Это ещё не финиш, вносить изменения придётся постоянно, по мере нарабатывания практики. Первые год-два самые важные, когда будет запуск процесса с максимальным вовлечением крупных компаний. Придётся активнее, чем раньше, искать российских производителей, которые, в свою очередь, должны соответствовать параметрам, заданным государством.

Как бизнесу пройти все эти муки? Мы понимаем, что культура работы с документами у нас пока на очень низком уровне. Отчасти в этом виновато и наше образование, и цифровизация, которая приучила, что пальцем ткнул и всё готово. Но тут другой процесс, другие задачи, другой уровень квалификации.

Важно, чтобы каждая из сторон-участниц процесса понимала, куда двигаться. И чтобы система ТПП, которая занимается сертификацией и подтверждением, видела свои задачи, масштабы и объёмы. Бизнесу пора уяснить: надеяться на чудо, что вдруг утром проснулся и всё отменили, уже бесполезно. Этот путь придётся пройти.

Председатель Совета ТПП РФ по развитию системы закупок Дмитрий Сытин разъяснил, что регуляторика национального режима в этой сфере сейчас заключается в статье 14 44-ФЗ и в статьях 3.1 – 4 223-ФЗ:

– Но самый интересный документ – постановление правительства номер 1875, вокруг которого строятся основные дискуссии. Это основополагающий подзаконный акт, – сказал он.

Виды существующих нацрежимов:

  • запреты — нельзя закупить иностранное (и исключения из них);
  • ограничения, или правило “второй лишний”;
  • 15% преимущество для РФ по цене;
  • минимальная доля товаров отечественного производства.

— Минфин и Минпромтрог уже неоднократно обращали внимание, на то, что постепенно основным и, видимо, единственным механизмом подтверждения страны происхождения товаров будет реестровая запись. Речь идёт о целой группе реестров – российской промышленной продукции, отечественного ПО и других, – продолжил Дмитрий Сытин.

Что радует, а что — мешает

Замдиректора департамента методологии и организации закупок Госкорпорации Росатом Мария Ильина затронула тему трудностей, с которыми пришлось столкнуться концерну:

—  Часто бывает: в конструкторской документации указаны конкретные изготовители/производители, товары, которые нужно применять. Но внести коррективы не так просто: потребуются дополнительные вливания и время.

Работа по импортозамещению проводится нами давно и планомерно, но вот так взять и применить постановление не совсем получается.

Мы предлагали установить определённый переходный период применения. Нас услышали, уже согласован проект изменений в постановление. Правда, пока они касаются только военной и спецтехники.

Ещё одна ощутимая для Росатома проблема, по словам Марии Ильиной, касается зарубежного строительства:

— Мы много работаем с иностранными заказчиками. Государство говорит о необходимости локализации местного производства. Указанные требования распространяются как на заказчика, так и на привлекаемых субподрядчиков. У нас это тоже отраслевые организации и они не подпадают под исключения. Поэтому мы просили предусмотреть возможность неприменения вот этих запретов — субподрядчики делают закупки за рубежом для исполнения иностранного контракта, хотя на самом деле они имеют только опосредованное отношение к иностранным заказчикам через генподрядчика. Нас услышали и предусмотрели соответствующие исключения в проекте с изменениями.

Другой момент — некоторые наши организации имеют филиалы за рубежом. Эти организации — юрлица РФ, на них по идее тоже распространяются запретные ограничения.

Например, филиал находится в Боливии. По законам Боливии он должен закупать некие услуги там, за рубежом. Нам разъяснили в Минфине РФ, что в таких случаях филиал считается как отдельное юрлицо. Сейчас прорабатываем с юристами этот вопрос, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов.

Заместитель гендиректора ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» Андрей Зацарин отметил положительный опыт применения национального режима в закупках и подчеркнул важность стандартизированного подхода к определению критериев, позволяющих считать продукцию российской:

— Радует, что мы как заказчики имеем право голоса, наше мнение учитывается.

Мы начали подготовительную работу заблаговременно, ещё в прошлом году. На сегодняшний день срок среднего согласования и рассмотрения заявок — от 6 до 14 дней. Хотелось бы ещё быстрее, но и это уже неплохо.

Основных проблем, по его мнению, сейчас две. Первая — так называемые отказники, вторая — отсутствие ограничений на рост цены в сравнении с импортными аналогами.

Свою позицию он расшифровал так:

— По отказникам: есть поставщики, которые традиционно в конструкторской документации действительно единственные. Они прямо говорят — зачем нам тратить своё время на внесение в системы и реестры, вы всё равно к нам придёте, у нас же и купите. Конечно, мы с ними работаем где-то с помощью прокуратуры, где-то с помощью собственных рычагов. Но если бы был выработан единый официальный механизм по поводу отказников, было бы здорово.

Теперь что касается ограничений на рост цены. Мы любим страну и хотим купить своё, родное, но разница в цене часто составляет от 50 процентов до 10 раз. Бюджеты компании трещат и вместо того, чтобы купить 10 изделий, покупаем одно. Эта проблема существенна и глобальна. Если идёт превышение цены больше, чем, допустим, на 25 процентов, то пусть Минпромторг автоматом выдаёт разрешение на покупку импортных товаров. И это станет серьёзным стимулом для коллег по снижению себестоимости, — резюмировал он.

Руководитель ООО «Скиф-М» Александр Москвитин поделился опытом взаимодействия с государственными структурами в процессе сертификации, одновременно отметив ряд объективных трудностей, связанных с недостатком единых требований и методологий оформления документов, подтверждающих российское происхождение.

Его компания — один из крупнейших в стране производителей металлоконструкций, и вот с чем пришлось столкнуться:

— Работа с ГИСПом очень важна. Мы оперативно вносим весь свой инструмент в систему, организующие документы нужны. Но при всех плюсах меня беспокоят два момента.

Первое — хотелось бы, чтобы побыстрее выходили на торги те, кто закупает у нас инструмент. Наше предприятие полностью заменяет любой импорт — шведов, немцев, американцев, всех, кто в этом направлении работал. Вопрос цены для нас не такой существенный, мы цены нормальные заявляем. Но кое-что тормозит нашу работу. После постановления я ожидал, что у нас будет бум заказов, но нет.

Торги сейчас заморозились у всех. Большинство заводов сейчас то ли в ожидании, то ли в шоке.

Второе. Я бы попросил коллег не выкатывать в систему огромные списки. Выставляют в ГИСП полный каталог на 38 тысяч позиций. Это очень мешает нормально работать, мы фактически вылетаем из игры.

Главный критерий — спрос

Поскольку включение предприятия в ГИСП является необходимым условием для участия в большинстве видов государственных закупок, спикеры обратили особое внимание на следующие моменты:

  • необходимость адаптации методов идентификации производителя продукции и установления её принадлежности к российскому производству;
  • недостаточную информативность существующей отчетности о продукции и отсутствие достоверных инструментов верификации фактического места изготовления продукта;
  • сложности в работе над оформлением разрешительной документации, включая свидетельства о регистрации российской продукции и сертификаты соответствия установленным стандартам.

Представитель Минпромторга России Алан Фаизов подчеркнул, что для повышения мотивации предпринимателей по вступлению в ГИСП главным критерием является спрос.

Фаизов прокомментировал проблемные вопросы по постановлению Правительства РФ № 719 о подтверждении происхождения товара на территории РФ, о балльной системе и ее применении заказчиками в закупках, о реестрах и их наполненности, о выдаче разрешения на закупку иностранного товара, подчеркнув, что для повышения мотивации предпринимателей по вступлению в ГИСП главным критерием является спрос. Также спикер рассказал о нормативном регулировании по вопросам сертификации и привел в пример приказ Минпромторга России № 7.

По итогам дискуссии решено рекомендовать Минпромторгу России принять меры по оптимизации действующих положений о сертификации продукции:

  • убрать «лишние» коды ОКПД 2 из КТРУ;
  • не принимать контрафактную продукцию;
  • повысить эффективность межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти;
  • усилить внедрение эффективных механизмов стимуляции перехода предприятий на российские компоненты и материалы.

Все предложения будут обобщены и учтены при подготовке позиции ТПП РФ по проблематике национального режима в закупках.

Наталья Ерыженская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *