Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП, представляет интересы крупного бизнеса) подготовил пакет предложений в фискальной сфере, пишут «Ведомости».

Все они собраны в резолюции по итогам налогового форума, недавно состоявшегося в рамках ежегодной “Недели российского бизнеса”.

Одна из инициатив – введение ежегодного механизма индексации порогов дохода, на который действует повышенная ставка НДФЛ (15–22%). РСПП предлагает ориентироваться на динамику индекса-дефлятора – показателя, который устанавливает ежегодно Минэкономразвития на основе изменения текущих цен к базисному периоду.

Согласно законодательным изменениям, вступившим в силу с 2025 году, для доходов до 2,4 млн. руб. в год ставка сохранится в размере 13%, от 2,4 млн. до 5 млн. руб. – 15%, от 5 млн. до 20 млн. руб. – 18%, от 20 млн. до 50 млн. руб. – 20% и свыше 50 млн. руб. – 22%. Граждане будут платить налог по более высокой ставке не со всей суммы дохода, а только с той части, которая превышает установленный порог. По мнению Минфина, изменения затронут лишь 3% трудоспособного населения страны, то есть более высокий НДФЛ будет платить лишь около 2,5 млн. человек.

У РСПП другое мнение. Применение индекса-дефлятора к прогрессивной шкале налогообложения приведёт к увеличению порогов дохода, при которых применяются повышенные ставки НДФЛ. Таким образом, налоговая нагрузка граждан будет расти из-за увеличения доходов в связи с инфляцией, считают там.

Например, если индекс-дефлятор показывает рост цен на 9%, то пороги шкалы НДФЛ будут выглядеть следующим образом: до 2,616 млн. руб. – 13%, от 2,616 млн. до 5,45 млн. руб. – 15%, от 5,45 млн., до 21,8 млн руб.- 18%, от 21,8 млн. до 54,5 млн. руб. – 20%, а доходы свыше 54,5 млн. руб. – 22%.

Если это предложение не будет реализовано, то в условиях относительно высокой инфляции и роста заработных плат под повышенное налогообложение в перспективе года-двух попадёт не только средний класс, но и представители профессий, которые сложно причислить к высокооплачиваемым.

Эксперты  же считают, что индексация уровня дохода для повышенных ставок НДФЛ могла бы стать логичным шагом, но на практике большинство «порогов» в Налоговом кодексе живут долго и регулярно не индексируются.

Семейное налогобложение

В проекте резолюции РСПП есть ещё одна важная идея, связанная с НДФЛ: бизнес-объединение предлагает Минфину проработать механизм семейного налогообложения. Эта система предполагает расчёт дохода гражданина для выплаты налога с него исходя из его семейного статуса, наличия иждивенцев и тому подобного.

Например, если в семье оба супруга работают, но у них есть двое несовершеннолетних детей, которые не имеют собственного заработка, доход родителей суммируется и делится на четверых. При такой системе государство исходит из того, что все заработанное гражданином, состоящим в браке, перераспределяется на количество членов семьи, и учитывает это при определении ставки.

Такой подход к налогообложению необходимо внедрить в России, так как страна нуждается в кратном увеличении числа многодетных семей. Сегодня женщины в возрастной группе 30–39 лет имеют наибольшее число барьеров к многодетности, которые часто связаны с вопросами материального характера – дохода и жилья. Условия налогообложения необходимо донастроить таким образом, чтобы граждане увидели для себя необходимые условия для рождения ребёнка.

Реализация предложения крупнейшего объединения работодателей может стать одной из основных мер по улучшению демографического положения, так как семейное налогообложение способно серьезно влиять на решение о вступлении в брак и рождении ребенка. Сегодня в стране возникло «антисемейное налогообложение», когда жить одному становится гораздо выгоднее, чем обеспечивать семью. К тому же нынешний подход вступает в конфликт с режимом общей совместной собственности супругов и игнорирует домохозяйство как экономическую ячейку общества. семейное налогообложение – это «не вопрос целесообразности, а суровая необходимость».

Существует множество способов технически реализовать систему семейного налогообложения. Например, в некоторых странах доходы супругов складываются и делятся пополам. Еще один вариант – формирование общего дохода супругов, который облагается по специальной шкале ставок. применение к семье специальной системы исчисления налога имеет также множество положительных социальных эффектов – в частности, способствует сокращению количества разводов, увеличению рождаемости, а также снижению задолженности по алиментам – при их исключении из суммы налогооблагаемого дохода гражданина.

Меры для бизнеса

РСПП предлагает ввести адресную отсрочку уплаты налогов и страховых взносов на один год по аналогии с мерами, действовавшими в период пандемии COVID-19. В ряде отраслей российской экономики сейчас нарастает «кризисная ситуация». В этих условиях было бы верно использовать тот инструментарий, который оказался эффективен в ковид, в частности меры по отсрочке уплаты налогов и страховых взносов. Такие временные послабления могли бы стать эффективными для отраслей, которые закончили год с убытком, помочь им стабилизировать ситуацию и сохранить инвестиционный процесс.

Еще одно предложение РСПП, призванное снизить налоговую нагрузку бизнеса, касается досрочного снятия 50%-ного ограничения по учёту убытков прошлых лет, указано в резолюции. Бизнес просит рассмотреть возможность поэтапной отмены такого ограничения – на 70% в 25 -м, на 85% в 26 -м, с окончательным прекращением его действия в 2027 году, как предусмотрено действующими нормами. По мнению РСПП, необходимо ввести также дополнительные переходные положения на фоне высокой ключевой ставки, санкционного давления и высокой волатильности финансовых показателей. Ограничение на перенос убытков прошлых лет было введено в 2017 году, и должно было прекратить своё действие в конце 2022 г., однако государство продлило действие меры сначала на два года, а затем ещё раз на такой же срок. Сейчас компании не могут уменьшать налоговую базу на убытки прошлых лет более чем на 50%.

В  резолюцию вошли и другие меры, обсуждение которых с правительством ведётся РСПП довольно длительное время. Среди них, например, усовершенствование параметров федерального инвестсчёта (ФИНВ) в части увеличения как его размера (с 3 до 10%), так и лимита выделенных на него средств до 500 млрд. руб.

Текущие параметры механизма предусматривают размер вычета в 3% от расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств и нематериальных активов, а также затрат на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение. На эту сумму бизнес сможет уменьшить налог на прибыль. Право на ФИНВ получат предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых, а также обработкой (за исключением производителей пищевых продуктов, напитков и табачных изделий). Кроме того, на вычет смогут претендовать организации, обеспечивающие потребителей электрической энергией, газом и паром, занимающиеся научными исследованиями и разработками или ведущие деятельность в области информационных технологий и телекоммуникаций.

Кроме того, предприниматели предлагают разрешить совмещать такой вычет с соглашением о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Сегодня для бизнеса и государства очень важно не потерять раскрученный маховик инвестиционного процесса, потому что запускается он очень медленно.  Уже в 2024 году наблюдалось существенное ухудшение условий для предпринимателей. Количество убыточных организаций в крупном и среднем бизнесе, по данным Росстата за январь – ноябрь, достигло 16 500 (27%), что очень близко к пиковым значениям ковида (16 900). По мнению РСПП, показатели по итогам 2025 года окажутся существенно хуже текущих.

Большинство предложений РСПП вполне оправданны, и могут помочь бизнесу, прежде всего крупному, быть более заинтересованным в инвестировании, считают эксперты. Вероятно, поддержаны будут далеко не все меры, так это вопрос «счётный» – каждая из них «имеет свою цену», а значит, любое выпадение плановых поступлений надо чем-то компенсировать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *