Подходит к концу 24-й – предъюбилейный – сезон Ростовского музыкального театра. Все, кто шел с театром рука об руку эти 24 года, с нетерпением ждут юбилейный, 25-й сезон и гадают: какие сюрпризы готовит нам любимый театр, за четверть века ставший для многих из нас главной культурной площадкой любимого города, а для некоторых – главным «местом силы»? Чтобы получить ответы на вопросы, волнующие очень многих зрителей театра, мы встретились с заместителем генерального директора РГМТ, кандидатом искусствоведения, музыковедом Натальей Самоходкиной и попросили ее рассказать, чем знаменателен уходящий сезон и что ждет нас в юбилейном для театра году.
– Театральный сезон 2022-2023 гг. начался бурно: в конце сентября 2022 года мы выступили с творческим отчетом, проходившим в рамках празднования 85-летия Ростовской области, на двух площадках Мариинского театра в Санкт-Петербурге – на Исторической сцене и в Мариинке-2. Это было наше первое выступление на сцене Мариинского театра, и мы показали оперу «Турандот» Дж. Пуччини и балет «Золушка» С. Прокофьева. Такое начало стало для нас мощным импульсом, определившим энергетику всего театрального сезона. Хотя нынешний сезон и предъюбилейный, он получился абсолютно самостоятельным. Достаточно сказать, что количество премьер в этом сезоне у нас было рекордным, – таким, как в первые годы работы театра. Мы выпустили восемь премьер на главной и камерной сценах, а это каждый месяц по премьере! Исключением стали лишь февраль и март этого года. Предстоят еще премьеры балета «Коппелия» (премьера «Коппелии» с огромным успехом прошла на днях! – Н.К.), мюзикла «Брак по-итальянски» на Камерной сцене в мае и оперы «Царская невеста» – в июне.
Кроме того, есть у нас такое понятие, как новые творческие события. К ним мы относим проект «Имена и времена» в Театральной гостиной, фестиваль «Легенды балета», абонементы Камерной сцены, фестиваль «Семь вечеров с Сергеем Рахманиновым», который проходит сейчас; разнообразные концертные программы на Большой, камерной сценах и в фойе Большого зала. Подобных событий за сезон у нас бывает около 80, нередко больше.
– Наталья Вячеславовна, я вижу на сцене довольно много молодых певцов, пополнивших труппу театра. Это выпускники Молодежной оперной программы при театре?
– Не совсем так. В уходящем сезоне в труппу действительно влились мощные молодые силы, но те певцы, которых я назову, приехали в театр по конкурсу из других городов. Каждый из них достаточно активно ввелся в текущий репертуар, а некоторые заняты и в новых постановках. Сопрано Роксана Манвелова окончила Волгоградскую консерваторию, работала там в Царицынской опере и, что для нас очень ценно, по типу голоса и по характеру дарования способна работать как в опере, так и в оперетте. В нашем театре Роксана уже исполнила сложнейшую партию Жанны д’Арк в опере Верди и роли Сильвы в «Сильве» и Ганны Главари в «Веселой вдове». Анастасия Балака обладает легким подвижным голосом, окончила отделение актеров музыкального театра Российской театральной академии. Вы видели ее в главной роли Ассоль на премьере мюзикла «Алые паруса», а также в роли Тони в «Белой акации». Меццо-сопрано Ольга Земскова – тоже выпускница РАТИ 2019 года, сольному пению обучалась у Тамары Синявской. В 2022 году Ольга стала солисткой нашего театра и уже с успехом выступила в роли Кармен! Выпускница Санкт-Петербургской консерватории Елизавета Зарянская тоже пришла в театр в 2022 году и дважды спела Татьяну в «Евгении Онегине». Мужская часть труппы пополнилась двумя отличными баритонами – Андрей Логвинов и Андрей Щербак. Андрей Логвинов окончил Белорусскую академию музыки и поет такие коронные партии, как Фигаро и Онегин. Андрей Щербак – выпускник Петербургской консерватории, постепенно вводится в ведущий репертуар. А если говорить о выпускниках нашей Молодежной оперной программы, многие из них оказались востребованными в разных оперных театрах России, и мы очень этим гордимся. Семен Антаков, студент 5 курса Ростовской консерватории, уже работает в Михайловском театре Петербурга, а Татьяна Загородняя успешно выступает на нашей сцене.
– Часто говорят, что делиться планами – примета не из лучших. И всё же, могли бы вы хотя бы в общих чертах рассказать, чем порадует ростовчан любимый театр в юбилейном сезоне?
– Со времен своей работы завлитом хорошо помню опрос, который мы проводили в группе театра ВКонтакте. Вопрос был «Что вы бы хотели в первую очередь увидеть на сцене нашего театра?» (Забегу вперед и озвучу собственный ответ: «Конечно, обожаемую мной «Аиду» Верди!». – Н.К.)
И должна вам сказать, что на сегодняшний день значительная часть зрительских пожеланий воплощена в жизнь. Это спектакли «Турандот», «Спартак», «Золушка», «Пиковая дама». Но нельзя забывать об одном из важнейших постулатов любого репертуарного театра, – а наш театр является таковым, – мы должны, и мы стремимся брать в репертуар те произведения, которые способны воплотить с помощью собственных творческих сил и ресурсов. Мы раньше думали, что никогда не сможем поставить такой монументальный спектакль, как «Хованщина» М. Мусоргского, с помощью собственных сил. Но жизнь доказала, что не просто смогли, а еще и с огромным успехом показали «Хованщину» на Исторической сцене Большого театра России! Мы очень взвешенно принимаем любое решение, наш театр – один из немногих в России, где еще сохранился художественный совет как главный совещательный орган. Если вернуться к планам на 25-й сезон, он начнется с очень важного события –с гастролей театра в столицу Беларуси Минск. Мы выступим 22 и 23 сентября на сцене Большого театра оперы и балета Беларуси с двумя спектаклями – оперой «Турандот» и балетом «Спартак».
В грядущем сезоне у нас запланированы две мировые премьеры. Названия пока озвучивать не могу по понятным соображениям, но скажу, что это должен быть мюзикл, музыку к которому пишет московский композитор Евгений Загот, и балет, постановку которого осуществит наш главный балетмейстер Иван Кузнецов. Генеральная линия юбилейного сезона, его концепция, пока находится у нас в стадии разработки. Но очень верю, что ваше давнее пожелание – говорю о постановке «Аиды» – будет воплощено в жизнь, ибо мы намерены ставить шедевр Верди в юбилейном сезоне и премьерой «Аиды» закрывать этот сезон. У нас идут переговоры с Большим театром России, и нам бы очень хотелось завершить юбилейный сезон именно на его сцене. А 16 сентября 2024 года исполнится ровно 25 лет со дня открытия нашего театра. Я заглядывала в календарь, это будет понедельник. Но несмотря на то, что понедельник в театре – выходной день, мы решили в день рождения театра провести грандиозный юбилейный гала-концерт. Думаю, артисты против не будут. А что до наших любимых зрителей – они будут однозначно «За»!
Наталья Вячеславовна не ошиблась: мы будем «за». Знаю многих людей, чью жизнь реально изменило появление в нашем городе великолепного музыкального театра.
А четверть века, проведенные нами вместе с театром, дают нам право думать, что не только театр повлиял на наши судьбы, но и мы своей преданностью и активной заинтересованностью в его судьбе способствовали вознесению РГМТ на вершину музыкального Олимпа.
Наталия Красильникова
Фото: Марина Михайлова