31 июля в Москве прошла открытая дискуссия Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике на тему «Государственно-частное партнерство в промышленности: новые пути достижения технологического суверенитета России»
Мероприятие вёл член Совета, управляющий партнер адвокатского бюро «Качкин и Партнёры» Денис Качкин.
Поддержка промышленных предприятий страны является сейчас одним из приоритетных направлений деятельности государства, это стало практически национальной идеей. Чтобы способствовать развитию отечественной промышленности, увеличению объемов выпускаемой и экспортируемой продукции, разрабатываются и совершенствуются существующие меры и инструменты государственной поддержки.
В утвержденной Указом президента РФ от 28 февраля 2024 года Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации отмечается: «В современных внешних условиях научно-технологическое развитие предполагает формирование и реализацию собственной повестки, опирающейся на национальную технологическую базу и направленной на первостепенное обеспечение технологического суверенитета страны».
И здесь важно понимать, что такое технологический суверенитет. Это не замещение импорта, и не технологическое лидерство в чистом виде ными словами, а именно создание, разработка отечественной технологической базы, внедрение новых технологий, технологическое обновление, независимые от внешних, создаваемых вне страны технологий. Обеспечение технологического суверенитета предполагает создание – разработку и внедрение собственных технологий для устранения критической (сильной) зависимости от иностранных государств. Оно происходит за счет разработки и внедрения отечественных технологий того же и даже лучшего класса по конкретным отраслям — в данном случае речь идёт о промышленности.
Изменения постепенно, поэтапно, но происходят. В частности, открытая дискуссия в ТПП РФ приурочена к принятию закона, которым:
- установлена возможность заключать соглашения о государственно-частном партнерстве в отношении реконструкции промышленных объектов, которые находятся в частной собственности и создания промышленных объектов, которые находятся на ЗУ в частной собственности;
- определены формы финансового участия публичного партнера, близкие с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Как считает председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза, изменения в законодательстве дадут возможность эффективнее задействовать имеющиеся меры поддержки для промышленности. Это самым положительным образом скажется на обеспечении технологического суверенитета страны.
С обзором изменений действующего законодательства в части вовлечения частных промышленных объектов в федеральную проектную повестку выступил начальник отдела развития ГЧП Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Министерства экономического развития РФ Виктор Чудов.
Руководитель направления проектного финансирования практики по ГЧП и инфраструктуре адвокатского бюро «Качкин и Партнёры» Игорь Поляков рассказал о действующих механизмах государственной поддержки в сфере промышленности и их соотношение с инструментами ГЧП. Действующие механизмы — СПИК, СЗПК, КППК, субсидирование НИОКР, КИП, промышленная ипотека.
Директор бизнес-блока Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Жанна Панина проинформировала об инструментах ГЧП в линейке механизмов предоставления финансирования ВЭБ.РФ:
-Уже решено, что ВЭБ.РФ станет финансовым партнёром по проектам государственно-частного партнерства (ГЧП) в промышленности. Новые инструменты поддержки позволят создать новые производства в таких отраслях промышленности, как микроэлектроника, станкостроение, химическая промышленность, наладить выпуск наиболее востребованной промышленной продукции. Изменения в закон о ГЧП дадут возможность реализовать стратегически значимые капиталоемкие инвестиционные проекты при недостаточности обеспечения по кредитам и высоких рисках. Особенно важное, ключевое изменение — обеспечение возможности заключения ГЧП-соглашений на объекты, находящиеся в частной собственности (земельные участки, объекты недвижимости). Новый инструмент позволит также обеспечить модернизацию существующих производственных мощностей.
Управляющий директор, руководитель центра ГЧП ПАО «Сбербанк» Анна Багинская сообщила о формах финансовой поддержки в рамках механизма ГЧП в промышленности. Она отметила, что возможности обеспечения минимального гарантированного дохода для участников программ станут шире.
Вице-президент АО «Газпромбанк» Алексей Перепелкин рассказал о том, как избежать рисков при достижении окупаемости проектов в рамках реализации соглашений о ГЧП.
На заседании присутствовал заместитель губернатора Челябинской области Иван Куцевляк. Он отметил важность поддержки федеральных промышленных проектов в рамках инструмента ГЧП, а также предложил механизм по реализации концессионных соглашений для обеспечения производств индустриальной инфраструктурой.
Заместитель директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России Сергей Клейменов выделил возможные сценарии доработки закона и сообщил о наработках министерства в этой части.
Управляющий партнер компании You & Partners Евгения Зусман отметила, что сохранение права частной собственности на объект в первую очередь связано с величиной затрат:
– Объём финансирования реконструкции или строительства объекта соглашения о ГЧП должен составлять не менее 10 миллиардов рублей. Та траектория доработки ГЧП-законодательства, которая наметилась сейчас, в будущем потребует усилий по гармонизации законодательства, так как в настоящее время в рамках одного закона создаются различные правовые режимы для заключения соглашений в различных сферах. Закрепление форм финансового участия публичного партнера в виде капитального гранта, платы публичного партнера и минимального гарантированного дохода создает более прозрачный и понятный механизм финансирования для участников СГЧП/СМЧП по аналогии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Управляющий партнер Фонда «Женщины России» Алексей Хижняк высказал такое мнение:
– Совместно с коллегами из министерства экономического развития, Минпромторга России, ВЭБ.РФ и крупнейшими банками участвующими в проектном финансировании бизнеса мы сегодня посмотрели на то, какие механизмы поддержки уже существуют, как они работают, насколько эффективны в текущих условиях, а также как имплементировать новые способы государственно – частного партнёрства, заложенные как в профильном законе, так и в законе о технологической политике Российской Федерации в текущую стратегию развития бизнеса. Речь шла о донастройке нормативных механизмов: например, как при пороге финансирования проектов на 10 млрд и более, могут себе позволить только крупнейшие игроки рынка, так и по доступности этих преференций. В нынешней реальности в первую очередь точками роста становятся проекты на местах, в наших регионах, поэтому ГЧП-проекты необходимо поддерживать именно на этом уровне, сосредоточив внимание государства на комплексном развитии субъектов.
В дискуссии также участвовали сопредседатель Инвестиционного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве, член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Сурен Варданян, президент Ассоциации «Станкоинструмент» Георгий Самодуров. Все собравшиеся сошлись во мнении, что необходимо продолжать совершенствования механизмов ГЧП и концессии.
На первом этапе механизмы ГЧП в промышленности будут применены только для проектов федерального уровня, соответствующих критериям проектов технологического суверенитета.
Наталья Венценосцева.