Креативные предприниматели впервые в России получили специальный закон, регулирующий их деятельность. В феврале 2025 г. вступает в силу Федеральный закон № 330-ФЗ от 08.08.2024 «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации», который определяет меры и объемы государственной поддержки субъектам КИ

Понимая актуальность темы, 27 августа представители Торгово-промышленной палаты Ростовской области совместно с коллегами из комиссии по развитию креативных индустрий Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ провели онлайн-форум «Креативные регионы: экономика талантов». В дискуссии участвовали почти 40 территориальных ТПП — обсудили изменения в законодательстве и рассмотрели наиболее успешные региональные проекты в сфере креативных индустрий.

Торгово-промышленные палаты могут стать важнейшим механизмом в развитии креативных индустрий внутри регионов, уверен председатель комиссии по развитию креативных индустрий Егор Иванков. С ним согласна вице-президент ТПП Ростовской области Светлана Абдулазизова. В своём приветственном слове она отметила невероятно высокий интерес к теме развития креативных индустрий со стороны территориальных ТПП. И, конечно, напомнила о том, какую роль здесь уже сыграла ТПП Ростовской области:

— Мы первыми в системе ТПП организовали отраслевой комитет по развитию креативных индустрий и бизнеса в сфере культуры, а также в числе первых субъектов РФ заключили соглашение с Агентством стратегических инициатив по внедрению регионального стандарта развития креативных индустрий, — подчеркнула Светлана Абдулазизова.

Новые законные нормы

Креативные индустрии — очень многогранный феномен. Практически все спикеры онлайн-форума сошлись во мнении, что именно они могут стать по-настоящему крутым драйвером для геобрендинга, продвигающим привлекательность территорий.

В этом контексте важно задуматься о расширении возможностей промышленности. Так, благодаря привлекательному промышленному дизайну многие виды продукции можно смело продавать на 10-12% дороже среднего ценника по рынку, при этом не теряя своего потребителя. Все это существенные факторы повышения конкурентоспособности.

Подробнее о нормах нового законодательства рассказала председатель Комитета по развитию креативных индустрий и бизнеса в сфере культуры ТПП РО Оксана Коростиева. Она разъяснила участникам форума, что федеральный закон № 330-ФЗ разделил креативные индустрии условно на четыре группы:

  • индустрии, основанные на историко-культурном наследии;
  • индустрии, основанные на произведениях культуры и искусства;
  • индустрии, основанные на телекоммуникационных и информационных технологиях;
  • индустрии, основанные на прикладном творчестве.

Также в законе определены меры господдержки в сфере КИ, даны определения субъекта КИ и креативного кластера. Но пока закон носит рамочный характер: еще только предстоит создать базу нормативно-правовых актов.

Определяют регионы, а не Москва

Как сообщил глава Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов, на Москву и Санкт-Петербург приходится более 40% от всех занятых в креативной экономике страны. Вместе с тем, столичный регион — далеко не определяющий в развитии федеральных трендов развития КИ. В частности, он привел в пример опыт Якутии, Нижнего Новгорода, Калининграда и других регионов:

— Важно использовать практики других для своей работы, особенно в этот период. Федерация креативных индустрий сейчас сфокусирована на кросс-индустриальной поддержке и инициативах в КИ. Конечно, нужно понимание этого факта у государства. До 2020 года поддержку и внимание получали лишь некоторые сектора за счет сильных отраслевых лидеров. Но с появлением Концепции Правительства появилась возможность синхронизировать льготы и возможности для интенсивного развития остальных направлений, относящихся к креативной индустрии. Нужно фокусироваться на “низковисящих плодах” и успевать собирать их, постепенно формируя новый ландшафт рынка. Очень важно уже сегодня создавать точки притяжения для креативных предпринимателей — и для формирования стабильно высокого потребительского спроса. Ведь очень часто люди просто не знают о том, что производят в их регионе, что делают в соседней губернии. Нужно, чтобы была возможность знакомиться и общаться с предпринимателями,  посмотреть на их продукты, наконец, заходить на их сайты и покупать.

IT, анимация, ювелирка: опыт Якутии

Руководитель Дальневосточного проектного офиса Центра развития креативной экономики АСИ, генеральный директор АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)» Афанасий Саввин рассказал, что сегодня креативные предприниматели региона предлагают невероятное количество мегасовременных интересных проектов. Например, это кинотехнологический центр Дальнего Востока и Восточной Сибири — четыре современных павильона, 10 оборудованных студий, офисы, 1500 рабочих мест (не знаем, как будет в реальности, но на презентации это выглядело невероятно круто — Прим.Ред.). По словам Афанасия Саввина, в ближайшее время будет подписано концессионное соглашение для реализации этого проекта.

— А ещё большой упор сделан на виртуальный продакшн, — сообщил он. — Сегодня эти технологии активно развиваются, делается ставка на ИИ. В Якутске создан IT-парк, мы вообще в стране в числе ведущих по этому направлению, особенно по части игровых студий. В IT-парке больше 100 резидентов, есть акселератор. Мы научились по умному поддерживать стартапы, потому что понимаем, что гранты — не совсем та история, с которой мы хотели бы работать. Поэтому мы через фонд инвестируем с применением опционов. Мы не заходим сразу в капитал, учитывая, что это всё-таки высокорисковый бизнес. В итоге у нас нет на балансе каких-то мёртвых ООО, при этом мы ориентированы на успех. Если компания в течение трёх лет становится успешной, активируем опцион, заходим к ним в долю. До 2 млн рублей инвестируем в каждую фирму и покупаем опцион в обмен на то, чтобы в течение трёх лет купить у основателей пять процентов этой компании. Есть у нас программа импортозамещения. Как пример приведу компанию АЛРОСА. Когда иностранцы ушли, мы договорились, чтобы они обратили внимание на резидентов нашего IT-парке. Они выделили определённую сумму нашему фонду. Теперь АЛРОСА может покупать этот софт с большой скидкой.

Вслед за кино и IT стала расти анимация, хотим к концу 10-летия в 10 раз нарастить производство. Анимация — мягкая сила, она позволяет повышать привлекательность нашей республики, нашей страны, помогает транслировать наши духовные смыслы.

Ещё у нас многое связано с ювелирной темой: построен целый специализированный кластер, чтобы ювелирные стартапы шли на мировые рынки. Мы хотим не просто продавать сырые алмазы, а создавать, возможно, в кооперации с дружественными странами, бренды нового люкса.

Мы в АСИ разработали региональный стандарт развития креативных индустрий, чтобы помочь другим чуть быстрее этот путь пройти. Уже есть наработанная практика, которая может помочь остальным, дать практические инструменты.

Региональный стандарт развития креативных индустрий включает 12 шагов для создания и предоставления региональных мер поддержки на уровне субъектов РФ:

  1. Обеспечение участия высшего должностного лица субъекта в развитии креативных индустрий.
  2. Создание региональной опорной организации развития креативных индустрий.
  3. Аудит и анализ влияния креативных индустрий на экономику субъекта.
  4. Формирование сообщества креативных индустрий.
  5. Определение приоритетных креативных индустрий для формирования креативной специализации субъекта.
  6. Разработка и утверждение в регионе стратегического документа в сфере развития креативных индустрий.
  7. Формирование системы подготовки кадров для креативных индустрий.
  8. Разработка региональных мер поддержки креативных индустрий на территории субъекта.
  9. Повышение спроса на продукцию, работы и услуги креативных индустрий.
  10. Поддержка экспорта продукции, работ и услуг креативных индустрий.
  11. Создание объектов инфраструктуры креативных индустрий.
  12. Удержание и привлечение креативного человеческого капитала.

— В креативные индустрии нельзя играть, ими нужно плотно заниматься на местах, обязательно вовлекая в процесс первых лиц области, — резюмировал Афанасий Саввин.

Креативный облик Ростова 

Ростовчане тоже поделились опытом в создании уникального креативного пространства, которое, по сути, стало магнитом для креативных предпринимателей города. Имеется ввиду уникальный комплекс в старом центре Ростова на Донской, 30. По словам представителя перформативного пространства D30 Дарьи Иванчук, ещё пять лет назад внимание группы предпринимателей привлекла идея объединиться и дать вторую жизнь двум старым зданиям, одному из которых более 200 лет! Состояние помещений было довольно печальным. Пришлось знатно покреативить, чтобы превратить основательно разрушенный каменный сарай в модное сегодня место, где есть даже свой театр, который уже высоко оценили и местные театралы, и известные всей России деятели искусства.

Резиденты Д30 подобраны не случайно, это исключительно творческие люди: школа диджеинга и написания музыки Tochka DJ, шоурум кастомного дизайнера, мастерская авторских украшений, магазин виниловых пластинок, шоурум винтажных аксессуаров. Здесь работают дизайнеры, архитекторы, есть коктейльный бар, спешиалти кофейня и ресторан китайской кухни.

Это полноценная экосистема, а результат такого подхода — рост капитализации объекта в 3 раза, рентного дохода — в 4 раза.

Опыт Ростова-на-Дону получил высокую оценку коллег из регионов — все сошлись во мнении, что это отличный пример того, как можно использовать городские особенности для привлечения креативных предпринимателей.

Евгения Ветчинникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *