В конце юбилейного, 25-го, сезона, РГМТ представил на суд зрителя мировую премьеру – мюзикл московского композитора Евгения Загота «Есенин». Это первая постановка в истории театра, где в центре повествования – личность гениального русского поэта.
Не станем забывать, что в 2025 году исполнится 100 лет со дня трагической гибели С.А. Есенина, а потому появление столь масштабного полотна на сцене любимого театра более чем своевременно.
Автором либретто стала Анастасия Букреева, стихи написал отец композитора Михаил Загот, режиссёр-постановщик – Анастасия Неговора, музыкальный руководитель и дирижёр – Михаил Пабузин, художник-постановщик – Сергей Новиков, хормейстер-постановщик – Елена Клиничева.
На пресс-конференции, предварившей генеральную репетицию, Евгений Загот сказал, что в основу музыкальной драматургии «Есенина» положена идея двойственности личности поэта. Главная тема спектакля – борьба Бога и дьявола внутри гения. Эта борьба, бесспорно, идёт в душе каждого из нас, но в душе гения она всегда более проявлена и обострена.
Есенин-творец и Есенин-человек, по мысли Загота, – две совершенно разные личности. Поэтому в музыке мюзикла представлены два основных пласта – мир идеальный, воплощённый в трёх своеобразных ораториях, где звучат гениальные стихи великого русского поэта, и мир «земной», напитанный музыкой пестрой, «рваной», многослойной, которая окружала Есенина в его беспокойный век. И эта современность, земные метания гения отражены в джазовых ритмах, маршах, в музыке кабаре, частушках и пр.
Основу либретто составляют воспоминания и размышления одной из главных женщин в судьбе Сергея Есенина, Галины Бениславской. Это важнейший образ в драматургии спектакля. Её появление открывает и закрывает мюзикл. Все события жизни Есенина, которые разворачиваются перед нами, мы словно видим её глазами, сквозь призму её воспоминаний.
Кто же она, Галина Бениславская? Она не была ни одной из жён поэта, ни его возлюбленной. Она была секретарём, помощником и подругой Есенина, помогавшей ему с публикациями, заключавшей договоры с редакциями, занимавшейся его архивом, делившей с ним свой кров и кусок хлеба. Но главное – Галина была настоящим ангелом-хранителем, поддержкой и опорой Есенина в самые сложные годы его жизни. Она испытывала к поэту страстную, всепоглощающую и абсолютно бескорыстную любовь. Но, как нередко случается и в реальной нашей жизни, Бениславская для Есенина всегда оставалась в тени, будучи для него тем самым «запасным аэродромом», а также оплотом стабильности, которой самому поэту так не хватало. При этом Галина была всегда рядом с Сергеем. Именно она, как никто более из его женщин, посвятила поэту не только свою жизнь, но и свою смерть.
Даже день своей смерти она выбрала так, чтобы число совпало с датой рождения любимого человека (Есенин родился 3 октября), а месяц – с месяцем его ухода (декабрь). Завершив все свои дела, 3 декабря 1926 года Бениславская с шестой попытки застрелилась на могиле Есенина на Ваганьковском кладбище Москвы. Ее похоронили рядом с поэтом. Самоубийством Бениславской заканчивается событийный ряд мюзикла.
После премьеры «Есенина» довелось прочесть немало зрительских комментариев в группах Ростовского музтеатра в соцсетях. Некоторые писали, что именно либретто мюзикла – наиболее уязвимая сторона спектакля, что принцип отбора фактов жизни поэта с целью включить эти факты в либретто мог быть иным. Да, пожалуй, мог быть и иным, но…
Если говорить конкретно о моей позиции, я согласна с известным театральным критиком Людмилой Фрейдлин (газета «Наше время»), поэтому просто позволю себе её процитировать: «…любому человеку с критическим запалом не стОит мысленно ставить свой спектакль, а разумнее вглядеться и вслушаться в то, что происходит на сцене».
Художник-постановщик «Есенина» Сергей Новиков знаком ростовским зрителям по «Цыганскому барону» и «Царской невесте». Он признался, что в процессе работы над «Есениным» провёл собственное расследование, в ходе которого задумался: что же Сергей Есенин видел последним, и понял, что окна гостиницы «Англетер», где оборвалась жизнь поэта, смотрят прямо на Исаакиевский собор. Это окно и стало ключевым символом в решении визуального облика спектакля. В него «подсматривает» молодой советский поэт, путешествующий по Европе и Америке, в него подсматриваем и мы, наблюдая за жизнью Есенина. Окно – это портал между снами и реальностью, между маленьким номером в «Англетере» и большой страной, между жизнью и смертью. На мой взгляд, сценография мюзикла – одна из главных удач спектакля.
На роль педагога-консультанта по вокалу театр пригласил Аллу Куликову – заслуженную артистку РФ, профессора кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории. Специфика пения в мюзикле отличается от оперного и опереточного пения. Солисты РГМТ великолепно справились с такой «перестройкой», вокальная сторона исполнения партий достойна самой высокой похвалы, как и актёрские работы, в чем несомненная заслуга вдумчивого режиссёра-постановщика Анастасии Неговоры.
Когда речь о таком масштабном сценическом полотне, коим стал мюзикл «Есенин», разноречивые толкования – как со стороны зрителей, так и со стороны профессиональных критиков – история неизбежная. Пока прошло лишь три премьерных спектакля, создатели мюзикла абсолютно открыты для диалога. Но уже сегодня можно утверждать, что на сцене любимого театра родился яркий, динамичный, дерзкий и в то же время глубокий философский спектакль, который сказал собственное слово о личности одного из самых гениальных русских поэтов.
Наталия Красильникова
Фото: Марина Михайлова
При всей трагичности, в этом нет безысходности. Столкнувшись с неизбежностью, надо возвыситься над ней. Жизнь так устроена, что нас ждут утраты, и участь каждого – преодолевать горе и оставаться собой. “Есть в мире сердце, где живу я”, сказал Пушкин. И это главное – оставаться в сердцах миллионов признательных, любящих людей!
Посмотрев мюзикл, я наконец понял несколько моментов. Что главное в стихах Есенина было отношение к женщине, к любви как высшему искусству, а потом уже к Родине! Что, если мы “любили, значит, любили и нас”! Что в поэзии он считал главное не рифму и образ, а умение “улыбнуться стихом, снять шляпу, сесть”. Что материалы об убийстве поэта засекретили на 50 лет, а потом продлили, потому, что его современники, те, кто созрел, вырос на его стихах, понял себя, свою душу, выпестовал свою любовь, “они бы вилами пришли заколоть” всех причастных к этому ужасному злодеянию, вместе с людоедским режимом.
Есенин умер…Девушка застрелилась…Всё горько, больно, безысходно…Жуть!