Такие цифры привел председатель Совета директоров банка «Центр-инвест» Василий Высоков на очередном заседании Правления ТПП Ростовской области, которое состоялось 25 июня. Главной темой мероприятия стало обсуждение креативной индустрии как фактора региональной конкурентоспособности.
По данным ВШЭ за 2022 год в креативных индустриях в РФ занято 2,3 млн. человек. Вклад креативных индустрий (КИ) в ВВП России колеблется от 3,5% до 4,8%. При этом целевой показатель вклада КИ до 2030 г. в ВВП страны 6%, рассказала председатель Комитета ТПП Ростовской области по развитию креативных индустрий и бизнеса в сфере культуры Оксана Коростиева. Она входит в состав Комиссии по развитию креативных индустрий Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике и является членом рабочей группы «Креативные индустрии, туризм и экономика впечатлений» Экспертного совета при Правительстве РФ.
Определение потенциала фактического состояния креативных индустрий в российских городах и их роста в экономике дало исследование ВЭБ.РФ, которое использовало для анализа пять факторов: Город, Люди, Бизнес, Бренды, Власть. Для проекта отобраны 115 городов и, как оказалось, города-лидеры Индекса креативного потенциала зачастую лидируют и в Индексе качества жизни. Ростов-на-Дону в этом исследовании демонстрирует средние показатели, у него хороший потенциал который в полной мере пока не реализован. Помочь городам развить сферу КИ призван «Региональный стандарт развития креативных индустрий», который разработало Агентство стратегических инициатив (АСИ) по поручению Владимира Путина.
Предполагается, что в 2024 году рекомендации возьмут на вооружение в 30 регионах, в том числе и в Ростовской области. Оксана Коростиева рассказала о том, что уже сформирована региональная экспертная группа по внедрению регионального стандарта развития креативных (творческих) индустрий. Многие из членов комитета ТПП Ростовской области по развитию креативных индустрий и бизнеса в сфере культуры принимают в ней участие. К слову сказать, в системе ТПП именно Ростов первым создал отраслевой комитет, направленный на развитие КИ.
Сегодня в России отсутствуют федеральные нормативные документы для регулирования и стимулирования креативных индустрий на разных уровнях. Нет единого подхода к оценке КИ. Свой взгляд на этот вопрос представил председатель Совета директоров банка «Центр-инвест» Василий Высоков. По его мнению, пришло время говорить о повышении глобальной конкурентоспособности креативного самосознания населения и бизнеса Ростовской области. Ведь именно на Дону присутствует креативный человеческий потенциал, люди здесь всегда славились своей предприимчивостью и житейской смекалкой. Увидеть неочевидное, сделать невероятное, добиться невозможного и все согласовать – это и есть креативность.
В своей презентации “Дон креативный” Василий Высоков показывает традиционные точки роста и объективно слабые места в среде факторов, влияющих на развитие креативной экономики. Так показатели ВРП на душу населения в Ростовской области в 4 раза меньше, чем в Москве. Вместе с тем, если смотреть структуру, то наши доходы формируются в основном за счет предпринимательской деятельности, в то время как этот показатель в Москве в 2,5 раза меньше.
Василий Высоков обращает внимание на структуру потребления. Жители Донского края по сравнению с москвичами почти в 3 раза больше тратят на образование и немногим больше тратят на гостиницы, рестораны и кафе. Кроме того, в Ростовской области удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, почти в 2 раза больше, чем в Москве и почти в 2,5 больше уровень инновационной активности компаний. При этом затраты на эту деятельность в области в десятки раз ниже, чем в столице.
По мнению Василия Высокова, креативные индустрии должны быть максимально интегрированы во все сферы, и особенно это касается научной деятельности и инноваций. Для развития креативных индустрий он предложил вести реестр участников, пространств и мероприятий и определиться с классификацией креативных компаний. Так как сегодня в отрасли отсутствует консенсус о том, какой подход к креативным индустриям является основным: с точки зрения вида деятельности, продукта или интеллектуальных прав на креативный продукт.