В 2025 году налоговая реформа станет налоговой практикой, пишет «Ъ». Хотя все решения приняты, вопросы остаются.

Как будет работать более сложная система администрирования НДФЛ, найдутся ли в ней прорехи для уклонения, как будет себя чувствовать бизнес в условиях выросшего налога на прибыль, чем обернется обещанная амнистия за дробление компаний – всё это покажет только практика.

Проведённая в 2024 году реформа стала крупнейшей перестройкой налоговой системы за два десятилетия – нововведения почувствуют на себе и граждане, и индивидуальные предприниматели, и малый, и крупный бизнес.

Импульсом стало послание президента Федеральному собранию, когда было заявлено о необходимости модернизации налоговой системы – перехода к более «справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы» и снижения нагрузки на семьи, в том числе за счет вычетов. После этого начались концептуальные дискуссии – что же считать справедливой налоговой системой и как она может быть устроена.

В итоге была принята пятиступенчатая шкала НДФЛ вместо двухступенчатой (13% для всех и 15% при доходах свыше 5 млн руб. в год).

Для доходов до 2,4 млн. руб. в год (200 тыс. руб. в месяц) сохранится ставка 13%, выше – вступят в силу повышенные ставки на суммы сверх этой «базы» – вплоть до 22%. Для семей с двумя и более детьми и доходами ниже полутора прожиточных минимумов на человека вводится вычет из НДФЛ в размере 7%.

В Минфине заверяли, что рост ставок якобы коснётся лишь 3% плательщиков НДФЛ, однако реакция на новую шкалу была неоднозначной – повышение ощутят представители среднего класса и высокооплачиваемые специалисты (из-за инфляции и роста зарплат пороги прогрессии уже воспринимаются немного иначе). К тому же изменения для граждан налогами не ограничились – выросли и госпошлины, как за решение вполне бытовых вопросов (например, развод или регистрация сделок с недвижимостью, так и за обращение в суд.

Рост налоговой нагрузки для бизнеса – более глобальный. Прежде всего, за счет весьма ощутимого повышения налога на прибыль – с 20% до 25%.

Для малого бизнеса расширяются пороги применения упрощённой системы налогообложения при одновременном введении необходимости уплаты НДС при доходах свыше 60 млн. руб.

Бюджет в 2025 году ждёт от реформы дополнительные 2,6 трлн. руб.

Будет ли выполнен этот план – пока сказать трудно. Во многом результат будет зависеть от эффективности налогового администрирования. Среди возможных рисков – переход работников на серые зарплаты, подмена трудовых договоров гражданско-правовыми (при наличии статуса ИП это позволяет платить налоги по ставке 6%), «маскировка» зарплат через выплату дивидендов (по ним максимальная ставка равна 15%). В целом в Федеральной налоговая службе (ФНС) уже заявляли, что несмотря на усложнение налоговой системы, готовы ее администрировать – в некотором смысле «пилотом» послужило введение второй ставки НДФЛ в 15% в 2021 году.

Массив данных, которым располагают налоговики, видимо, позволит им увидеть существенные изменения в порядке выплате зарплат отреагировать на это. Сам факт ухода от простой в администрировании плоской шкалы, введённой в 2001 году из-за невозможности противостоять уклонению от налогов, говорит о многом. Однако и при нынешнем усиленном налоговом контроле серые зарплаты вряд ли можно назвать редкостью, в ходе проработки изменений Минфин заявлял о необходимости борьбы с механизмами налоговой оптимизации, в том числе НДФЛ.

Другая стороны реформы — влияние на бизнес и его инвестиционную активность.

Пока рост налоговой нагрузки на предприятия планируется компенсировать довольно скромно – в рамках федерального инвестиционного налогового вычета предусмотрено возмещение лишь 3% расходов на оборудование и нематериальные активы, а «лимит» таких компенсаций на 2025 год составит всего 150 млрд. руб.

Хотя принятие изменений было довольно быстрым, за прошедшие после этого полгода экономическая ситуация как минимум не улучшилась: темпы роста ВВП снижаются, ключевая ставка растет вместе с инфляцией, дефицит рабочей силы не исчезает, санкции множатся.

Как это скажется на показателях компаний, будет ли у них прибыль, с которой предстоит платить повышенный налог, – вопросы открытые.

«Серым пятном» остаётся реализация положений об амнистии при дроблении бизнеса – о «прощении» налогов и штрафов за 2022–2024 годы в случае отказа от таких схем оптимизации. Эти нормы были одними из самых критикуемых в налоговом «пакете» из-за многочисленности вопросов к новому механизму. ФНС выпускала разъяснения, но и после этого полного понимания, как все это будет работать, у бизнеса нет – поскольку критерии дробления всё же остаются оценочными. Появится же понимание уже постфактум – первые выездные проверки за 2022–2024 годы налоговики смогут назначить в 2025–2027 годах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *