Президент ТПП РФ Сергей Катырин дал интервью телеканалу РБК-ТВ. Его темами стали поддержка бизнеса, председательство России в БРИКС, особенности работы в условиях санкций и другие.        |

— Россия возглавляет рейтинг стран в отношении введённых против неё санкций. По последним данным, количество ограничительных мер превысило 17,5 тысяч. А как бизнес реагирует на такие изменения и адаптируется к ним?

— Со временем бизнес стал приспосабливаться, выстраивать новые цепочки, новые логистические пути, и сейчас особого какого-то внимания на эти санкции — 17 там, 20 тысяч — никто не обращает.

Конечно, это сказалось на нашем внешнеэкономическом обороте. Скрывать не надо: по итогам 10 месяцев 2023 года внешний товарооборот снизился примерно на 15-16 процентов. Но мы переместили его на восток. Сегодня на азиатский регион приходится 70 процентов нашего внешнеторгового оборота. Большая часть наших экономических партнёров — это Большая Азия, это Юг, это Латинская Америка. Мы наращиваем экспорт в Большую Азию, на 10 процентов он вырос, стал занимать 70 процентов от всего объёма. Судя по темпам, которые у нас есть, в том числе с Китаем, да, в общем, практически со всеми странами этого региона, я думаю, что движение в этом ключе будет идти дальше.

— В 2024 году Россия председательствует в деловом совете БРИКС. Какие вопросы стоят на повестке?

— Должен вам сказать, что нам непростое председательство досталось, потому что с 1 января количество новых членов увеличилось до 11. Это шесть новых стран, и, конечно, это достаточно серьёзная работа, чтобы полноценно включить эти шесть стран в работу. Сейчас есть девять рабочих групп. Надо, чтобы новые участники включились в их деятельность, потому что мы всегда консенсусом принимаем решения.

Второе — это то, что появляются новые вызовы, новые проблемы. Не исключено, что будет обсуждаться тематика искусственного интеллекта. Это тема, которая начинает волновать всех, и не только с точки зрения бизнеса, но с точки зрения этики, с точки зрения безопасности. Поэтому во всех аспектах к этому сейчас большое внимание и в нашей стране, и у наших партнёров за рубежом. Я не исключаю, что будет инициатива создания ещё одной рабочей группы, которая будет заниматься темой искусственного интеллекта во всех аспектах этого вопроса.

— И в продолжение темы международного сотрудничества. Какие вопросы приоритетны для развития бизнеса в следующем году?

— У нас сложилась система поддержки бизнеса, она идёт по нескольким направлениям. Первое — это наши представительства, мы сейчас представлены более чем в 40 странах мира. Вторая часть — это наши деловые советы, с бизнесом 78 стран у нас созданы такие деловые советы. Ни один из них не упразднён. Все они остаются в силе, но вся европейская часть, естественно, заморожена, как и Соединённые Штаты Америки, ну и ряд присоединившихся стран. Остальные деловые советы, особенно азиатского и южного направлений, африканские, арабские коллеги, заняты совместной работой с нами. Более того, они сейчас ещё активнее, чем раньше.

Следующее направление сотрудничества, — конечно, наши ближайшие соседи. Это в рамках Евразийского Союза. Мы очень плотно работаем со всеми пятью странами. Сейчас добились того, чтобы кооперационные проекты, которые создаются между нашими странами, получали финансовую поддержку. Евразийская комиссия готова полностью взять на себя оплату процентной ставки, банковской ставки, на проекты, которые включают в себя не менее трёх стран. С 1 января начали работать. Проектный офис создан на базе Российской Торгово-промышленной палаты, и это первый круг, самый ближний для нас, в котором мы достаточно активно работаем.

Второй круг — конечно же, страны СНГ. Наши торговые обороты и в Евразийском Союзе, и в СНГ показывают, что непрерывно идёт рост.

Следующее — это, разумеется, наше объединение, ещё есть ШОС. Есть взаимодействие со странами АСЕАН, с рядом других. Сейчас активно задействуем их с тем, чтобы оказать помощь нашим предпринимателям в создании каких-то совместных предприятий, в создании цепочек поставок, логистики, в решении всех вопросов, которые беспокоят.

Естественно, «ЭКСПОЦентр», который занимается выставками, от 80 до 100 выставок мы проводим на территории «ЭКСПОЦентра». Все до одной проходят с участием зарубежных стран.

— 2024 объявлен президентом Годом семьи. Вы давно занимаетесь развитием семейного бизнеса и говорите о том, что в законодательстве необходимо закрепить понятие «семейный бизнес», создать меры поддержки. Есть ли шанс, что в ближайшее время это будет реализовано на федеральном уровне?

— Мы двигаемся в этом направлении. Активно сотрудничаем с депутатским корпусом, с Министерством экономического развития, с другими ведомствами. Мы сегодня имеем уже в семи регионах законодательство региональное, где закреплено понятие семейного бизнеса и определены меры для поддержки семейных компаний, образованы центры поддержки семейного бизнеса с комплексом услуг для них.

Это серьёзнейший фактор развития экономики любой страны мира. Возьмите, например, фермерские хозяйства. 99 процентов — это семейные компании. Так же, как и частные школы.

В чём проблемы на сегодняшний день, которые мы видим и которые необходимо решать? Первая проблема — дробление бизнеса. Всё время подозревается, когда развиваются семейные компании, что это дробление. Вот есть муж с женой, которые ведут бизнес. Дети хотят какое-то ответвление от него сделать. В контролирующих структурах сразу начинают подозревать, что это дробление.

Есть проблема наследования, очень серьёзная проблема. Часто дети не хотят связывать себя с тем бизнесом, который вели родители. Если не прописано законодательно, как вообще с этим бизнесом обходиться, это часто приводит к чему? Наследование обозначается по частям, есть завод — это отдельный вид собственности, акции — отдельно, паи — отдельно, и так далее. Но так можно вообще разрушить этот бизнес.

Меры поддержки, которые касаются семейного бизнеса. Сейчас по общему законодательству, естественно, семьи действуют. Но в силу ряда обстоятельств можно было бы какие-то вещи прописать конкретно для семейных компаний.

Мы уже несколько раз проводили выставки семейных династий в Государственной Думе. Провели четыре всероссийских форума семейного бизнеса, создали Всероссийский семейный совет, который постоянно работает с регионами. Заседания проводятся на местах, выезжают, обсуждают различные вопросы.

Создан проект «Надежда бизнеса», это для детей, которые в этих семьях растут. Пытаемся их готовить к тому, чтобы они стали в своё время преемниками и могли вести бизнес с молодых лет. Стараемся их к этому готовить.

Сегодня на всех уровнях власти есть понимание, насколько это серьёзно и важно. Надеемся, что будет поддержка. Не могу гарантировать, что уже в этом году, работа непростая, но — дорогу осилит идущий, как говорят наши китайские друзья.

— А как изменилась нагрузка на российский бизнес в части административного давления, налогов, неналоговых платежей?

— Административная нагрузка, конечно, уменьшилась. Процентов на 15 сократилось количество проверок в прошлом году. Мораторий, введённый президентом страны, серьёзно сказался, и решение о его продлении горячо поддержано.

Что касается налогового законодательства, серьёзные шаги сделаны. Вы знаете, что вокруг единого налогового счёта дискуссия была очень жёсткая. Начало было, может быть, не очень впечатляющим, достаточно много критики было. Но надо отдать должное нашей налоговой службе: они приложили титанические усилия с тем, чтобы выправить ситуацию, отработать все критические замечания. Конечно, это упростило администрирование, это упростило работу и для налоговой, и для предпринимателей однозначно. Микропредприятия теперь могут не вести бухгалтерию — за них это всё делает налоговая служба. Индивидуальные предприниматели могут в электронном виде, через личный кабинет оплачивать налоги — это тоже было нововведение. Движение идёт, движение постоянное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *