1 июня вступит в силу Федеральный закон № 41-ФЗ о создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Какими будут эти меры, рассказывает эксперт ЮФУ.
Почему закон назрел
В последние годы мошенничество в интернете и телефонное мошенничество стали одними из самых острых проблем, затрагивающих миллионы россиян.
Доцент кафедры финансового права Юридического факультета ЮФУ, член Общественного совета при УФНС по Ростовской области Алла Киселёва рассказала, что существующие способы борьбы с мошенниками работают: только за первый квартал 2025 года банкам удалось предотвратить хищения на сумму 4,6 трлн рублей, заблокировав 43,8 млн подозрительных операций.
– Но мошенники придумывают всё новые и новые схемы: использование дипфейков, поддельных сайтов Банка России, фишинговых ссылок в мессенджерах, заражение мобильных устройств через вредоносные программы, SIM-своппинг. Для эффективной борьбы с таким мошенничеством нужны и новые механизмы, в том числе законодательные, – рассказала Алла Киселёва.
Вот почему Государственная дума приняла, а президент подписал новый закон, который ограничит возможности злоумышленников обманывать граждан через телефонные звонки и банковские операции.
Оценить ущерб
По данным Центробанка России только за 2024 год мошенники украли со счетов россиян 27,5 млрд. рублей. Из них через банковские приложения – 9,6 млрд. рублей, через карты — 8,5 млрд. рублей, а через Систему быстрых платежей (СБП) — 8,2 млрд. рублей. И это только если считать прямые хищения, а ведь есть ещё поддельные подписки, фишинговые ссылки и другие мошеннические схемы.
По оценке «Сбербанка», ущерб от телефонного мошенничества в 2024 году составил и вовсе не менее 295 млрд. рублей, просто не все мошеннические схемы уже известны, и не все люди признаются, что стали жертвами мошенничества.
– Основная проблема – расхождение в оценках ущерба. ЦБ учитывает только хищения через банковские операции, тогда как Сбербанк включает все виды телефонного мошенничества. Несмотря на усилия регуляторов, рост изощрённости атак требует постоянного обновления защитных мер, – объяснила Алла Киселёва.
Система опознавания звонков
Согласно 41-ФЗ, звонки с сомнительных номеров отныне будут помечаться особым образом, чтобы предупредить абонента о рисках. Если же человеку звонит настоящая законная компания вроде банка или мобильного оператора, об этом сообщит маркировка – бренд организации. Организации, которые проигнорируют требование об обязательной маркировке, попадут под спам-фильтры мобильных операторов. Это негативно отразится на дозвонах и снизит конверсию вызовов.
– Система будет работать на основе базы данных, где будут храниться номера легитимных компаний. Если номер не сохранён в телефонной книжке, но он есть в базе, то при звонке будет отображаться название компании. Мошенники могут попытаться обойти систему, используя подмену номеров или звоня с номеров, которые не зарегистрированы в базе», – объяснила Алла Киселёва.
Самозапреты
На сайте Госуслуги появится несколько новых IT-сервисов. Первый поможет устанавливать самозапрет на онлайн-оформление сим-карт, подобно тому, как работает самозапрет на выдачу кредитов.
– Второй самозапрет граждане смогут поставить на массовые обзвоны. Отключение нежелательных звонков и SMS через портал «Госуслуги» поможет помочь снизить количество автоматических спам-звонков, но не гарантирует защиту от звонков с «живых» номеров, – добавила Алла Киселёва.
Также сам сайт «Госуслуги» будет присылать SMS с кодом подтверждения только если человек в это время не разговаривает по телефону, чтобы мошенникам, пытающимся этот код выяснить, пришлось положить трубку, а у человека был шанс одуматься.
Базы мошенников
Одним из важных нововведений является создание единой государственной информационной системы для оперативного обмена данными о потенциальных угрозах и эффективной борьбы с киберпреступниками.
Доступ к системе получат Генпрокуратура, Центробанк, Следственный комитет, банки и мобильные операторы. Это в перспективе повысит раскрываемость преступлений, связанных с телефонными и онлайн-мошенничествами.
– В том числе будет вестись сбор базы голосов преступников. База будет формироваться на основе жалоб пользователей и информации от операторов связи. Это может вызвать вопросы о приватности, но закон предполагает защиту личных данных. Важно отметить, что для внесения в базу необходимо наличие подтверждённых фактов мошенничества, — рассказала Алла Киселёва.
Защита родственников
Законом вводится институт уполномоченных представителей клиентов при переводе денежных средств. Вы сможете стать представителем пожилого родственника, чтобы в случае крупных переводов вы смогли отменить операцию и защитить деньги родного человека.
– Для этого необходимо оформить доверенность у нотариуса. Если мошенники уже убедили пожилого человека перевести деньги, важно немедленно обратиться в банк и правоохранительные органы для попытки возврата средств, – объяснила Алла Киселёва.
Подозрительное обналичивание
Если система заподозрит, что клиента заставляют снять деньги под давлением, банкомат ограничит выдачу наличных до 50 тысяч рублей в сутки на 48 часов. Также вводится месячный лимит в 100 тысяч рублей для снятия наличных через банкоматы, если Центробанк предупредит о рисках мошенничества.
– Банки могут использовать различные методы анализа транзакций и поведения клиентов для выявления подозрительных действий. Например, если клиент снимает деньги в необычное время или сумму, это может вызвать дополнительное внимание, – поделилась Алла Киселёва.
Запрет иностранных мессенджеров
Наконец, документ запрещает сотрудникам госорганов, банков и операторов связи общаться с клиентами через зарубежные мессенджеры. Ограничения также коснутся некредитных финансовых организаций, крупных агрегаторов и сайтов с аудиторией от 500 тысяч пользователей в день.
– Людям стоит ознакомиться с новыми механизмами защиты и активировать функции блокировки спама на своих телефонах. Также рекомендуется быть внимательными к незнакомым номерам и не сообщать личные данные по телефону, – подытожила Алла Киселёва.