В России предложили вместо должности бизнес-омбудсмена при президенте создать национальный координационный центр по защите прав предпринимателей.
Главу же наблюдательного совета центра хотят сделать спецпредставителем главы государства по защите прав бизнеса.
То есть, по русской привычке объединять зелёное с квадратным, предлагается объединение действующего института уполномоченных по защите прав бизнесменов с АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей» и цифровой платформой «За бизнес», на которой предприниматели могут жаловаться на давление правоохранителей.
Создать эту платформу публично предлагали на заседании набсовета Агентства стратегических инициатив (АСИ) в январе 2019 года.
Через месяц Владимир Путин сказал о ней и в своем послании Федеральному собранию. Оператором по работе стала АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей», учредителями которой по распоряжению правительства в том же году стали АСИ, РСПП, Торгово-промышленная палата (ТПП), «Деловая Россия», «Опора России», а также Минэкономразвития.
Гендиректор этой «Платформы» Элина Сидоренко. Именно её крупные бизнес-объединения – РСПП, ТПП и «Опора России» – в апреле 2022 г. предлагали на пост нового бизнес-омбудсмена вместо Бориса Титова (он сам представляет еще одно объединение – «Деловую Россию»).
Согласно законопроекту РСПП, национальный координационный центр по защите прав предпринимателей должен работать в форме автономной некоммерческой организации (АНО).
В состав его учредителей предлагается включить объединения предпринимателей, а также Россию «в лице федерального органа исполнительной власти, уполномоченного правительством по согласованию с президентом».
В национальном центре должен быть сформирован наблюдательный совет, куда войдут представители органов госвласти и бизнес-объединений.
Именно набсовет по задумке РСПП вносит на рассмотрение собрания учредителей кандидатуру гендиректора центра, принимает решения о назначении «общественных представителей».
Набсовет рассматривает и обобщает предложения по устранению «системных проблем» в регулировании деятельности предпринимателей, устанавливает порядок подачи и рассмотрения жалоб бизнеса, утверждает доклад президенту о работе национального центра.
Набсовет, в том числе его председатель, утверждается президентом на пять лет, одно и то же лицо не может быть председателем более двух сроков подряд – как сейчас бизнес-омбудсмен.
В свою очередь, председатель набсовета должен быть, по задумке РСПП, спецпредставителем президента по защите прав предпринимателей (то есть, обладать статусом заместителя руководителя Администрации Президента)
Текущее же руководство деятельностью центра должен осуществлять его гендиректор, который назначается собранием учредителей по представлению набсовета. Президент вправе определить в качестве национального центра АНО, которая создана до 1 января 2023 г.
Задачи национального центра в целом схожи с задачами нынешнего уполномоченного по правам бизнеса. Но, кроме того, он должен обеспечивать функционирование цифровой платформы для работы с обращениями предпринимателей «За бизнес».
Поэтому национальный центр рассматривает жалобы от предпринимателей, которые может передать в органы госвласти или должностным лицам, обратиться в суд. Должности уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах предлагается сохранить, но назначаются они по согласованию с этим же центром.
При этом срок Титова на должности уполномоченного истек еще в июне 2022 -го (он занял пост в 2012-м.), но решение о назначении его сменщика не принято. До сих пор идет дискуссия относительно целесообразности сохранения в существующем виде должности бизнес-омбудсмена, при том что сохранение региональных уполномоченных, как правило, поддерживается.
Комментируя инициативу, Александр Шохин Шохин заявлял «Ведомостям», что в РСПП предлагают изменение статуса бизнес-омбудсмена: вместо чиновника и его аппарата создать негосударственную организацию с участием РФ. По его словам, сейчас есть несколько структур, которые занимаются защитой прав предпринимателей, функции которых дублируются.
-Кроме бизнес-омбудсмена это АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей», где в набсовете руководители четырех ведущих бизнес-объединений, РСПП, ТПП, «Деловой России» и «Опоры России», гендиректор АСИ Светлана Чупшева, первый вице-премьер Андрей Белоусов, министр экономического развития Максим Решетников, помощник президента Максим Орешкин, заместители руководителей четырех правоохранительных структур – Генпрокуратуры, ФСБ, МВД, СКР.Кроме того, в 2016 году президентом была создана рабочая группа по правоприменительной практике в предпринимательской сфере во главе с руководителем администрации президента примерно с тем же составом, что и в набсовете «Платформы». Поэтому мы и вышли с предложением попытаться совместить эти структуры и создать один институт – национальный координационный центр»ю
Состав набсовета этого национального центра и его председателя предлагается назначать указом президента, подтвердил Шохин.
По его словам, за основу можно взять уже существующую АНО, вроде «Платформы», либо создать новую организацию, соответственно, передав ей финансирование, которое выделено на бизнес-омбудсмена и его аппарат.
Шохин считает, что в целом инициатива повышает статус защитника интересов предпринимателей – вместо чиновника и его аппарата появляется «мощная структура, куда входят представители правительства, бизнес-объединений, правоохранительных органов».
Бизнес-омбудсмен Борис Титов, однако, так не считает.
– Совершенствование всегда полезно. За время работы института мы нашли ряд точек, которые можно улучшить, и соответствующим образом информировали президента, предоставив доклад на данную тему. Это касается наших прав в судах, которые, как мы считаем, могут быть расширены, усиления роли региональных уполномоченных. Но все эти полномочия даются законом — 78-ФЗ.
Мы имеем право участвовать в проверках, то есть по просьбе предпринимателя ходим в суды. Омбудсмены могут беспрепятственно посещать СИЗО для общения с предпринимателями. Они имеют право обращаться и получать ответы от государственных органов в течение 15 дней. Все полномочия, которыми обладают омбудсмены, даны нам законом. Закон может быть только для государственной организации.
Поэтому такие права в частной общественной организации будет очень сложно нормативно прописать, если и вовсе невозможно.
Государственная принадлежность института омбудсмена — это большое достижение. Собственно, когда он создавался, именно в этом была главная идея. Но те возможности и полномочия, которые есть сейчас, будут недоступны, и придется отменять закон. По нашему мнению, нельзя терять уже достигнутое за эти годы.
Предложение о ликвидации института бизнес-омбудсмена — это следствие проблемы с выбором уполномоченного год назад, заключает вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова.
Саму идею РСПП она называет спорной:
– Это очень сложное решение, потому что как раз и добивались появления кого-то со статусом и полномочиями, чтобы все-таки заниматься защитой бизнеса. Однако такого глубокого обсуждения еще не было. Тем более идея была на уровне нечетко сформированного предложения, она просто обсуждалась несколько месяцев. Сейчас мы уже видим модель, которую предложил РСПП, и мы обязательно послушаем позицию и союза, и бизнеса. Пригласим представителей РСПП, чтобы понять, в чем они видят преимущество от того, что они предлагают.
Пока, на первый взгляд, это похоже на какой-то очередной коллегиальный орган. Понимаете, их и так слишком много — у нас бесконечное количество всяких разных советов, комитетов, совместных групп. Здесь была такая идея: создается аппарат уполномоченного, у омбудсмена есть четкие задачи с функциями контроля. Поэтому смысл в новой конструкции для меня пока неочевиден.
Почему продлили полномочия Бориса Титова, если РСПП, Торгово-промышленная палата, “Опора России” выступали за кандидатуру Элины Сидоренко?
Это как раз на уровне внутриаппаратных действий, тогда и у самого Бориса Юрьевича, и у “Деловой России” была несколько другая кандидатура (уполномоченного по правам предпринимателей Москвы Татьяы Минееой, которая прежде занимала пост вице-президента «Деловой России». Прим.редакции)
Как раз отчасти в результате нестыковки, расхождения позиций произошло то, что есть сейчас. Это не совсем хорошо для бизнеса. Борис Титов неоднократно говорил, что в 2022 году он уйдет, сложит полномочия. Но пока, к сожалению, ситуация оказалась подвешенной.