На какую одежду нужно наносить маркировку “Честного знака” в 2024 году? 15 мая в ростовском центре Мой бизнес проошёл мастер-класс, где дали ответы на все связанные с этим вопросы.
Спикер мероприятия -руководитель отдела продаж ГК “РОКАС” Станислав Синецкий – подробно разъяснил собравшимся предпринимателям, как работать по новым правилам.

Что маркировать

Первая волна маркировки прошла ещё в 2021 году. Тогда в список «Честного Знака» попали товары всего лишь из трёх категорий. С 1 апреля начался второй этап -обязательной маркировки одежды.  Согласно Постановлению Правительства от 13.11.2023 № 1899, в список маркируемых изделий вошли почти все предметы нашего базового гардероба:

  • вязаные свитеры, пуловеры, кардиганы, жилетки;
  • спортивные и лыжные костюмы;
  • трикотажная и текстильная одежда для мужчин, женщин и детей (костюмы и комплекты, пиджаки и жакеты, блейзеры, брюки, комбинезоны, шорты и бриджи, платья и юбки);
  • рубашки для мужчин и мальчиков;
  • блузки и батники женские и для девочек;
  • аксессуары (шали, шарфы, кашне, вуали, галстуки, шейные платки);
  • трикотажные и вязаные плащи, пальто, куртки и ветровки;
  • одежда, изготовленная из фетра, нетканых материалов и текстиля с пропиткой или покрытием (для верхней одежды);
  • изделия из искусственного меха (кроме перчаток, рукавиц и головных уборов).

Новые требования маркировки коснутся всех производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов перечисленной выше одежды. А также комиссионных магазинов, чьим сотрудникам придётся самостоятельно наносить коды маркировки (КМ) на изделия, принятые на реализацию от физлиц.

Работа над ошибками

Главная проблема, с которой участники рынка столкнулись ещё на первом этапе — большие затраты, возникающие из-за следующих ошибок:

  • Не смогли самостоятельно настроить учет маркированных товаров в 1С и обмен данными с системой «Честный Знак». Из-за этого возникает пересортица и товарные потери, а сотрудники сутками вбивают данные вручную.
  • Выбрали оборудование, несовместимое друг с другом или неподходящее для маркировки.
  • Не разобрались с личным кабинетом в системе ЧЗ и Национальным каталогом;
  • Не смогли правильно описать товары для получения кодов;
  • Не зарегистрировались в «ГС1 РУС». Без этого производитель не сможет получить уникальные идентификаторы GTIN для своих товаров. А без GTIN «Честный знак» не выдает коды маркировки Data Matrix.
  • Не обучили команду работе с ЧЗ: созданию и получению универсальных передаточных документов (УПД), постановке товаров на баланс, списанию, оформлению выбытия, возвратов и другим действиям.

Штрафы или уголовка?

Сумма штрафа и тип наказания зависят от статуса предпринимателей. Размер штрафов для ИП и должностных лиц начинается от 1 000 рублей, для компаний штрафы стартуют от 25 000 рублей. Помимо штрафных санкций, вся партия товара до решения суда будет арестована, а после, в соответствии со ст.15.12 КоАП РФ, уничтожена. Административная ответственность превратится в уголовную, если будет доказан сговор, или же нарушение совершено в крупных масштабах.

Самые распространённые нарушения при работе с маркировкой:

  1. На товаре отсутствует код маркировки или он не читается.
  2. На товаре поддельный код маркировки.
  3. Бизнес вовремя не зарегистрировался в системе маркировки. В каждой товарной группе свои дедлайны. Они в первую очередь касаются производителей и импортёров. Для других участников оборота есть отсрочка: они должны зарегистрироваться в «Честном знаке» в течение 7 календарных дней с момента приёмки маркированного товара.
  4. Товар не ввели в оборот или выпустили без разрешительной документации. Просто нанести код на товар недостаточно. Производитель или импортёр сообщает «Честному знаку», что товар промаркирован и готов к продаже. Также это подтверждает, что у товара есть действующие сертификаты соответствия. Если попытаться обмануть систему и указать несуществующую документацию, могут оштрафовать.
  5. В оборот вернули «чужой» товар. Например, покупатель оформляет возврат в магазин. Магазин принимает товар и вводит его в оборот, чтобы снова продать. И обнаруживается, что раньше на балансе компании этого кода не было. Такое может произойти, например, если поставщик прислал не те коды в УПД, магазин при приёмке их не проверил и продал товар покупателю.
  6. Компания или ИП продает либо покупает подконтрольные товары, но не использует ЭДО. Либо отправляет в электронных документах информацию, которая не соответствует действительности: товары одни, а коды другие или они не указаны.
  7. Участник оборота отчитывается в «Честный знак» с опозданием.
  8. Розничная продажа без передачи сведений в «Честный знак». Система маркировки должна узнавать, что маркированный товар продали. Для этого кассу подключают к оператору фискальных данных (ОФД): кассир сканирует код маркировки, чек уходит в ОФД, «Честный знак» понимает, что товар выведен из оборота. Если же бизнес в удаленном регионе, где разрешено не использовать ОФД, сведения в систему маркировки необходимо подавать отдельно.

Как работать с “Честным знаком”?

Если вы уже торгуете маркированной одеждой из «первой волны», все необходимое у вас есть. Порядок действий с товарами из нового списка остаётся прежним. Главное — распродать остатки до 30 июня, чтобы потом не тратить время и деньги на их маркировку.

Для торговли маркированными товарами магазинам понадобится:

  • Квалифицированная электронная подпись (КЭП).
  • Онлайн-касса.
  • Имиджер (2D-сканер), подключенный к кассовой программе.
  • 1С или другая учетная программа.

Как производителям наносить маркировку «Честного знака»

Производители обязаны наносить уникальный штрихкод Data Matrix на каждое изделие. Обычно этикетки с КМ клеят на потребительскую упаковку или навесную бирку на самом изделии. Для изготовления таких наклеек требуется специальное оборудование — принтер с прямой термической или термотрансферной технологией печати.

Первый вариант дешевле, так как из «расходников» нужны только этикетки. Во втором случае понадобится ещё и красящая лента (риббон). К размеру этикетки нет никаких требований, но обычно производители одежды используют стандартные наклейки 58 × 40 мм.

Продажа маркированной одежды через маркетплейсы

Сам маркетплейс ничего не маркирует. Штрихкоды должны наносить производители, импортеры или продавцы (если они реализуют остатки после установленного срока). А порядок передачи данных в Честный ЗНАК зависит от выбранного формата продаж:

  • FBO — товары хранятся и отправляются покупателям со склада торговой площадки. Маркетплейс сам выводит проданную одежду из оборота и передает информацию в “Честный знак” после формирования чека.
  • FBS — селлер хранит товары на своем складе, занимается сбором и отгрузкой заказов. Продавец самостоятельно выводит коды маркировки после продажи одежды. Для этого нужно отсканировать штрихкоды и списать проданные изделия в личном кабинете на портале ЧЗ.

Для торговли маркированной одеждой селлеру понадобится 2D-сканер, чтобы считывать и проверять КМ при отгрузке товаров. Онлайн-касса не нужна — чеки формируются на стороне маркетплейса.

Согласно информации, размещённой на сайте Честного Знака, до 30.09.2024 включительно всем участникам оборота необходимо будет описать и заказать коды маркировки на все товарные остатки, до 1 ноября 2024 года ввести их в оборот. В случае, если коды маркировки не ввести в оборот, они будут аннулированы.

Важно! Уже с 1 ноября 2024 года функционал «Маркировка остатков» в системе «Честный знак» станет недоступным! С этой даты оборот немаркированного товара запрещён.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *