Маркетплейсы — явление в нашей жизни относительно новое, но их популярность растёт с невероятной скоростью. Это удобно: не нужно бродить по магазинам, зашёл в Интернет и выбрал что тебе нужно. Или, наоборот, продал. Но и мошенники тоже довольны — какой простор для обмана!

Совет ТПП РФ по развитию электронной коммерции совместно с Департаментом цифровых технологий ТПП РФ провел вебинари на тему: «Механизмы защиты интеллектуальной собственности в сети «Интернет». Соблюдение прав правообладателей участниками рынка электронной коммерции».

В рамках вебинара эксперты ТПП РФ рассказали об основных нарушениях, которые допускают предприниматели при осуществлении торговли товарами отечественных и иностранных брендов в сети, ответственности за данные нарушения, а также способах предотвращения нарушений прав.

Модератором мероприятия выступил Александр Антонов, заместитель директора Департамента цифровых технологий ТПП РФ. В рамках своего выступления, он отметил, что в последнее время в адрес ТПП РФ поступает большое количество обращений от предпринимателей по вопросам использования как собственных товарных знаков в сети «Интернет» и соблюдения действующего законодательства, так и использование товарных знаков известных отечественных и международных брендов.

О практических аспектах досудебной блокировки контрафакта на маркетплейсах, а также о судебной практике привлечения к ответственности продавцов контрафактных товаров слушателям вебинара рассказал исполнительный директор ООО «Медиа-НН» Георгий Давидьян:

— Оборот товаров на маркетплейсах и в целом в Интернете продолжает расти. К сожалению, на площадках рядом с лицензионной продукцией часто соседствуют нелегальные товары, где незаконно используются те или иные объекты интеллектуальной собственности. Постоянно появляются новые продавцы, желающие заработать на волне популярности каких-то брендов.

По словам Георгия Давидьяна, самые распространённые нарушения:

  • продажа контрафактной продукции
  • размещение нелегальных товаров под карточкой бренда
  • использование бренда в описании продукции
  • использование чужих фото в карточке продукции, что позволяет увеличить результаты поисковых запросов.

Для пресечения этих нарушений есть практические инструменты, говорит Георгий Давидьян. Прежде всего, это досудебная блокировка контрафакта на маркетплейсах.

— Есть две категории субъектов, к которым можно предъявлять требования по выявленным фактам. Это администратор Интернет-ресурса, то есть непосредственно сама площадка, и продавец.

Если говорить о Вайлдберриз и о досудебной практике пресечения нарушений, то осенью прошлого года там была введена система цифрового арбитража. Пройдя по определённой ссылке, правообладатель или уполномоченное лицо может обратиться и указать конкретные ссылки, нарушающие права, указать правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие у вас прав на объект. Каждому обращению присваивается уникальный номер. Но здесь есть недочёт: уникальный номер, который присваивается обращению, отображается единожды. Он не сохраняется в личном кабинете. Совет: фиксируйте его самостоятельно, чтобы потом можно было обратиться к площадке. Например, по поводу неудаления нарушения.

Вообще правилами Вайлдберриз установлено, что даётся 10 дней с даты направления обращения на то, чтобы продавец предоставил либо доказательства легальности продукции, либо, если их нет, объявление блокируется. На практике мы сталкиваемся с тем, что блокировака нелегальных товаров осуществляется в пределах 30 дней. Сроки затягивают.

На Озоне есть несколько способов взаимодействия. Самый оптимальный — отправить обращение по электронной почте, через личный кабинет бренда или почтовым отправлением по юридическому адресу маркетплейса. Официальный срок рассмотрения не установлен, но на практике не больше 10 дней.

За что ответит маркетплейс

— Георгий, может ли маркетплейс быть привлечён к гражданской ответственности?

— В силу гражданского законодательства владелец маркетплейса является информационным посредником и в связи с этим на него не может быть возложена гражданская ответственность по взысканию компенсации. Маркетплейс не участвует в создании этой продукции.

Статья 1253 Гражданского кодекса РФ регламентирует этот момент. Но есть исключения: маркетплейс знал или должен был знать о факте нарушения. И не предпринял своевременно действий по пресечению нарушения.

Приведу пример. Истец в январе 2022 года направил претензию в адрес маркетплейса, но реакции не было. Подача иска состоялась спустя 10 месяцев — нарушение не было устранено. Вайлдберриз удалил карточку уже на этапе рассмотрения дела в суде. Суд обоснованно посчитал, что маркетплейс знал о результате получения претензии, о том, что было нарушение, но вовремя не удалил объявление. И вот в этом случае суд счёл возможным привлечь их к ответственности. Была взыскана компенсация в размере 329 556 рублей.

Если говорить о практике привлечения к ответственности продавцов, т.е. непосредственных нарушителей прав продажи товаров, то здесь практика уже вполне сформировалась. Если есть нарушение на маркетплейсе, то его надо зафиксировать. Необязательно делать нотариальную фиксацию нарушения. Достаточно приложить в качестве доказательств скриншоты, заверенные непосредственно истцом, либо представителем по доверенности.

— Как происходит идентификация нарушителя на маркетплейсе?

— На площадках обычно содержится информация, позволяющая идентифицировать юридическое лицо — ИНН, ОГРН и т.д. Но сейчас на маркетплейсах появляется всё большее количество самозанятых, и в отношении данных лиц информации часто нет. Это же касается нерезидентов.

— Можно ли сказать, что правовая грамотность правообладателей, в первую очередь отечественных представителей малого и среднего бизнеса, повысилась, и они обращаются к вам, уже понимая суть происходящего, понимая, какие шаги необходимо предпринять?

— Они всё больше озадачиваются этими вопросами. В прошлые годы активность проявляли в основном крупные компании. Но теперь и небольшие понимают, что необходимо защищаться. Видят, что контрафактная продукция действительно составляет им конкуренцию — упущенная выгода, большие репутационные риски….

— Насколько сложно нашим защищать свои права, если нарушают их нерезиденты?

— Сейчас самый оптимальный и оперативный способ — удаление карточки, мы обращаемся к администратору интернет-ресурса за блокировкой. Что касается имущественных требований, то здесь сложность заключается в том, что необходимо получить информацию о данном нерезиденте, и судебные процессы имущественного характера вести по месту нахождения их. Во многих странах судебная практика по данной категории дел — на уровне зародыша.

— Насколько затратно восстанавливать свои права? Вот мы прошли этап блокировки карточек, но хотим восстановить свои имущественные права?

— Если говорить об инициировании судебного процесса, то минимальные расходы — оплата госпошлины, почтовые расходы, обеспечение участия в судебных процессах. В среднем сопровождение одного процесса стоит 20-25 тыс. рублей. Здесь необходимо оценивать характер нарушения, потому что компенсация зачастую превышает размер понесённых расходов. Все понесённые расходы на ведение процесса можно возложить на ответчика (возмещение).

Кто должен направлять претензию

По мнению старшего юриста практики интеллектуальной собственности OZON Даниила Бетуганова, правообладатели не всегда до конца понимают суть посреднической функции, которую несут маркетплейсы:

— Зачастую они думают, что это суды или госорганы, которые должны решить спор. Тогда как мы должны вовремя отреагировать на факт нарушения. Иногда он более очевидный, иногда менее очевидный.

Самая распространённая ошибка правообладателей — направление претензий неуполномченным лицом. Это могут делать только: правообладатель,исключительный лицензиат,представитель по доверенности с правом защиты интересов.

Претензия должна содержать ссылки на конкретные товары, документы, подтверждающие правообладание и факт нарушения, доказательства, что документы селлера поддельные (если это так).

— Очень часто приходят абстрактные претензии из разряда просьба удалить с торговой площадки все случаи нарушения права на такой-то товарный знак. Такую претензию удовлетворить невозможно.

Если речь идёт о вашем изобретении — понадобится заключение патентного поверенного.

При каких обстоятельствах жаловаться не надо?

Когда товарный знак используется без нарушения, т.е. речь идёт об использовании обозначения в информационных/описательных целях. Если ваш товар — принадлежность к какому-то основному продукту, то вы обязаны уведомить потенциального покупателя, что он совместим с таким-то товаром конкретных брендов. И это не будет являться нарушением.

Не всякое использование товарного знака на упаковке является правонарушением. У товарного знака есть индивидуализирующая функция. За её пределами товарный знак не работает.

…Тема на вебинаре была поднята очень актуальная, поэтому в ТПП РФ к ней будут возвращаться ещё не раз.

Но каждый предприниматель, заходя на площадку, должен быть хорошо знаком с правилами игры. Если вы делаете это впервые, лучше всего довериться опытному юристу.

Наталья Ломако.

Добавить комментарий