Владимир Путин выступил на пленарном заседании форума «Россия зовёт!», и принял участие в дискуссии. 15-й инвестиционный форум ВТБ «Россия зовёт!» прошёл 4–5 декабря 2024 года в Москве. Основная тема – «Будущее капитала и капитал будущего».

О текущем моменте

-После сложного периода российская экономика не просто полностью восстановилась, но и обеспечивает качественные структурные изменения. Развивается технологический, производственный, логистический потенциал России, укрепляются связи с перспективными партнёрами. В прошлом году валовой внутренний продукт России вырос на 3,6 процента, а за январь – октябрь текущего года он увеличился на 4,1 процента.

О борьбе с инфляцией

-Магистральный ответ на инфляционный вызов  заключается в увеличении предложения товаров и услуг на рынке. Чтобы их объём отвечал внутреннему спросу как со стороны граждан, так и бизнеса, который планирует модернизацию и расширение своего производства, расширение мощностей, вкладывается в стройку, в покупку оборудования, в проекты развития.

О развитии рынка капитала

-С учётом всех трудностей вложения в основной капитал российского бизнеса растут третий год подряд. <…> Чтобы поддержать стремление бизнеса вкладываться в развитие, расширять мощности, создавать рабочие места, мы, безусловно, продолжим укреплять рынок капитала, будем поддерживать выход компаний на биржу со своими ценными бумагами. К концу десятилетия капитализация российского фондового рынка должна увеличиться примерно вдвое и составить две трети валового внутреннего продукта.

О фондовом рынке

-Мы приглашаем инвесторов и из дружественных стран на наш фондовый рынок. Как уже не раз говорил, Россия – часть глобальной экономики и приветствует встречные потоки капитала. Вместе с тем мы делаем акцент именно на внутренние источники финансирования, чтобы наши граждане, розничные инвесторы имели возможность вложить свои средства и заработать внутри страны, а такие вложения, их доходность были бы не менее привлекательны, чем открытие банковских депозитов.

О национальной цифровой инфраструктуре

-Одним из главных долгосрочных факторов глобального роста станет внедрение национальной цифровой инфраструктуры в финансовом секторе. <…> В России уже сформированы и успешно работают все её элементы. И это не только большое достижение наших разработчиков, специалистов, но и серьёзное конкурентное преимущество отечественной экономики, мощный рычаг её развития в современном мире.

Другие ключевые заявления Президента:

🔹Развивается технологический, производственный, логистический потенциал России. Укрепляются связи с перспективными партнёрами. В прошлом году валовой внутренний продукт России вырос на 3,6 процента, а за январь – октябрь текущего года он увеличился на 4,1 процента.

🔹Увеличивается приток специалистов в высокотехнологичные отрасли. В сентябре количество занятых в IТ-сфере выросло на 8,1 процента по сравнению с предыдущим годом, в обрабатывающей промышленности – почти на четыре процента.

🔹В России рекордно низкий уровень безработицы – всего 2,3 процента. На фоне большинства ведущих экономик мира и развивающихся стран этот показатель является минимальным.

🔹Рост экономики позитивно отражается на бюджетной системе. За январь – октябрь текущего года профицит консолидированного бюджета страны и внебюджетных фондов оказался около 2,5 триллиона рублей.

🔹Магистральный ответ на инфляционный вызов заключается в увеличении предложения товаров и услуг на рынке, чтобы их объём отвечал внутреннему спросу как со стороны граждан, так и бизнеса.

🔹Вложения в основной капитал российского бизнеса растут третий год подряд, несмотря на все проблемы, которые у нас возникают или которые нам пытаются создать извне. К концу десятилетия капитализация российского фондового рынка должна увеличиться примерно вдвое и составить две трети ВВП.

🔹 Мы приглашаем инвесторов из дружественных стран на наш фондовый рынок, но делаем акцент именно на внутренние источники финансирования, чтобы наши граждане, розничные инвесторы имели возможность вложить свои средства и заработать внутри страны.

🔹В 2024 году запущена программа поддержки добровольных долгосрочных сбережений граждан. По состоянию на 22 ноября в программе долгосрочных сбережений приняли участие свыше двух миллионов 100 тысяч вкладчиков, привлечено 145 миллиардов рублей.

🔹 Банк России поэтапно внедряет цифровой рубль. Проект уже охватывает свыше девяти тысяч граждан и 1200 компаний, их число продолжает расти. Со следующего года расчёты с помощью цифрового рубля должны использоваться в системе федерального бюджета, а с 1 июля 2025 года такая возможность должна быть и в масштабах всей страны.

🔹Уровень цифровизации финансовых услуг в России превышает общемировой, что подтверждает высокую технологичность этой сферы отечественной экономики, её устремлённость в будущее, умение ставить большие цели и работать на опережение.

По традиции начались вопросы президенту.

Первый интервьюер оказался немцем, но вопрос задавал по-английски:

— Много немецких компаний ушло из России, поэтому вопрос мой, собственно: если времена изменятся, если ситуация поменяется, если сменится правительство в Германии, в других европейских странах и если они разрешат этим компаниям вернуться в Российскую Федерацию, как вы отнесетесь к этим компаниям? Дадите им второй шанс или ущерб, который был нанесен санкциями, окажется необратимым?

— Я уже говорил, по-моему, и на прошлом форуме, да и вообще при любом удобном случае все время об этом говорю: мы никого не выгоняли, никого не выдавливали с нашего рынка. Большого секрета, наверное, тоже не открою: несмотря на политическое давление, многие партнеры, в том числе из стран Западной Европы, из Соединенных Штатов, не ушли с российского рынка. Часть из этих компаний продолжает работу в прежнем режиме, это примерно половина компаний, часть передала управление подконтрольным им лицам и организациям. И примерно одна четверть действительно ушла, некоторые продолжают выход из российской экономики, в том числе и крупнейшие немецкие компании, — продолжал президент.

Тех, кто отказался от услуг России, в том числе и в широком смысле, постигла тяжкая участь:

— Закрываются, в частности в Германии, целые большие компании, другие несут убытки. Стекольное производство, как вы знаете, химическое производство, производство удобрений и сельское хозяйство несут убытки из-за этого, серьезные причем!

Лишились российского рынка! Сельское хозяйство Европы, в частности Германии, лишилось наших не только энергоносителей, газа, который является важнейшим компонентом при производстве удобрений, но и самих удобрений! Предприятия целые закрываются, металлургическая промышленность, как результат, по цепочке, автомобильная отрасль — важнейшая отрасль экономики!

Результат: в этом году рост экономики еврозоны, по подсчетам наших экспертов и международных, составит где-то около одного процента, один с небольшим. Рост экономики России в прошлом году был 3,6 процента, в этом году будет около четырёх… 3,9, а может быть, и четыре процента… Что касается обрабатывающих отраслей, то в Германии, насколько мне известно, — если я не прав, вы меня поправьте, пожалуйста, — падения в обрабатывающих отраслях составят 4,6 процента, в России будет рост — 4,4 процента! А обрабатывающие отрасли вырастут более чем на восемь процентов, 8,1 процента!

И о погоде, то есть об инвестклимате.

— Создадим ли мы условия для тех, кто хочет вернуться? Мы специальных условий создавать не будем. Мы никого не выталкивали, никому не запрещали, наши двери открыты! Проблема в другом! Проблема в том, что за это время, за два предыдущих года, очень многие ниши, освободившиеся в результате ухода наших европейских партнеров, начали занимать и занимают активно компании из других стран! И очень быстрыми темпами, такими, которых, честно говоря, и мы сами не ожидали, идет так называемое импортозамещение российскими брендами, число которых в разы возрастает.

Президент говорил, быть может, жестокие вещи для иностранных компаний, но ведь справедливые:

— Поэтому просто так вернуться на свои прежние, что называется, места будет достаточно сложно. Но мы никаких специальных препятствий для этого создавать не будем! Вопрос не в нас, а в тех политических решениях, которые принимаются на уровне Еврокомиссии и в отдельных странах Европы, в том числе и в Германии. Пожалуйста! Дело не в нас, а в вас!

И он рассказал историю, которой до сих пор не делился:

— Когда я жил в Германии, работал, мне мой приятель рассказал одну историю. Если он меня услышит… Я уже лет 30 его не видел, не знаю, чем он занимается. Вот он был, гулял по Берлину, так скажем, гулял не просто в развлекательных целях, а по служебной необходимости Подошел к берегу реки Шпрее, там сидит дед-немец, ловит рыбу. Мой приятель спрашивает его: «Как дела, ловится рыба?» Повернулся, снизу-вверх посмотрел и говорит: «Нет!» Пауза.

Приятель мой спрашивает: почему? Еще пауза. Немец этот, рыбак, поворачивается и говорит: ветер с востока. На что приятель мой отвечает: все проблемы, вся грязь с Востока. Немец посидел, подумал, повернулся и спрашивает: вы поляк. Честно, я ничего не придумываю!.. Приятель подумал и говорит: нет, хуже.Теперь уже немец задумался, брови поднял, молча посмотрел и вообще никаких ответов ему не дал.

— Я к чему это сейчас вспомнил? Теперь всё, что с Востока, то лучше, чем с Запада! Посмотрите на условия, которые создаются для немецкой экономики у нас в России и со стороны ваших традиционных союзников и партнеров! — пояснил Владимир Путин.

— Ну и, наконец, самое главное! Самое главное, на что хочу обратить внимание. Вы представляете Федеративную Республику — и говорите по-немецки! Ну что вы мне вопросы задаете на английском языке? Самое важное — это уровень суверенитета!

— У нас перевода нет с немецкого, — поспешил на выручку Андрей Костин.

— Ладно врать — перевода у него не было с немецкого! — с нехорошей усмешкой посмотрел на него Владимир Путин.

Интервьюер из Германии попросил микрофон и заговорил уже на родном языке. Владимир Путин — тоже.

— В «Бриллиантовой руке» сказали бы: непереводимая игра слов, — не удержался господин Костин, внимательно выслушав их.

Тогда перевёл сам  Путин, и с удовольствием:

— Наш гость сказал, что его предупредили о том, что нет переводчика с немецкого. А я ответил, что вопрос даже не в переводчике, вопрос в суверенитете!

Но и это оказалось не все:

— Вот вы знаете, я когда-то был у господина Шредера (Герхард Шредер, бывший канцлер ФРГ) на дне рождения в Ганновере. Там скромно было, но достойно… И все говорили по-английски, и даже хор девочек Ганновера исполнял песни на английском языке! Стыдно, понимаете? Вот в чем все дело! Уровень суверенитета должен быть внутри, вот отсюда все начинается!

— Кто у нас следующий? — спросил Андрей Костин.

Но Андрей Костин и сам задавал вопросы:

— Владимир Владимирович, если можно!.. Недавно господин Трамп, еще не доехав до своего Белого дома — «до своего», потому что многие гости, может, не знают, что у нас есть рядом свой Белый дом, где правительство работает, и там принимаются хорошие решения, а в Вашингтоне принимаются разные решения, — уже заявил, что если государства БРИКС не будут использовать доллар, то он введет 100-процентные пошлины против всех этих государств!

Он добавил, что это, похоже, «первая угроза такая в адрес вообще государств»:

— Все-таки до этого американцы кошмарили конкретные банки, говорили: мы будем банки наказывать, компании… Вот так, чтобы в лоб заявить о том, что будут наказаны государства и вся продукция будет облагаться 100-процентным, — пожалуй, впервые такое уже от вновь избранного президента!

И Андрей Костин пожурил американский доллар:

— Мы все знаем, что американцы очень чувствительны к этой теме, потому что сила Америки в долларе, конечно, потому что в доллар вкладывают деньги. Если не будет доллара с его позициями, то, конечно, провалится американская экономика с ее огромным долгом, со всем, что этот доллар приносит! Огромные доходы банкам и так далее!.. Как вы расцениваете: такой шаг уже нового президента не подорвет ли окончательно доверие к Соединенным Штатам, к их политике, их финансовой системе?..

Путин  ответил так:

— Прежде всего соглашусь с вами в том, что использование доллара как мировой валюты приносит Соединенным Штатам незаработанные деньги в большом объеме. По мнению наших экспертов, где-то за последние десять лет примерно они получили десять триллионов долларов просто так, с неба, за факт использования доллара как мировой расчетной резервной валюты. Это на ставках, на размещениях в их банках и так далее. Десять триллионов — это прилично очень, это значит, что они потребляют больше, чем производят. И это очень важная вещь. То есть, по сути, Соединенные Штаты за счет доллара продолжают заниматься эксплуатацией других экономик мира в свою пользу. Об этом мало кто задумывается, но это факт, и в этой части я с вами соглашусь. Это первое.

Но второе было все-таки главнее первого:

— Вы сказали, что вновь избранный президент Трамп угрожал, что против тех, кто не будет использовать доллар, он будет вводить санкции и повышенные пошлины. Насколько я понимаю, он так не говорил! Я понимаю, что все, что связано с Соединенными Штатами, вызывает у нас определенную реакцию. Насколько я видел, он говорил о том, что если кто-то будет запрещать использование доллара, ограничивать его, то он будет соответствующим образом реагировать. Это не одно и то же! Одно дело — запрещать использование доллара, а другое дело — его не использовать. Понимаете, это разные вещи совершенно!

— Вот, например, биткойн кто может запретить? — пожимал плечами российский президент.

— Да никто! А использование других электронных средств расчетов кто может запретить? Никто, потому что это новые технологии! И что бы ни было, что бы ни происходило с долларом, эти инструменты так или иначе будут развиваться, потому что все будут стремиться к тому, чтобы снижать издержки и повышать надежность!

В зале, впрочем, мне казалось, некоторым, судя по выражению их кислых лиц, хочется и с этим поспорить. Всегда ведь такие найдутся. Даже в таком зале.

— Но вы в разговоре с Дональдом Трампом скажете, наверное, чтобы он поаккуратней был, — рискнул заметить Андрей Костин.

— Господин Трамп такой человек, который в советах и рекомендациях не нуждается, — отрезал Владимир Путин.

— Понятно… — погрустнел Андрей Костин.

— Меня зовут Клевер Лайт, я из Нигерии, — выступал еще один делегат и заранее извинялся.

— Это крупнейшая экономика Африки. Я говорю по-английски, потому что мы были английской колонией.

— А в ФРГ почему говорят на английском? Они не были вроде как колонией, —Путин был в этот день непримирим к друзьям рейха.

— И последнее, господин президент – Африка с вами! — заканчивал свой вопрос нигериец.

— Спасибо большое, спасибо, особенно за последнее замечание! — соглашался  Владимир Путин.

Владимир Путин – о том, как Россия справляется с оттоком иностранных инвестиций

– Мы естественным образом ориентируемся туда, где мы наблюдаем рост, – Президент в ответ на вопрос о стратегическом характере отношений России и Глобального Юга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *