Ростовский историк, писатель и журналист Сергей Кисин в представлении не нуждается.
Из-под его пера уже вышло более двух десятков интереснейших, очень познавательных и увлекательно написанных книг и монографий о великих государственных деятелях нашей страны, о ярких событиях прошлого.
По мотивам его произведений и при непосредственном участии автора написаны сценарии и сняты два сезона нашумевшего и тепло принятого зрителями телесериала «Ростов-Папа».
Сергей Валерьевич активно и весьма плодотворно трудится в Издательском доме «ЕвроМедиа», привнося в работу творческого коллектива высокую культуру журналистики.
Являясь настоящим знатоком и патриотом родного края, Сергей Кисин всегда ищет и находит связь былых событий, видных людей России с историей Дона и Ростова.
Совсем недавно московское издательство “Центрполиграф” выпустило в свет очередную книгу серии «Новейшие исследования по истории России» – глубокий и достаточно масштабный труд Сергея Кисина «Пётр Столыпин. Последний русский дворянин».
Чем же привлекла автора фигура Петра Аркадьевича Столыпина? Почему именно на этом, безусловно, выдающемся российском государственном муже он остановил своё внимание и принялся за изучение его жизни и деятельности?
На эти вопросы отвечает сам автор новой книги – Сергей Валерьевич Кисин:
– Фраза, сказанная о Столыпине, «последний русский дворянин» принадлежит вдовствовавшей тогда императрице Марии Фёдоровне, матери последнего русского императора, которая была самой верной и последовательной союзницей Петра Аркадьевича. Возможно, самой последней из его союзников.
Я написал несколько книг о великих русских реформаторах, и каждый из них в конце своего жизненного пути, увы, оставался один. Получается, что мои книги об одиночках. Возьмите Петра I, Сталина, Деникина или Николая I. Они все, по большому счёту, были одиночками. Так же сложилась и судьба Петра Столыпина.
Думаю, это не случайно. Любой человек, который затевает и реализует глубокие фундаментальные изменения в жизни общества, в итоге остаётся один. Казалось бы, рядом с ними, вокруг них много народа. Как, например, возле Петра Великого. Но его не понимали, его боялись, притворяясь преданными, и были рады, когда всё закончилось.
То же самое было и со Столыпиным. Он вроде бы пытался собрать вокруг себя единомышленников, сподвижников, а в итоге – ничего. Если посмотреть последние кадры кинохроники с ним, которые были сняты там же, в Киеве, где он вскоре погиб, то можно увидеть колонну высокопоставленных людей, в которой следует царская семья со своим окружением, а Пётр Аркадьевич одиноко стоит поодаль в своём белом мундире. Рядом нет ни охраны, никого. Его тогда уже все сторонились, ведь Столыпин был на грани отставки.
А ведь за те годы, что Пётр Аркадьевич был у власти, он своими реформами коренным образом повлиял на просто фантастические темпы развития Российской империи в этот период. В стране в кратчайшие сроки были модернизированы армия и флот, правительством установлены самые низкие налоги в мире, прирост народонаселения без завоевания дополнительных территорий был немыслимым ранее – 30 млн. человек за 15 лет начала ХХ века, промышленность и торговля росли как на дрожжах. А ведь давно замечено, что зачастую именно удачные реформы и повышение уровня жизни населения дают демографический всплеск.
Многочисленные исследования показывают, что если бы Россия продолжала развиваться такими темпами и дальше, то к середине 20-го века страна стала бы, безусловно, ведущей экономической и политической державой, за которой никому не угнаться. Поэтому и случилась такая спешка с началом Мировой войны. Германский генеральный штаб просто умолял кайзера Вильгельма действовать решительно и незамедлительно, да и «друзья-англичане» очень торопились.
Так почему же всё-таки я взялся за изучение и описание личности Петра Столыпина, ведь трудов на эту тему было выпущено немало?
Во-первых, потому, что это личность глобального, планетарного масштаба. Во-вторых, Столыпин – личность вневременная, ведь и сегодня мы видим множество тех проблем, с которыми он столкнулся. Поэтому я рассчитывал, что книга будет современной, о нас с вами.
Кроме того, в книге дана новая оценка Николая II, иная, чем прежде, трактовка роли Распутина и кадетской партии, другой взгляд на деятельность террористических организаций и тайной полиции, и многое другое.
В книге описана технология подавления Первой русской революции. Ведь на самом деле через военно-полевые суды прошло не такое уж большое число бунтовщиков, а количество приговоров, доведённых до смертной казни, было минимальным. Однако эта довольно гуманная технология сработала настолько эффективно, что спустя два-три года о революции никто и не вспоминал. Чем не повод перенять опыт, не правда ли?
А ещё надо поучиться у Столыпина действовать без союзников и с понимаем того, что во власти приличий (в общечеловеческом понимании этого слова) нет, есть только интересы. И, тем не менее, Пётр Аркадьевич пришёл в этот монастырь со своим уставом и до конца его отстаивал. Он решил остаться приличным человеком и остался.
Даже большевики после гибели Столыпина писали, что на нём нет ни одного тёмного пятна. Конечно, они всячески расписывали пресловутые «столыпинские галстуки», но даже Ленин признавал, что если реформы Столыпина продолжатся, то ни о какой новой революции не может быть и речи.
Именно поэтому все они так радовались этому зверскому покушению на безупречно честного реформатора.
Пётр Аркадьевич Столыпин умудрился стать ненавистным и левым, и правым политиканам, не прогнулся перед ними, и его убили. Более того, он стал невыгоден тому, кого он спас, а именно – Николаю II.
При назначении нового председателя Правительства царь прямо сказал тому: «Вы не должны заслонять мою фигуру самодержца, как это делал Пётр Аркадьевич…». То есть этому новому «святому» не было важно, что будет со страной, лишь бы никто не заслонял его фигуру. Это говорит об уровне этих людей – одного и другого.
Моя книга – это хроникально-документальная биография одного из выдающихся деятелей нашей истории, в которой много прямой речи, цитат. Все источники сегодня доступны, издано множество мемуарной литературы. Факт не может быть уникальным, уникальность в его интерпретации. Вот и в книге изложена моя интерпретация событий, людей, и, конечно же, личности главного героя. Столыпин, на мой взгляд, был истинным славянофилом, поднимавшим страну с колен с упором на собственные силы и наши традиции. А это сегодня чрезвычайно актуально.
Каждая книга – маленький памятник достойному этого человеку, и я посчитал своим долгом внести свой посильный вклад. Особенно приятно писать о людях, которые посвятили всё свою жизнь до донышка нашей стране, которые лично для себя ничего не требовали. Столыпин, к примеру, до государственной службы был достаточно обеспеченным человеком, помещиком. Он мог просто уйти в сторону и наплевать на всё. Однако Пётр Аркадьевич остался на службе, несмотря на угрозы и многочисленные покушения, остался, очевидно, понимая, что его ожидает…
Я писал не тоскливую научную монографию, коих немало, а старался, чтобы книга воспринималась читателями легко и с интересом. А что из этого получилось, судить вам…
Записал Александр Молчанов