Уникальное событие случилось в нашем городе: 17 и 18 ноября в Ростовском музыкальном театре прошла премьера трёх балетов выдающегося русского композитора XX века Игоря Стравинского – «Пульчинелла», «Игра в карты» и «Концертные танцы».
Это первая встреча ростовчан с балетным Стравинским. Идея воплотить на ростовской сцене эти балеты принадлежит главному балетмейстеру Ростовского музыкального театра Ивану Кузнецову.
Для написания либретто каждого из балетов и для их постановки театр пригласил известных столичных хореографов: балет «Концертные танцы» – Александра Сергеева, Санкт-Петербург; «Игра в карты» – Викторию Литвинову (Москва); «Пульчинелла» – Софью Гайдукову и Константина Матулевского (Москва).
Дирижёр-постановщик трех балетов – главный дирижер РГМТ Михаил Грановский, художник-постановщик – Леонид Алексеев (Санкт-Петербург) и художник по свету – Александр Романов (СПб).
Игорь Фёдорович Стравинский – один из крупнейших представителей музыкальной культуры XX века. Его музыку отличает стилистическое многообразие: первый период творчества испытал на себе несомненное влияние русской культурной традиции, стилистика позднейших сочинений композитора выдаёт влияние неоклассицизма.
С создания балета «Пульчинелла» началась самобытная линия неоклассицизма в творчестве Стравинского. На создание «Пульчинеллы» композитора вдохновили кукольные спектакли, которые он смотрел во время путешествия в Неаполь. В балете Стравинский постарался передать особенность комедии dell arte – особого жанра итальянского театра, где актеры выступали в масках и часто импровизировали на сцене. Либретто балета создавалось коллективно всеми участниками постановки – Сергеем Дягилевым, художником Пабло Пикассо и хореографом Леонидом Мясиным. Премьера «Пульчинеллы» состоялась 15 мая 1920 года на сцене парижского театра Гранд Опера. Декорации к балету нарисовал Пабло Пикассо.
По словам хореографов-постановщиков «Пульчинеллы» в Ростовском музыкальном театре Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского, произведения Стравинского ставятся хореографами чаще, нежели балеты Чайковского, несмотря на то, что музыка Стравинского сложнее для танца.
Ростовский спектакль, по признанию балетмейстеров, совсем не похож на балет первого постановщика Леонида Мясина. Персонажи остались прежними, но суть их взаимоотношений, сюжет – совершенно иные.
Главного героя Пульчинеллу постановщики поместили в некую вымышленную Вселенную – красочную, фактурную, словно нарисованную. При этом Пульчинелла остался народным героем: наделенный сверхспособностями, он продолжает свои путешествия и приключения – сквозь пространство и время.
Балет «Игра в карты» в музыкальном плане продолжает стройную линию неоклассицизма в творчестве Стравинского. У балета счастливая театральная судьба. Впервые поставленный в 1937 году на сцене нью-йоркского «Метрополитен-опера» Джорджем Баланчиным, он вошел в репертуар многих театров мира. Страстный почитатель карточной игры, композитор сам написал либретто балета. Согласно сюжету, действующими лицами балета стали карточные фигуры, разыгрывающие партию в покер в «три сдачи», с постепенно нарастающим азартом.
Хореограф-постановщик ростовского спектакля Виктория Литвинова говорит:
Моя «Игра в карты» – про «игру» в жизнь, про Судьбу. По цепочке ассоциаций вспоминаются и шекспировское «Весь мир – театр», и «Что наша жизнь? Игра!» Чайковского. Сюжет своей постановки я перенесла из абстрактного мира в реальность, постаравшись кратко изложить судьбы трёх невероятных, легендарных личностей, так или иначе пересекавшихся с Игорем Стравинским. Так три покерные сдачи превратились в три лаконичных сюжета. Ведь наши герои – словно карты. Их судьбы перемешаны с судьбой композитора – как в колоде…
«Концертные танцы» первоначально сочинялись Стравинским как чисто инструментальное произведение для камерного оркестра. Композитор сам дирижировал премьерой 8 февраля 1942 года. Однако музыка оказалась настолько театральной, что «Танцы» вскоре получили хореографическое воплощение. Джордж Баланчин поставил хореографию для Русского балета Монте-Карло. Премьера балета прошла 10 сентября 1944 года в Нью-Йорк Сити Центре (дирижер Роберт Балабан).
Хореограф-постановщик ростовской версии «Танцев» Александр Сергеев признаётся:
Концертные танцы» для меня – про соревнование. Concerto – от латинского «состязание». Соревнование – солистов между собой, солистов с пятью парами, танцовщиков со сложным ритмом, наконец – соревнование меня с самим собой…Сценографически нам хотелось сделать «гладкое» пространство. Наш замечательный художник-сценограф Леонид Алексеев поддержал мою идею. У нас чистые стены, чистый потолок – ничего не должно мешать восприятию спектакля, живой энергетике, выраженной артистами.
Премьера трёх балетов Игоря Стравинского стала заметным событием в культурной жизни нашего города. Любимый театр, вступив в 25-й, юбилейный, сезон, ещё раз доказал, что ему под силу решение самых сложных, самых дерзких художественных задач. А главное, в театре сегодня есть все ресурсы, чтобы подобные задачи были решены на «ура». Создатели «триады» Стравинского убеждены: музыка этого композитора как нельзя более актуальна в XXI веке, а главное – за почти 25 лет Ростовский музыкальный вырастил своего зрителя, восприятию которого доступны такие сложные театральные полотна.
Наталия Красильникова
Фото: Марина Михайлова