10 сентября в головном офисе семейной компании ООО «Е.Ми» прошло общественное обсуждение на тему: «Семейное предпринимательство: законодательная поддержка регионов».

Мероприятие было организовано в рамках заседания комитета Законодательного собрания Ростовской области по экономической политике при участии ТПП РО. Вёл дискуссию председатель комитета, генеральный директор Агентства инвестиционного развития (АСИ) Ростовской области Игорь Бураков.

В обсуждении также участвовали: собственники компании «Е.Ми» Николай, Вера и Екатерина Мирошниченко; заместитель министра экономического развития РО Сергей Кононенко; директор Департамента реализации специальных проектов ТПП РФ Юлия Шишкина; председатель Совета по развитию семейного предпринимательства ТПП РФ Сергей  Башкатов; вице-президент ТПП РО Светлана Абдулазизова; председатель комитета ТПП РО по семейному предпринимательству Виталий Медко; старший специалист Комитета экономики Витебского облисполкома (Республика Беларусь) Светлана Чередник; представители ростовского бизнеса, профильные эксперты.

Как «у них», и что «у нас»

По статистике, сегодня в России каждый рубль поддержки семейных предприятий приносит государству 10 рублей дополнительных налогов. Во всём мире семейное предпринимательство – локомотив развития и основа стабильности экономики. Так, например, в Китае 80% частных компаний – это именно семейные предприятия. В Индии этот показатель достигает 95%, в ОАЭ – 90%. Похожая картина в Западной Европе, где основой экономики также является семейный бизнес.

По словам Игоря Буракова, в России семейные предприятия – это 99% всей фермерской продукции. Доля семейного предпринимательства в отечественном малом и среднем бизнесе в целом составляет 74%, в гостиничной сфере – 80%, в общепите – 60%, в производстве косметики – 75%, в производстве антивирусного ПО – 90%.

Очевидно, что семейный бизнес нуждается в разносторонней поддержке со стороны государства, причём не только на федеральном, но и на региональном, муниципальном уровнях. Ведь отдача от семейных предприятий колоссальная.

– Национальные проекты «Кадры» и «Семья», вовлечение молодежи в предпринимательство, поддержка старшего поколения – все эти важные социально-экономические задачи как раз и решают семейные компании, – подчеркнул Игорь Бураков.

По его мнению, которое поддержали собравшиеся, основные препятствия для развития семейного бизнеса в РФ имеют бюрократический характер. Для преодоления барьеров решено ввести ряд нововведений в действующее законодательство.

Что предлагают местные власти

К настоящему времени в девяти российских регионах уже приняты региональные законы о поддержке семейного предпринимательства. Ещё в 20 регионах, в том числе и в Ростовской области, такие законопроекты прорабатываются.
Игорь Бураков отметил, что предлагаемые изменения в законодательстве позволят решить две важнейшие задачи: освободят семейный бизнес от излишней бюрократии и позволят перенаправить господдержку на этот сектор экономики.

В этой связи донские депутаты хотят на региональном уровне принять закон, который бы определил, что такое семейное предпринимательство. И, конечно, ждут принятия закона о семейном предпринимательстве на федеральном уровне.

Пока нет федерального закона, каждый регион формирует свою модель взаимодействия с семейным бизнесом. Областная ТПП, по словам Светланы Абдулазизовой, готова, по примеру коллег из других палат, взять на себя ведение реестра семейных предприятий. И, конечно, помогать на всех этапах, начиная с прохождения процедур согласования законопроекта.

В предложенном региональном законопроекте статус семейного предприятия получат компании, где минимум 50% принадлежит членам одной семьи. При этом, уточнил Игорь Бураков, не менее двух представителей семьи должны работать в этой фирме.

– Уверен, нет никаких препятствий для того, чтобы осенью этого года законопроект был рассмотрен Законодательным собранием Ростовской области. Наша цель, чтобы статус семейной компании избавил бизнес от постоянных подозрений в аффилированности, защищал и укреплял престиж предприятия, – заявил Игорь Бураков.

На нас смотрит Беларусь. И не только

Главный специалист отдела развития предпринимательства комитета экономики Витебского областного исполкома Светлана Чередник рассказала о тех видах поддержки бизнеса, которые есть у них в стране. В Беларуси финансовая, имущественная и консультационная поддержка тоже оказывается через центры поддержки предпринимательства и бизнес-инкубаторы.

– Имущественная поддержка больше регламентируется на региональном уровне – нужное имущество можно получить под реализацию своего инвестиционного проекта при условии открытия новых рабочих мест. Те, кто арендует имущество более 3 лет, могут в первую очередь выкупить его даже без аукциона, получив рассрочку на выплату долга за данное имущество до 5 лет. К областной относится и финансовая поддержка – льготные кредиты и субсидии. Предприятия больше любят субсидии, а они у нас бывают нескольких видов: на возмещение и компенсацию за пользование банковским кредитом, на возмещение части расходов за арендуемое имущество и на возмещение части расходов по участию в выставках. Самый популярный вид субсидии – возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами. Семейный бизнес у нас законодательно ещё не определён, поэтому, слушая вас, мы делаем для себя выводы, которые помогут при дальнейшей реформе нашего предпринимательства в регионе, – рассказала она.

Так что, перефразируя известного персонажа, «загранице мы поможем». Да, бывает и такое. И речь здесь не только о беларусах. По словам руководителя экспертной группы «Агентства стратегических инициатив» по Ростовской области Сергея Андонова, есть идея создать экопоселение, куда могли бы переехать европейцы, поддерживающие наши семейные ценности. Эти люди могли бы заниматься бизнесом, в том числе фермерским.

– Для подобного рода проектов стоит предусмотреть отдельные преференции, — подчеркнул он.

Что волнует семейный бизнес

Особенно остро стоят вопросы передачи бизнеса по наследству, оформления детей на работу и взаимодействия с налоговыми органами. Все они требуют законодательного регулирования.

Е.Ми вот уже шестой год, по словам Николая Мирошниченко, находится в проекте «Семейные предприятия России» и делает всё для того, чтобы был принят закон о семейном предприятии.

Вера Мирошниченко рассказала, что ещё в самом начале, на этапе становления, их бизнес состоял из нескольких ИП с разными видами деятельности. Но очень быстро стали возникать вопросы по налогам. Постоянно приходилось объяснять, что это – производство, а это – торговля, другие сферы. Такая неразбериха приводит к потере каких-то направлений рынка, а тут ещё начинаются вопросы аффилированности. Налоговики предъявляют обвинение в аффилированности и дроблении, доначисляют налоги, подозревают собственников в нечистоплотном ведении бизнеса.

– Основное ожидание у нас от закона – это защита семейного предприятия от налоговых претензий. Второй момент – возможность в каком-то упрощённом порядке трудоустраивать детей. Сейчас если дети и работают, то неофициально. А там, где, как у нас, много детей, особенно актуальны вопросы наследования.

(Не)детский труд и династии

Игорь Бураков поддержал тему детской занятости, заявив, что «дети хотят трудиться, работодатели хотят это делать легально. Для семейного бизнеса это вообще очевидно».

Конечно, этот момент очень интересует тех, кто видит своё дело как дело всей династии.

Директор Департамента реализации специальных проектов ТПП РФ Юлия Шишкина напомнила коллегам, что зачастую семьи, имеющие своё дело, являются многодетными:

– Здесь дети с раннего возраста учатся уважать труд родителей и по окончании вуза возвращаются, чтобы продолжить дело, которое им уже хорошо знакомо. Семейный бизнес позволяет объединить таланты и умения каждого члена семьи, предоставляя возможность передавать опыт и знания следующему поколению.

К тому же, по убеждению председателя Совета по развитию семейного предпринимательства ТПП РФ Сергея Башкатова, в таких компаниях более здоровая психологическая атмосфера:

– Люди больше доверяют друг другу, у них выше мотивация и вовлечённость в бизнес. Чаще всего семейные отношения переносятся на весь коллектив, в том числе на наёмных сотрудников. Это уникальное сочетание наработанного опыта старших поколений и передового взгляда со стороны молодёжи, – считает он.

Раскрутим бренд региона

Прозвучало множество интересных мнений, но решить эти вопросы можно только на федеральном уровне. Вместе с тем, важно и в субъектах РФ определить статус семейной компании, чтобы понять и оценить ее значение в экономике региона.

Председатель комитета ТПП РО по семейному предпринимательству Виталий Медко уверен, что принятие регионального закона только повысит привлекательность донского края, и семейные компании из других регионов смогут выбрать Ростовскую область для регистрации. По его мнению, это крайне важно для продвижения общего бренда нашего региона.

Включиться в дискуссию смогут, конечно, и те, кто примет участие в выездном семейном совете ТПП РФ, который пройдет с 24 по 28 сентября в Орле. А ещё, если вам интересна эта тема, поделитесь своим мнением в комментариях к нашей статье.

                           Наталья Венценосцева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *