В конце юбилейного, 25-го, сезона, РГМТ представил на суд зрителя мировую премьеру – мюзикл московского композитора Евгения Загота «Есенин». Это первая постановка в истории театра, где в центре повествования – личность гениального русского поэта.

Не станем забывать, что в 2025 году исполнится 100 лет со дня трагической гибели С.А. Есенина, а потому появление столь масштабного полотна на сцене любимого театра более чем своевременно.

 Автором либретто стала Анастасия Букреева, стихи написал отец композитора Михаил Загот, режиссёр-постановщик – Анастасия Неговора, музыкальный руководитель и дирижёр – Михаил Пабузин, художник-постановщик – Сергей Новиков, хормейстер-постановщик – Елена Клиничева.

На пресс-конференции, предварившей генеральную репетицию, Евгений Загот сказал, что в основу музыкальной драматургии «Есенина» положена идея двойственности личности поэта. Главная тема спектакля – борьба Бога и дьявола внутри гения. Эта борьба, бесспорно, идёт в душе каждого из нас, но в душе гения она всегда более проявлена и обострена.

Есенин-творец и Есенин-человек, по мысли Загота, – две совершенно разные личности. Поэтому в музыке мюзикла представлены два основных пласта – мир идеальный, воплощённый в трёх своеобразных ораториях, где звучат гениальные стихи великого русского поэта, и мир «земной», напитанный музыкой пестрой, «рваной», многослойной, которая окружала Есенина в его беспокойный век. И эта современность, земные метания гения отражены в джазовых ритмах, маршах, в музыке кабаре, частушках и пр.

Основу либретто составляют воспоминания и размышления одной из главных женщин в судьбе Сергея Есенина, Галины Бениславской. Это важнейший образ в драматургии спектакля. Её появление открывает и закрывает мюзикл. Все события жизни Есенина, которые разворачиваются перед нами, мы словно видим её глазами, сквозь призму её воспоминаний.


Бениславская: Татьяна Загородняя, Есенин – Дмитрий Рыдаев.

Кто же она, Галина Бениславская? Она не была ни одной из жён поэта, ни его возлюбленной. Она была секретарём, помощником и подругой Есенина, помогавшей ему с публикациями, заключавшей договоры с редакциями, занимавшейся его архивом, делившей с ним свой кров и кусок хлеба. Но главное – Галина была настоящим ангелом-хранителем, поддержкой и опорой Есенина в самые сложные годы его жизни. Она испытывала к поэту страстную, всепоглощающую и абсолютно бескорыстную любовь. Но, как нередко случается и в реальной нашей жизни, Бениславская для Есенина всегда оставалась в тени, будучи для него тем самым «запасным аэродромом», а также оплотом стабильности, которой самому поэту так не хватало. При этом Галина была всегда рядом с Сергеем. Именно она, как никто более из его женщин, посвятила поэту не только свою жизнь, но и свою смерть.

Даже день своей смерти она выбрала так, чтобы число совпало с датой рождения любимого человека (Есенин родился 3 октября), а месяц – с месяцем его ухода (декабрь). Завершив все свои дела, 3 декабря 1926 года Бениславская с шестой попытки застрелилась на могиле Есенина на Ваганьковском кладбище Москвы. Ее похоронили рядом с поэтом. Самоубийством Бениславской заканчивается событийный ряд мюзикла.

После премьеры «Есенина» довелось прочесть немало зрительских комментариев в группах Ростовского музтеатра в соцсетях. Некоторые писали, что именно либретто мюзикла – наиболее уязвимая сторона спектакля, что принцип отбора фактов жизни поэта с целью включить эти факты в либретто мог быть иным. Да, пожалуй, мог быть и иным, но…

Если говорить конкретно о моей позиции, я согласна с известным театральным критиком Людмилой Фрейдлин (газета «Наше время»), поэтому просто позволю себе её процитировать: «…любому человеку с критическим запалом не стОит мысленно ставить свой спектакль, а разумнее вглядеться и вслушаться в то, что происходит на сцене».

Художник-постановщик «Есенина» Сергей Новиков знаком ростовским зрителям по «Цыганскому барону» и «Царской невесте». Он признался, что в процессе работы над «Есениным» провёл собственное расследование, в ходе которого задумался: что же Сергей Есенин видел последним, и понял, что окна гостиницы «Англетер», где оборвалась жизнь поэта, смотрят прямо на Исаакиевский собор. Это окно и стало ключевым символом в решении визуального облика спектакля. В него «подсматривает» молодой советский поэт, путешествующий по Европе и Америке, в него подсматриваем и мы, наблюдая за жизнью Есенина. Окно – это портал между снами и реальностью, между маленьким номером в «Англетере» и большой страной, между жизнью и смертью. На мой взгляд, сценография мюзикла – одна из главных удач спектакля.

На роль педагога-консультанта по вокалу театр пригласил Аллу Куликову – заслуженную артистку РФ, профессора кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории. Специфика пения в мюзикле отличается от оперного и опереточного пения. Солисты РГМТ великолепно справились с такой «перестройкой», вокальная сторона исполнения партий достойна самой высокой похвалы, как и актёрские работы, в чем несомненная заслуга вдумчивого режиссёра-постановщика Анастасии Неговоры.

Когда речь о таком масштабном сценическом полотне, коим стал мюзикл «Есенин», разноречивые толкования – как со стороны зрителей, так и со стороны профессиональных критиков – история неизбежная. Пока прошло лишь три премьерных спектакля, создатели мюзикла абсолютно открыты для диалога. Но уже сегодня можно утверждать, что на сцене любимого театра родился яркий, динамичный, дерзкий и в то же время глубокий философский спектакль, который сказал собственное слово о личности одного из самых гениальных русских поэтов.

                                                                              Наталия Красильникова

                                                                              Фото: Марина Михайлова

3 комментария для “Рай и ад русской души. Премьера мюзикла «Есенин» в Ростовском музыкальном театре”
  1. Посмотрев мюзикл, я наконец понял несколько моментов. Что главное в стихах Есенина было отношение к женщине, к любви как высшему искусству, а потом уже к Родине! Что, если мы “любили, значит, любили и нас”! Что в поэзии он считал главное не рифму и образ, а умение “улыбнуться стихом, снять шляпу, сесть”. Что материалы об убийстве поэта засекретили на 50 лет, а потом продлили, потому, что его современники, те, кто созрел, вырос на его стихах, понял себя, свою душу, выпестовал свою любовь, “они бы вилами пришли заколоть” всех причастных к этому ужасному злодеянию, вместе с людоедским режимом.

    1. При всей трагичности, в этом нет безысходности. Столкнувшись с неизбежностью, надо возвыситься над ней. Жизнь так устроена, что нас ждут утраты, и участь каждого – преодолевать горе и оставаться собой. “Есть в мире сердце, где живу я”, сказал Пушкин. И это главное – оставаться в сердцах миллионов признательных, любящих людей!

Добавить комментарий