3 июня Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму законопроекты по совершенствованию налоговой системы. В рамках ПМЭФ прошла деловая сессия «Совершенствование налоговой системы: справедливость, сбалансированность, стабильность». Это не только название дискуссии, но и сама цель налоговых изменений. Модератор, он же ответственный за них от депутатского корпуса Андрей Макаров, предложил сначала откалибровать понимание сбалансированности.

– Совершенствование налоговой системы должно быть сбалансированным. Учитывать интересы бюджета и бизнеса, регионов и федерального центра, выравнивание бюджета регионов и муниципалитета, – подчеркнул спикер.

Андрей Макаров рассказал, что представители органов власти, бизнес-объединений, экспертного сообщества провели большую работу. Он предложил всем участникам дискуссии оценить, учтён ли в изменениях вопрос сбалансированности интересов общества и государства, удалось ли сделать налоговую систему стабильной и предсказуемой.

– Повышение налога на прибыль в рамках изменения налоговой системы не нарушает конкурентности российского налогообложения в сравнении с другими странами.

Об этом заявил первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков.

– Все, кто выступал от бизнеса – крупного, среднего, мелкого, в принципе говорили о том, что это повышение не нарушает конкурентности нашего налогообложения в сравнении с соседними странами, я уже не говорю про страны Запада, где ставки подоходного налога и налога на прибыль существенно выше, – сказал Жуков.

По его мнению, правительство РФ “в полной мере учло запросы” при разработке новой налоговой системы.  Он добавил, что повышение налогов компенсируется “существенными льготами” для нуждающихся и льготами, направленными на увеличение инвестиций. Жуков отметил прозрачность новой системы налогообложения, при которой видно, на какие цели собирают налоги.

– Мы достаточно спокойно относимся к цифре в 25. Но при условии, что будет понятный бизнесу федеральный инвестиционный вычет, — уточнил Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей.

Будут увеличены пороги по так называемой упрощенке. Этой схемой смогут воспользоваться больше предпринимателей и не будет необходимости дробить подросший бизнес на несколько компаний.

Для чего вообще все эти пороги повышали? Для того чтобы мягкий переход и уйти от дробления. Почему многие дробятся? Потому что когда они достигают порогового значения — на сегодняшний день 250 миллионов, то дальше переходят на общую систему налогового обложения, — уверен Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ.

Говоря о сбалансированности налоговой системы, министр экономического развития РФ Максим Решетников затронул вопрос инвестиционного вычета. Для его расчёта будут разработаны и определены параметры с учётом региональных программ. Сейчас в проектируемых изменениях не прописан механизм применения инвестиционного вычета:

— В законе этот вопрос вынесен на уровне правительства. Очевидно, баланс придется искать динамический. Сложный разговор. Нам придется таргетировать инвестиции, выделять приоритеты, как избежать принципы индивидуализации льготы. Объемы и глубина ИНВ не будут автоматическими, и под них придется определять параметры. Надо понимать, что федеральный вычет не единственный, у нас есть региональные вычеты, нам нужно их активизировать. Ещё один важный момент в законопроекте — изменение по НДПИ. Размер ставки налога будут варьировать в зависимости от объективной ситуации на рынках. Это в том числе обеспечивает отсутствие в будущем инициатив по налогу на сверхприбыль, экспортным пошлинам и так далее. Мы должны понимать, что формируем предсказуемую, в том числе и для бизнеса, систему налогообложения, когда не налог на прибыль изымает сверхприбыль и сверхдоходы, а есть понятный и прозрачный гибкий НДПИ, — сказал Максим Решетников.

Какие ещё сложности увидели участники дискуссии? Есть опасения, что налоговая система не успеет перестроиться под поправки в Налоговый кодекс.

— Нам нужно время, чтобы подготовиться, какими бы ни были изменения. Нужно подготавливать и информационные системы, и системы взаимодействия друг с другом, — заявил руководитель ФНС России Даниил Егоров.

Амнистию хорошо продумали?

По итогам обсуждений справедливой налоговой системы в правительстве учли многие предложения бизнеса. Законопроект, в частности, предусматривает комплексное решение ситуации с налоговой амнистией и переходом из малого бизнеса в средний.

Даниил Егоров рассказал, что параметры амнистии проговорили с предпринимателями из «Опоры России», ТПП РФ, РСПП и «Деловой России».

— Мы рассмотрели разные варианты, выбирали из них. Оттуда, например, решение, что специально декларироваться в рамках амнистии не нужно, а достаточно активными действиями показать, что ты уже на том режиме, которому соответствуешь, — сказал Даниил Егоров.

По мнению президента «Опоры России» Александра Калинина, нынешние параметры донастройки отвечают принципам справедливости и сбалансированности. Параметры для микробизнеса практически не поменялись, особенно это хорошо для тех, чьи обороты не достигают 60 млн. рублей. 97% субъектов МСП изменения не затронули.

— Это говорит о сбалансированности системы. Также были увеличены пороги по УСН до 450 млн. рублей, а было — 250 млн., реализован принцип справедливости: за счёт введения ступенчатой шкалы НДФЛ фискальная нагрузка увеличивается для тех, у кого более высокие доходы, а людям с невысоким уровнем дохода будет предоставлено больше вычетов, — объяснил Калинин.

Стремление к балансу

При подготовке законопроекта было важно сделать изменения сбалансированными для всех налогоплательщиков, на которых они влияют. Подзаконные акты по изменению налоговой системы тоже будут обсуждать публично по аналогии с законом.

— По базовым налогам мы обеспечиваем стабильность, но жизнь идёт, какие-то нюансы все равно возникают. Их надо заранее обсуждать с обществом и предпринимателями, — выразил мнение министр финансов РФ Антон Силуанов.

При этом впереди колоссальная работа: все налоговые изменения должны стать нормами закона. Но важно не только это.

Как отметил Андрей Макаров:

— Справедливость налоговой системы определяется не только и даже не столько ставками налогов, сколько пониманием того, как государство распоряжается этими налогами.

Так что придётся довольно долго втолковывать налогоплательщикам, что всё делается для их же блага (хочется верить, что так и есть).

Наталья Ерыженская.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *