Ирина Чернышова, юрисконсульт филиала ФБУЗ «ЦГи Э в РО» в Таганроге.

Когда я хожу в суд, либо по своим личным делам, либо в качестве представителя юридического лица, ловлю себя на мысли: как бы хорошо ты не был подготовлен к суду, ты всё равно находишься в нестабильной ситуации, а иногда и не чувствуешь себя в безопасности.

Почему? Потому, что в судебном рассмотрении спора ты не чувствуешь себя хозяином положения, причём не важно, истец ты или ответчик. Кроме того, как черт из табакерки начинают вдруг «вылезать» какие-то дополнительные расходы, связанные со сбором доказательств: оплата госпошлины, расходы на проведение экспертиз и т.д.

В результате суд выносит решение, которое не удовлетворяет ни одну из сторон спора. И как итог – потеря времени, материальных средств и отсутствие удовлетворения от судебного решения.

Надо подумать

В последнее время судьи настоятельно рекомендуют сторонам пойти в медиацию. Медиация — это не медитация, хотя оба слова иностранные и смысл их не всем понятен. Медитация означает «размышление». А иногда стоит поразмыслить над своим спором. И поразмыслить эффективнее всего на медиации, при поддержке независимого нейтрального третьего лица (медиатора).

С позиции права медиация – альтернативный, внесудебный способ урегулирования спора при содействии независимого посредника — медиатора. Он помогает участникам конфликта найти взаимоприемлемое решение. Чисто технически медиация — это беседа, имеющая определённую структуру, принципы, правила.

Без лишних эмоций

Медиация предусматривается и регулируется законом. Обратиться к медиатору можно как на платной, так и бесплатной основе. Это уникальный инструмент урегулирования конфликта, позволяющий найти более короткий способ договориться и решить конфликтные ситуации так, чтобы удовлетворить обе стороны спора.

Одна из задач медиатора — исключить эмоции. С каждым годом медиация завоёвывает всё более прочные позиции в различных сферах, где возникают конфликты.

Рост популярности и доверия определяется прежде всего её преимуществами по сравнению с другими подходами и методами управления конфликтами. Существует множество определений медиации, тем не менее почти во всех выделяются основные составляющие: равенство сторон, добровольность, нейтральность и беспристрастность медиатора.

Медиация – гибкая, неформальная процедура, ориентированная прежде всего на неюридические аспекты конфликта, не противоречащие закону. Многие полагают, что она имеет скорее психологическую природу и приемлема только в семейной, бытовой, межличностной и других сферах. Но даже когда предмет спора может быть урегулирован юридически, медиация часто позволяет сторонам прийти к более выгодному для них решению. Медиация – способ достигнуть консенсуса, когда решение принято не большинством при голосовании, а согласием всех участников, к которому они пришли в процессе переговоров.

Из истории вопроса

Медиация зародилась и активно использовалась при разрешении конфликтов ещё в Древнем Риме, и является альтернативой при рассмотрении гражданско-правовых споров. История практической медиации в России насчитывает почти 30 лет, и началась она с деятельностью петербургских медиаторов.

В 90-х годах они уже активно работали, в том числе участвовали в разрешении конфликтных ситуаций при акционировании ряда предприятий. Но широкое распространение медиация получила в России позже, после принятия 1 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-Ф3 “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”.

Суть закона

Согласно ему, для разрешения возникшего правового спора стороны могут обратиться к посреднику независимому лицу – медиатору. То есть с 01.01.2011 года у спорящих сторон появился ещё один инструмент для разрешения возникших конфликтов, признанный на государственном уровне. И сейчас во многих регионах России медиаторы активно работают как в судах, так и во внесудебных инстанциях. Успешно рассматриваются дела раздела имущества и опеки над детьми при разводе, алиментном обеспечении, соседские, трудовые конфликты (кроме коллективных трудовых споров), проблемы при разделе наследства, внутрикорпоративные и межкорпоративные споры, конфликты в образовательной сфере (прежде всего в школах) и многие другие. В последние годы медиация находит широкое применение в административных делах и медицине.

Механизм медиации

Рассмотрим основные понятия медиационной технологии и позитивные аспекты этой процедуры. Сторонами процесса медиации выступают в первую очередь сторона, право которой нарушено, и сторона, нарушившая право оппонента. Сторонами спора могут являться как физические, так и юридические лица.

Медиатор — посредник, миротворец, позволяющий в сложной ситуации конструктивно поговорить, обсудить острый вопрос, сохранив репутацию, уважение, дружбу, деловые отношения, при этом разобраться и найти взаимовыгодное решение, договориться о будущем. Он работает в рамках стратегии WIN – WIN, что в переводе с английского языка означает беспроигрышный вариант. Проигравших в финале дискуссии или спора нет.

Основа стратегии медиации — сотрудничество: обе стороны осознанно ищут решение, которое удовлетворит всех. Медиатор, в отличие от судьи, не встаёт ни на чью сторону и не ищет виновных, в этом и заключается принцип нейтральности медиатора, зафиксированный в законе.

Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключённое в письменной форме, которое будет исполняться добровольно.                                                        

Медиация применяется только к тем отношениям, в которых стороны равны. Правовое положение сторон одинаково и ни одна из них не может принуждать другую к каким-либо действиям. Медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

Для потребителей

Можно ли с помощью примирительных процедур и медиативных технологий урегулировать споры с участием потребителей? Сегодня в РФ защита прав потребителей осуществляется следующими органами: судами общей юрисдикции; федеральными органами исполнительной власти по контролю(надзору)в области защиты прав потребителей и их территориальными органами; высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; органами местного самоуправлениями, общественными объединениями потребителей (их ассоциации, союзы).

Разрешение споров с участием потребителей осуществляется преимущественно во внесудебном (претензионном)порядке, непосредственно между потребителем и продавцом, изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром, при наличии всех подтверждающих документов.

Некоторые более сложные дела рассматриваются в судах. Между тем, как показывает международная практика для урегулирования потребительских споров успешно применяются примирительные процедуры, в том числе медиация. Представляется, что данная практика интересна с точки зрения возможных направлений совершенствования и развития национальных механизмов разрешения споров с участием потребителей, потому как в абсолютном большинстве споров потребители не желают доводить дело до суда в силу существующих процессуальных и финансовых рисков, что и обусловливает необходимость развития внесудебных механизмов, с помощью которых возможно обеспечивать эффективное и своевременно восстановление нарушенных прав граждан.

Интерес к примирительным процедурам по делам с участием потребителей вполне объясним. Дело в том, что при возникновении спора потребителю важно восстановить нарушенное право как можно быстрее, и зачастую не просто посредством денежной компенсации причинённого ущерба и морального вреда, а путем предоставления качественного товара, выполнения работы или оказания конкретной услуги.

В тоже время, продавцу необходимо сохранить клиента, деловую репутацию и минимизировать нежелательные расходы. При этом обычно существует множество альтернативных вариантов урегулирования потребительских споров, выгодных обеим сторонам.

Очевидно, что в рамках обычного претензионного порядка или разрешения дела в суде стороны будут лишены возможности рассматривать и обсуждать возможные выходы из сложившейся ситуации, а потому примирительные процедуры оказываются более эффективными.

Закон РФ “О защите прав потребителей” от 07.02.1992 № 2300-1 предусматривает право потребителей на судебную защиту (ст. 17). Споры о защите прав потребителей относятся к категории медиабельных споров, поскольку отношения сторон не связаны личной неприязнью, в них отсутствуют затяжные конфликты.

Особенностью медиабельности данных споров является наличие у каждой из сторон определенного круга интересов, дающих возможность для достижения результата переговоров. Так, потребитель заинтересован в получении качественного товара, услуги, денежной суммы при расторжении договора, то есть исполнении решения в кратчайшие сроки. Ответчик заинтересован в минимализации судебных расходов, расходов на государственную пошлину, в уменьшении или полном освобождении от санкций в виде неустойки, штрафа, компенсации морального вреда. Суд рекомендуя сторонам обратиться к процедуре медиации, должен учесть, что в судебном процессе присутствует, как правило, юрист, а не собственник предприятия; каждый свой шаг юрист должен согласовывать с руководителем, и, хотя потребитель чаще всего готов пойти на уступки и отказаться от исковых требований в части взыскания морального ущерба, отсутствие в процедуре медиации лица, уполномоченного принимать решение, ставит достигнутые договоренности под угрозу. В тех случаях, когда собственник сам принимает участие в медиации, дела о защите прав потребителей заканчиваются успешно для обеих сторон. Это не только повышает эффективность досудебного порядка разрешения споров с участием потребителей, но и будет способствовать формированию персональных навыков самостоятельного урегулирования разногласий.

Новые возможности института медиации особенно ярко в нашей стране раскрылись в период пандемии. В это время практически все государственные учреждения, в том числе суды, перешли на удаленный формат работы с гражданами.

Применение медиации при рассмотрении гражданских дел с учётом специфики правоотношений, возможно только с участием профессионального медиатора, обладающего юридическим или специальным образованием (в случае семейной медиации). Участие такого медиатора способствует наиболее удачному результату переговоров, поскольку специалист имеет возможность не только правильно организовать встречи участников конфликта, но и прогнозировать исход гражданского дела, оценивая его с юридической или специальной точки зрения. Медиатором может стать дееспособный человек, достигший возраста 25 лет, с любым высшим образованием, прошедший обучение по программе подготовки медиаторов. Это в дальнейшем будет очень востребованная профессия на стыке юриспруденции и психологии.

                      Ирина Чернышова, юрисконсульт филиала ФБУЗ «ЦГи Э в РО» в Таганроге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *