24 мая в Ростове-на-Дону на площадке региональной «Точки кипения» прошел первый Форум малых производителей Ростовской области.

Мероприятие было приурочено ко Дню российского предпринимательства и собрало суммарно более 100 человек, включая представителей законодательной и исполнительной власти, руководителей малых производственных компаний, семейные предприятия, институты поддержки и отраслевых экспертов.

Организатором Форума выступило деловое медиа и аналитический центр «Эксперт Юг». Генеральный директор «Эксперта Юг» Владимир Козлов рассказал, что одна из задач мероприятия – открыть региону новые имена и популяризировать успешный опыт донских производственных компаний из сегмента малого бизнеса:

— Малые производители – непривычный объект для наблюдения, который в ведомственном отношении легко потерять. Но за последние два года мы как деловое медиа написали десятки историй про небольшие компании, добившихся прорывных результатов в освободившихся нишах. И таких историй точно больше, чем мы видим, — подчеркнул Владимир Козлов.

Открыл мероприятие приветственным словом заместитель министра экономического развития Ростовской области Сергей Кононенко. Замминистра рассказал, что в Ростовской области в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» реализуются три региональных проекта, чья главная цель –  поддержать бизнес на всех этапах развития: от стартовой идеи до выхода на экспорт. Чиновник также отметил, что в 2024 году бюджетом на поддержку МСП предусмотрено порядка 700 млн рублей, сохранены действующие и внедрены новые механизмы поддержки:

— Во все времена вне зависимости от трендов остаётся актуальной тематика развития предпринимательства, и в рамках своего Послания Федеральному собранию президент сделал акцент на роль малого и среднего бизнеса в стране. На протяжении последних лет динамика развития МСП у нас устойчива, могу сказать, что область стабильно входит в десятку лидирующих субъектов страны по ключевым показателям. Этому способствует созданная в регионе экосистема поддержки бизнеса. В неё входит основной наш институт поддержки предпринимательства РРАПП, гарантийный фонд Ростовской области, лизинговая компания, региональный Центр поддержки экспорта, сеть центров “Мой бизнес”, а также созданный по поручению губернатора Центр истинных ценностей. Наша задача на ближайшее время — повысить эффективность предоставляемой бизнесу поддержки. Уже идёт активная работа, связанная с предстоящей реформой МСП. Вы, наверное, все знаете, что подписан новый президентский указ № 309. где определены цели до 2030 года. Там установлен такой целевой показатель, как обеспечение реального роста доходов на одного работника в субъекте МСП в 1,2 раза выше, чем рост ВВП в Российской Федерации.

Утверждена региональная программа поддержки местных брендов до 2030 года, в соответствии с ней сформирован реестр местных производителей товаров и меры их поддержки. Они уже размещены на нашем правительственном сайте, сейчас в списке 66 компаний, которые уже могут воспользоваться льготными продуктами — лизингом, займами, гарантийными формами поддержки, — сообщил Сергей Кононенко.

На пленарной сессии «Роль малых производителей в малом бизнесе: к чему стремиться» спикеры поделились своим видением текущей роли малого предпринимательства в экономике региона. Председатель Ростовского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Аркадий Гершман отметил, что на сегодняшний день актуален вопрос перехода от количества субъектов МСП к их качеству:

— Российское предпринимательство в его современном понимании ведёт свой отсчёт с 1987 года и за это время прошло несколько ступеней — от полного хаоса, когда разрешено всё, что не запрещено, до тысяч проверок, когда был жёсткий контроль и проверяли всё, что могли. Основной девиз тогда был: “Главное — не мешайте”.  Сегодня, вы знаете, мораторий на проверки. Теперь законы пишутся вместе с бизнесом. Для этого, конечно, бизнес должен быть экспертным,-  напомнил он собравшимся.

В 2019 году государство сделало предпринимательство одним из нацпроектов, приравняв его по значимости к здоровью населения, к строительству жилья, продвижению науки. Как результат — несмотря на ковид, на СВО, на санкции впервые за долгие годы мы имеем пиковое количество субъектов МСП. В Ростовской области их больше 182 тысяч, но среди них только 7% производителей. Необходимо направить льготное кредитование на поддержку именно производственного бизнеса, потому что только производственный бизнес может дать толчок всему остальному.

Начальник отдела продаж продуктов для бизнеса банка «Центринвест » Ольга Солёная  в своем выступлении сообщила, что именно малый бизнес является основным участником реализации новых национальных целей развития РФ. В качестве примеров спикер назвала такие региональные компании, как медицинский центр «Гиппократ», «Лицей КЭО», «СБ Сервис», «МК Картон», «Рассвет», НПК «Аграрум-техника», АО «Винвестор» и другие.

— Национальные цели формируют новые рынки для малых и средних предпринимателей. Банки любят малый бизнес, и мы очень ценим все то, что делает МСП для развития экономики, —  отметила Ольга Солёная.

Основатель фабрики джинсовой одежды Luca’Denim и бренда ALFA Анастасия Лукина — из тех предпринимателей, кто активно пользуется мерами поддержки, которые предоставляет государство. Хотя не всё так просто, сложностей в этом отношении хватает:

— У нас и производство, и торговля, мы торгуем на маркетплейсах в первую очередь. И проблемы, и успехи есть и там, и там. В своей нише, к сожалению, я не вижу ярких примеров развития производства, но я вижу отличные кейсы в развитии на маркетплейсах. Люди идут не в производство, а в торговлю.

Мы начали с производства, с мини-цеха. Наша стратегия в том, чтобы делать уникальные модели, быстро реагировать, построить свой бренд. Сейчас мы продаём в сегменте “средний” и “средний+”. Чтобы к этому прийти, ты должен давать вовремя классные качественные модели, идти в ногу с трендом. Если заказывать в Китае, пройдёт слишком много времени, тренд уйдёт, мы не успеем на этом заработать. Мы закрываем эту боль, поскольку наше производство находится здесь.

Как производитель, могу сказать, что для старта действительно Ростовская область — это круто. Мне проще сказать, какими мерами поддержки я не пользовалась. Большую поддержку оказали нам в Центре поддержки экспорта, мы ездили в Иран, провели переговоры с фабриками, где мы можем покупать фурнитуру, ткань, и это было абсолютно бесплатно для нас. Брали льготные кредиты через РРАПП. Плюс такая поддержка, как маркетинговые исследования, бирки, регистрация торгового знака.

Но когда решили масштабироваться, столкнулись со сложностью оформления промышленной ипотеки: все банки, предлагающие поддержку, ответили: «извините, а денег нет, ждите — когда-нибудь мы вам позвоним».

И вот я опять думаю: брать кредит под 30% минимум или вкладывать свои деньги и строить фабрику, либо же нет? Тот же Фонд развития промышленности даёт производственникам чуть ли не миллиард рублей, но это тоже целевые средства — для использования на развитие производства. Мы снова вернулись в эту инстанцию и там получили тот же ответ: бюджет уже израсходован, — говорит Анастасия Лукина.

По лизинговой программе Анастасия купила для производства самую дорогую на тот момент машину за 5 млн. рублей. Сегодня же в планах по развитию компании — покупка целого производственного комплекса, который поможет автоматизировать производство. Стоимость его оценивается уже в 20 млн. рублей, но получить эти деньги — проблема. Везде отказывают, поскольку, опять-таки, «денег нет».

Аркадий Гершман в этой связи отметил, что, несмотря на наличие в Ростовской области развитой системы поддержки малого и среднего предпринимательства, действительно существуют расхождения в суммах получаемых кредитов. Так, микрозайм Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства (РРАПП) достигает 5 млн. рублей, которых хватит максимум для приобретения одного производственного станка. В свою очередь, Фонд развития промышленности (ФРП) выдает кредиты до 30 млн. рублей.

— В последнее время я неоднократно слышу жалобы на работу ФРП с точки зрения сложности оформления. Большая просьба к ростовскому правительству — объединить ФРП и РРАПП с точки зрения сумм и с точки зрения оперативности получения кредитов ФРП. Это реально сделать хотя бы на уровне нашей области. Опять-таки кредитование рассчитано на срок до двух лет, но ни один производитель не назовет реальный срок окупаемости проекта, — дополнил своё выступление спикер.

В дискуссии на форуме также приняли участие представители компаний: ПКФ «Маяк», «Донские пекарные традиции», «Биохутор Петровский», «Сладофф», «Секрет Радости», Choco Corp, «Фуд Экспресс», Luca’Denim, «Люди как мы», «Атлант», «Статера», «Бестек-Инжиниринг», «Пластфактор», «Дон Паг», «Скат-Электро», ПКФ «Экопламя» и других.

Они обсудили проблемы сферы, в числе которых наиболее часто звучали кадровый дефицит и недостаточная доступность льготного кредитования. Закончили форум всё-таки на оптимистичной ноте: предприниматели согласились, что встреча получилась интересной, живой, и при всех сложностях организации производственного бизнеса у небольших компаний, относящихся к сегменту МСП, все же есть значительные преимущества перед большими бизнес-структурами.

Наталья Ерыженская.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *