С именем заслуженной артистки России Натальи Дмитриевской у зрителей неизменно ассоциируется понятие «Знак качества» – золото высшей пробы. Это безупречный, эталонный вокал артистки, это абсолютное погружение в ткань любого исполняемого ею произведения или роли, это человеческое достоинство и благородство, это, наконец, подлинная женственность и элегантность, лишенная намека на какую-либо имитацию, на всё, бьющее на чисто внешний дешевый эффект. Наталья – сильная личность с непростой судьбой, умеющая без сетований и паники принимать то, что ниспослано ей свыше. А судьба, как известно, далеко не всегда бывает милосердна – даже к таким талантливым и светлым людям, какой является Наталья…

В 2024 году исполнилось 20 лет, как Дмитриевская работает в Ростовском музыкальном театре. Последней сценической работой актрисы стала Аида в одноименной опере Джузеппе Верди – роль долгожданная и вымечтанная. Поэтому нашу беседу с певицей мы начали именно с Аиды.

                             Рабыня и царица в одном лице

Н. Дмитриевская:

– Аида – образ неоднозначный. «Голубой» героиней ее не назовёшь, невинной тоже не назовешь, и к «виноватым» не причислишь. В моём понимании Аида – продуманная женщина, внутри которой кипит котёл раздирающих душу противоречивых эмоций. Нельзя также забывать, что она продукт своей эпохи и своей страны. Поэтому многое из того, что для нас сегодня неприемлемо, для людей древнего мира было абсолютно нормальным.

Возьмём отношения Аиды с отцом – царем Эфиопии Амонасро. Люди, ставшие царями и вообще правителями, приобретают иной уровень мышления и смотрят на своих детей как на потенциальных конкурентов. Человек, не ставящий власть на первое место, не будет царем. Для Амонасро дочь – его ресурс, один из рычагов воздействия, во имя сохранения своей страны. Поэтому, с его точки зрения, она обязана действовать в рамках его системы координат. Этот мотив Амонасро считает первостепенным, чтобы заставить дочь склонить любимого ею Радамеса к предательству им Родины: «Здесь нам не дадут любить друг друга. Откажись от Египта во имя любви ко мне и беги с нами в Эфиопию!».

Аида, как и её соперница Амнерис, дочь царя и наделена мышлением царицы, хотя ни Радамес, ни Амнерис, на Фараон не знают пока, кто она на самом деле, и считают её человеком второго сорта (дочь побеждённого народа).

У Аиды происходит очень интересная трансформация: ей необходимо сохранить и любовь к своей родине, к своей семье, и любовь к Радамесу. Поэтому она и предлагает ему сделать выбор между ней и Амнерис, чтобы стать правителем, но только в другой стране – в Эфиопии. Она вовсе не предлагает ему предать свою родину: «Любовь и престол – всё это у тебя будет и в моей прекрасной стране!».

И когда Аида понимает, что Радамес сознательно идёт на смерть, оказавшись невольным изменником своей Отчизны и сдавшись на суд жрецов, она выбирает смерть рядом с любимым и проникает в пещеру, где заживо замурован Радамес. Аида остаётся честной как по отношению к своей родине, так и по отношению к любимому человеку.

              Колесо Сансары и искусственный интеллект

В апреле 2021 года в РГМТ прошла премьера оперы Дж. Пуччини «Турандот». Спектакль был решён в непривычной для театра стилистике с использованием суперсовременных визуальных средств.

Н. Дмитриевская предстала в образе антагонистки Турандот Лю (Лиу), которая, по замыслу постановщика Павла Сорокина, несёт основную смысловую нагрузку спектакля.

– В спектакле действует некая матрица, направляемая искусственным интеллектом (ИИ). А Пинги-Понги, их трое, действуют как архитекторы-творцы, создающие матрицу жизни. Всё крутится, как колесо Сансары; жизнь повторяется по одному и тому же сценарию, из чего Пинги-Понги делают вывод о нежизнеспособности человека. И вдруг, когда в очередной раз рождаются Лю, отец Калафа Тимур и сам Калаф, Лю находит любовь – то есть приближается к Богу. Девушка находит душу, которую в нашем спектакле символизирует рыбка. И за счёт силы своей любви Лю помогает Калафу, хотя отлично понимает, что он оставил её ради Турандот. Лю приносит себя в жертву, потому что, вопреки многим концепциям новомодных психологов, истинная любовь жертвенна по своей сути.

В 1-м акте моя героиня постоянно даёт Калафу эту рыбку, чтобы у него проснулась душа. А она у него никак не просыпается: он смотрит на эту рыбку, и ему просто нравится сама картинка. Отличная параллель с нашим временем, когда люди живут в телефонах, а настоящая жизнь проходит мимо. Когда Лю понимает, что к душе Калафа ей не пробиться, она решает пожертвовать собой во имя того, чтобы пробудить в нём чувство любви. Она убивает себя именно поэтому, а не потому, что любимый ею человек полюбил Турандот и хочет к ней уйти.

В финале Лю и Турандот выходят в одинаковых одеждах: они зеркалят друг друга. Лю отдает Турандот рыбку, а та её не берёт. Когда Лю помогает Калафу разгадать загадку, начинает рушиться матрица, потому что всё пошло не по плану. Умирая, Лю отдаёт свою энергию любви, и Турандот, видя это, начинает понимать, что такое любовь. Здесь у Турандот происходит трансформация, и она становится новой Лю. Круг разомкнулся; колесо Сансары остановило свой ход. Показать, что человечность и любовь выше искусственного интеллекта, что матрица, сфабрикованная этим ИИ, нежизнеспособна, – вот, с моей точки зрения, сверхзадача нашего спектакля.

                                             «Я не могу найти это в себе!»

Вопрос границ перевоплощения – один из самых актуальных в театроведении. Миф ли это, что хороший профессиональный артист способен сыграть всё, ну или почти всё? И если в драматическом театре артист может быть ограничен возможностями собственного амплуа, своей внешности, фактуры, то в театре оперном певец-актёр поет всё, что написано для его типа голоса. Наталья Дмитриевская обладает центральным лирическим сопрано огромного диапазона. Её идеально выровненные регистры и полнота звучания на всём диапазоне позволяют артистке с равным успехом петь всё, начиная от Джильды и Царицы Ночи, до Ярославны, Аиды и Чио-Чио-сан.

Я спросила Наталью, какую из своих ролей она считает особо сложной, – именно в актерском плане.

– Роль Царицы Ночи, потому что она требует от меня «вытащить» то, чего практически нет в моей человеческой, эмоциональной природе, – демонизм и зло. Когда шли репетиции «Волшебной флейты» в нашем театре, режиссеру всегда не хватало этой злости в моем персонаже, хотя я была уверена, что выжала из себя весь потенциал злости. Конечно, я подключала воображение: у меня было ощущение, что я знала такого человека в реальной жизни, и это была не какая-то конкретная личность, а собирательный образ. Работая над ролью Царицы Ночи, я переключалась на этот образ и исходя из этого, искала мотивы поступков своей героини.

Менее любима мной Недда из «Паяцев», хотя очень нравится её дуэт с Сильвио. В «Паяцах» я не довольна собой в актерском плане: мне кажется, мой характер, моя психофизика мешают воплотиться в образ Недды.

Возможности актёрского перевоплощения не безграничны. Есть вещи, которые ни на сцене, ни в реальной жизни мы не можем, даже с помощью воображения, вытащить из себя – просто на уровне генетического несоответствия. Я не знаю ни одного артиста, который был бы одинаково убедителен во всех типажах. Исключение – великий Иннокентий Смоктуновский. Вы наверняка помните слова Елены Образцовой о роли Кармен: «Ничего карменистого во мне от природы нет!» Это не помешало Елене Васильевне создать абсолютно свой образ Кармен, во многом не похожий на тот, который зрители привыкли видеть на сцене.

Если говорить о самой сложной для меня вокальной партии – не технически, а с точки зрения эмоциональной выносливости  – это Чио-Чио-сан. Из трёх с половиной часов, что идёт спектакль, она три часа поёт на сцене.

Певице нужно не просто перекрывать очень плотный пуччиниевский оркестр и не выбиваться из постоянно меняющегося метроритма, – необходимо дойти до кульминации (сцена прощания с сыном в финале), не потеряв высокий эмоциональный градус и драматический накал. Многие певицы с шикарными голосами отказываются петь Чио-сан именно по этим причинам.

А чисто технически – да, Царица Ночи особенно сложна. Чтобы её спеть, необходимо иметь математический склад ума, как, впрочем, во многих колоратурных партиях. Это не Марфа в «Царской невесте», где поёшь в своё удовольствие.

                                     Устаревшее понятие «интеллигентность»

– Когда меня спрашивают, что я вкладываю в понятие «Мой человек», я говорю, что это человек, резонирующий со мной, прежде всего, по ценностям и приоритетам. Это глубокий человек с разносторонними интересами и неординарным мышлением, общение с которым никогда не бывает пустым. В человеческом плане для меня важны такие, к сожалению, мало ценящиеся в современном мире качества, которые даже в словарях значатся как устаревшие, – благородство, честь и совесть. Есть понятие, объединяющее все эти качества, – интеллигентность. А это, помимо высокой образованности, наличие эмоционального интеллекта, а также совпадение мыслей, слов и действий. Ответственность, умение поставить себя на место другого, тактичность. Очень ценю в людях неспособность к предательству – тоже обязательная черта человека чести.

                                         Любить Бога в себе

– Мне, как, очевидно, большинству людей, труднее всего в жизни даётся умение любить. Сейчас только ленивый не говорит о важности любви к себе, а что это такое, далеко не всегда объясняется. В моём понимании любовь к себе – это любовь к тому, каким тебя изначально создал Бог. Это умение быть терпеливым в лучшем смысле, умение смиряться с тем, что выпадает на твою долю. Если ты любишь Бога в себе, ты априори не сможешь и другим сделать больно, потому что буквально физически ощущаешь, как больно было бы тебе самому.

Что бы я сегодня посоветовала людям, пережившим самые тяжёлые трагедии – потери близких людей? Прежде всего, понять: время НЕ ЛЕЧИТ. А значит, необходимо принять эту ситуацию в душе, и постараться не ожесточиться, потому что ожесточение означает бунт против воли Творца. Мы же не знаем глобальных замыслов Бога, мы видим лишь то, что лежит на поверхности, – само событие. Нужно ещё уметь договариваться с собой. Важно понимать: все испытания, даже самые тяжкие, даются нам для того, чтобы увеличить количество любви в своей душе.

                                                                                                                                    Наталия Красильникова

                                                                                                                                    Фото: Марина Михайлова

Один комментарий к “Наталья Дмитриевская: «Нам не дано проникнуть в глобальные замыслы Творца!»”
  1. Наталья – лучшая певица музыкального театра. Обожаю ее. И красивая, и талантливая, и человек приличный. Нет вокруг нее ни грязных сплетен, ни слухов. Человек занят любимым делом. В личной жизни скромна. К людям всегда доброжелательна. Это такая редкость среди творческих людей, достигших успеха! Спасибо ей большое за ту радость, которую она дарит зрителям!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *