Подъезжая к Ростову-на-Дону, сразу обращаешь внимание — то тут, то там высятся купола церквей, нередко с золочёными маковками.

За последние тридцать с лишним лет многие храмы были восстановлены, многие отстроены заново. И, конечно же, главными жертвователями на строительство и восстановление культовых зданий были предприниматели.

В 1999 году совместными усилиями к юбилею города поставили памятник небесному покровителю Ростова -Димитрию Ростовскому, который благословляет нас всех на площади перед кафедральным собором…

Но если вы ходите в церковь не два раза в год — на Пасху и Рождество, как большинство народа, то знаете, что стоят храмы в будние дни почти пустые, а в воскресенье даже в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы не так уж и много народу на литургии…

Большинство ростовчан называют себя православными, но либо вообще в церковь не ходят, либо изредка, а воцерковляться и не думают. Это слишком трудно для вечно спешащего и суетливого горожанина.

Соединим ли бизнес с нравственностью? Посмотрим исторически…

Ростовчане всегда были деловыми, активными, поэтому так популярно в городе предпринимательство. А сейчас ещё и самозанятость. Это же прекрасно! Прекрасно, но грустно. Потому что, на мой взгляд, предприниматели наши от самых богатых до самых скромных, не спешат задумываться о духовном так же, как и о выгоде, прибыли и прочих важных показателях.

Вы скажете, что бизнес с нравственностью не соединим? А я бы поспорила.

Если  мы посмотрим на историю нашего города, то большинство общественных зданий 19 -го века, включая гимназии и техническое училище, больницы, были построены на деньги купеческие. И благоустройство города нередко осуществлялось за счет купцов, которым хотелось, чтобы не только вывеска на магазине, но и прилегающая территория, ласкали взгляд потенциального покупателя. А какие красивые производственные здания строили! Бывшая «Табачка» самый яркий пример!

Что же сегодня? Надо признать, что Ростов давно отстаёт от Краснодара по части отношения предпринимателей к своему городу. В Краснодаре известный бизнесмен взял и подарил городу шикарный парк, который теперь известен всей России. А в Ростове нередко у магазина, парикмахерской или кафе будет стоять переполненная урна с разбросанным по периметру мусором, а хозяин и не шелохнётся, это же муниципальная урна… Урна-то муниципальная, но она же у твоего кафе стоит и портит внешний вид заведения.

Или заезжайте в ростовские промзоны. Где-то рядом с предприятиями чистенько, деревья высажены, клумбы разбиты, но чаще так жутко, что слов нет!

Интересно то, что несколько лет назад одна предпринимательница решила навести у своего предприятия порядок — высадить деревья, цветы, благоустроить прилегающую территорию. И что вы думаете? Некоторые коллеги-предприниматели пошли по её стопам благоустраивать ранее захламленные, заброшенные клочки земли рядом с предприятиями.

Но нашлись и такие, которые тратиться не захотели, а ей стали угрожать, мол, чего выпендриваешься, думаешь, лучше всех?! Смотри, как бы все у тебя не погорело… Угрозы не осуществились, слава Богу. Но осадочек остался.

Недавно врио губернатора Ростовской области Ю.Б. Слюсарь на одном из совещаний правильно заметил, что благоустраивать Ростов должен не только муниципалитет. Но и жители домов, если хотят чувствовать себя достойными гражданами. И бизнес, если хочет реально ощущать себя хозяином, а не временщиком.

Давайте честно признаемся, что Ростов — город не бедный! А много ли в городе среди состоятельных горожан меценатов? А переживают ли наши бизнесмены по поводу того, как выглядит город в глазах туристов и гостей Донской столицы со всего мира?

Думают ли топ-менеджеры и хозяева предприятий об экологии, чтобы вода в Дону была чистой, берег ухоженным, мусорные кучи не портили вид города и отдельно взятого делового центра, завода? Чтобы транспорт ходил нормально, а спальные районы перестали быть малодоступными уже после 8 вечера?

И прикольно же, когда прокладывают в Левенцовке 6 км трамвайных путей, а потом выясняется, что продлить линию дальше нельзя. Ибо строить по первоначальному проекту, то есть вести трамвай в центр через проспект Стачки невозможно, так как движение в городе будет полностью парализовано.  Как будто это изначально было неизвестно!

И лишь вмешательство нового губернатора, привлекшего московских специалистов, показало — выход есть, но он весьма дорог: нужно прокладывать улицу-дублёр проспекта Стачки. Минтрансу области и мэрии поручено проработать такой вариант, и главное — найти на это источники финансирования.

…Когда-то в советское время у каждой школы, у каждого детсада был свой шеф — предприятие или организация, которая помогала, поддерживала и морально, и материально учебный и воспитательный процессы.

В то же время дети с помощью шефов могли пойти на экскурсию на производство, в лаборатории НИИ, в КБ и посмотреть, как люди работают. А сейчас? Много ли таких примеров?

Только  некоторые крупные предприятия, такие, например, как НЭВЗ, устраивают «неделю без турникетов», когда школьник могут ознакомиться с производственными процессами и продукцией (но это скорее исключение, чем правило).

Разумеется, я не хочу сказать, что в Ростове нет благотворительности. Есть. И спасибо, что есть люди, которые занимаются этой благородной деятельностью. Но, на мой взгляд, маловато таких примеров…

Может, прислушаемся к мнению Патриарха?  Недавно Патриарх всея Руси Кирилл дал газете «Коммерсантъ» большое интервью о взаимодействии нравственных принципов и принципов бизнеса.

Глава Русской Православной церкви не согласен с тем, что нравственные принципы не совместимы с принципами бизнеса. Все зависит от того, как их понимать, принципы бизнеса, то есть.

Вот что говорит Святейший:

— Убеждён, что это ложное противопоставление (бизнеса и нравственности, — ред.). Бизнес и экономика — это не явления параллельной реальности, это те общественные отношения, которые складываются между людьми, а не между обезличенными механизмами, производящими прибыль, перед ценностью которой якобы меркнет потребность людей в нравственных нормах и справедливости.

Собственно говоря, за тезисом «нравственным в экономике быть невыгодно» кроется лукавство. Выгодность того или иного предприятия определяется не только спросом и предложением, но и законодательством. А законодательство опирается на нравственность, на опыт, благодаря которому человечество развивается и выживает. Как бы выгодно ни было продавать наркотики, это, во-первых, безнравственно, а во-вторых, незаконно. Впрочем, в последние годы элитам в ряде стран удалось добиться легализации наркотиков. Думаю, там это вполне рентабельная, эффективная экономическая отрасль. Просто если какая-то критическая масса людей в обществе станет наркоманами, то ни экономики, ни бизнеса, ни, наверное, человеческого рода не будет вообще.

Эффективная экономика создает такие условия жизни для людей, которые позволяют обществу сохраниться и развиваться. Причем не только экономически и научно, но и культурно. И, не побоюсь сказать, духовно. А эти условия не могут не иметь нравственного измерения.

Хорошо Святейший прошелся и по строительному бизнесу, я ниже приведу его цитату. Но немножко впечатлений от разговора с одним господином-риелтором. Он рассказывал, что «запарился» искать вариант для человека, который приехал из Новороссии с ваучером на приобретение квартиры, поскольку его квартиру вдребезги расстреляли супостаты. Но размер выделенной государством суммы был недостаточен…

И только после того, как некто подключил свои связи, одна строительная компания продала квартиру в 2 раза дешевле, чем на рынке, но при этом осталась с очень хорошей маржой! То есть цены на жилье в Ростове явно завышены! И это не только в Ростове, но во всех городах-миллионниках.

Интересно, когда УФАС по Ростовской области заинтересуется обоснованностью цен на жилищном рынке, особенно в новостроях? Уверена, что никогда.

У меня такое впечатление, что ФАС вообще деньги платят не за то, что она замечает нарушения, а за то, что не замечает.

А теперь цитата Святейшего Патриарха:

 Мы переживаем строительный бум, строятся целые кварталы высотной застройки. Это приносит огромные прибыли девелоперам. Но есть один нюанс. Городское жилье, особенно в крупных городах, стоит неподъемно дорого. Массово продаются квартиры-студии, рассчитанные на одного-двух человек максимум. Из открытых источников можно узнать, что доля трехкомнатных квартир, то есть пригодных для семей с двумя-тремя детьми, составляет около 10% в новостройках и имеет тенденцию к сокращению.

Сопоставьте это с низким коэффициентом рождаемости — и придёте к выводу, что эффективность и рентабельность подобных строек не связываются с ростом населения. Позвольте высказать мнение, что для того, чтобы численность населения росла, необходимо горизонтальное развитие территорий, потому что крупные города были и остаются реципиентами населения, неспособными обеспечить его воспроизводство.

Давайте пройдёмся по центру Ростова. Вы не заметили, что высотки стоят впритык друг к другу? Зелёные дворы, которые раньше были изюминкой Ростова, почти все исчезли! Ростов из уютного и домашнего превращается в монстра. Где бульвары и сады? Где цветущие деревья и кустарники? Раскалённый асфальт, детские площадки, нередко обнесённые двухметровым забором, закрытые личным ключом собственника, потому что ребёнку из соседнего дома уже не зайти, не имеет права… Где вьющийся виноград? Каменные джунгли, одним словом… Кому захочется родить здесь троих детей?

И вот о чём ещё говорил Патриарх всем нам, активным участникам экономики, когда его спросили:

— Может ли такой морально ориентированный подход сочетаться с реалиями современного общества, основанного на принципах свободного рынка?

— У этого подхода есть евангельские корни. Вспомним известную притчу о неразумном богаче, который собрал большой урожай и решил, что душа его «может покоиться, есть, пить и веселиться». Господь же говорит ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:21).

Как богатеть «в Бога»? Хотя бы так, чтобы богатство не становилось идолом, предметом единственной надежды человека, мерой всех вещей. Известные мыслители в области экономики нередко были авторами и этических концепций. Еще отец экономической науки Адам Смит писал о включенности экономики в социальную систему, где подлинной движущей силой является стремление каждого человека стать достойным членом общества. И между прочим, в своей первой работе по этике Адам Смит ясно заявлял о том, что законодателем нравственности является сам Бог.

Мы, люди старшего поколения, выросли в те годы, когда навязывались представления о свободных экономических отношениях как о «законе джунглей». Но социал-дарвинизм, возникший на основе мальтузианской теории в том виде, в котором ее критиковал Маркс, давно устарел.

Развитая экономика — это та, которая оставляет как можно меньше пространства для бедности. Человек не должен оставаться безразличным к бедности других, это безальтернативно для христианина. Апостол Иоанн говорит:

Если же кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, как пребывает в том любовь Божия? (1 Ин. 3:17).

Я лично с Патриархом согласна. А вы? И вообще, может ли Ростов считаться православным городом, если он сам уродуется уже какое десятилетие людьми, которые жертвуют на храмы, но о нравственных принципах в своем бизнесе не думают? А почему не думают? Позволю себе предположить, что все поры города давно пронизала коррупция. Поэтому почти каждый предприниматель, а уж богатый тем более, знает, что его сия чаша не минет.

Святейшему задали вопрос:

— Должна ли Церковь участвовать в борьбе с коррупцией?

— Инструмент борьбы, которым пользуется Церковь, — это слово. Неправедная прибыль — это грех, который вызван корыстолюбием и тщеславием. То есть желанием обогащаться без разбора средств, в том числе с целью продемонстрировать свою роскошь окружающим. Этот грех осуждается Церковью, и здесь есть очень значимые слова Священного Писания: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36). То есть душа ценнее, чем все богатства мира, и те, кто пытается собирать земные сокровища любой ценой, попросту не знают подлинной стоимости того, что у них есть от рождения. Об этом Церковь и свидетельствует перед всеми людьми.

— И как быть нам, грешным?

Патриарх говорит:

— Обычно считается, что Церковь сдержанно относится к богатству, а то и осуждает его. Но в Евангелии говорится о том, что благочестивые жены «служили Спасителю имением своим» (Лк. 8:3). Так вот, все общественное достояние может и должно служить нравственному преображению общества. Инвестируйте в рождение, воспитание и развитие детей — и эти инвестиции принесут плоды. Если же экономика будет построена так, что человек станет только удовлетворять свои потребности, извлекать лишь материальную выгоду из общения с окружающими, то жизнь самого общества будет находиться в опасности. И мы уже видим признаки этого вокруг нас: отказ от брачных союзов и от деторождения.

— Есть ли способ преодолеть это очевидное противостояние?

—  Жить по заповедям. …Экономика не вещь в себе, она не самодостаточна. Она — производное от общества и развивается в его контексте. Что такое благополучие? Максимальный и постоянно растущий уровень потребления благ? Опыт многих стран показывает, что невозможно обеспечить всех благами по верхней планке. Просто не хватит ресурсов. Какой ответ мы часто слышим? Если ресурсы ограниченны, то нужно сократить количество их потребителей. Отсюда все эти теории перенаселения Земли и сокращения рождаемости. Это антихристианский подход, он, уверен, в случае реализации способен привести к вымиранию, в том числе тех, кто его исповедует.  …На нынешнем этапе развития цивилизации экономикой должны управлять не роботы, а сильные, свободные, образованные и нравственные люди, ставящие перед собой высокие идеалы и способные их достигать. А экономика — средство достижения этих идеалов.

Вот и возникает настойчивый вопрос, может ли Ростов считаться православным городом, если большинство горожан забыли о Божьих заповедях?

Пора бы уж определиться, хотим ли мы в Ростове жить по принципу: «После нас хоть потоп!», или же не хотим краснеть перед потомками за варварски изуродованный город, испорченный нашей общей гордыней и жадностью.

Господин Слюсарь, конечно, не Апостол, но так хочется надеяться, что он и сам будет действовать на основе морально-нравственных принципов, и от подчинённых требовать того же…

Александра Кузнецова.