В конце июня система оспаривания трансакций через СБП, которая почти два года работала в добровольном режиме, станет обязательной для банков.

Это значит, что банк отправителя будет обязан принять претензию, а банк получателя — ее рассмотреть.

В большинстве случаев механизм затронет оплату товаров и услуг.

Однако для переводов между гражданами она будет действовать только в случае неуспешной операции или мошенничества.

Если же при переводе средств отправитель ошибся в наборе номера получателя, то ему придется самостоятельно возвращать деньги.

А при оплате товаров и услуг так называемая процедура диспута может быть запущена, если товар или услуга не получены, оказались ненадлежащего качества или заказ отменен. На то, чтобы подать претензию, у гражданина будет 180 дней, максимальный срок рассмотрения диспута установлен в 30 календарных дней, так же, как и в случае с картами платежной системы «Мир».

Процесс инициирования диспута в СБП тоже будет таким же, как и по картам «Мир».

Клиент обращается в банк, со счета в котором совершил оспариваемую операцию. Банк после этого инициирует диспут на платформе Национальной системы платёжных карт (НСПК). Банк получателя рассматривает данный спор, обращаясь к своему клиенту, анализирует полученную информацию. В случае принятия положительного решения по спорной операции СБП проведет автоматические расчеты между сторонами диспута.

Такой механизм решения спорных ситуаций по оплатам через СБП на самом деле действует с 2021 года, однако до сих пор не был обязательным для банков.

Но уже 30 июня 2023 года в системе “Диспут+”, в которой происходит оспаривание операций по картам “Мир”, появится процесс “Диспут” для СБП, он станет обязательным для всех банков—участников системы.

– Нововведение обусловлено в том числе тем, что СБП становится все более популярным инструментом онлайн- и офлайн-оплаты покупок, число трансакций в СБП быстро растет и при возникновении спорных ситуаций необходим четкий регламент для их урегулирования, отметили в НСПК.

Общий объем операций через СБП в первом квартале 2023 года достиг 5,38 трлн руб., из которых 400 млрд руб. пришлось на оплату товаров и услуг (на 20% выше, чем в четвертом квартале прошлого года).

При этом ряд банкиров считает, что у них теперь заметно прибавится проблем, особенно при оспаривании операций оплаты через СБП.

Сейчас возврат происходит от магазина покупателю через банк, но последний выступает исключительно посредником, в случае каких-либо претензий они адресуются магазину. Теперь в случае необходимости возврата отдуваться будут банки, отдавая сначала свои деньги, а потом выбивая их из магазина, при этом банк не может без искового требования сам ничего получить с магазина.

Банки в качестве компромисса просили повысить тарифы на оплату по СБП (0,2%, 0,4% или 0,7% от объема операции), чтобы компенсировать риски, однако положительного ответа не получили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *