Борьба государства с контрафактом и некачественной продукцией — общемировая практика. В России в 2018 году для этого создали государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров Честный знак. Она позволяет мониторить весь процесс движения товара — от производителя до покупателя. Ее курируют Минпромторг и Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Система маркировки Честный знак собирает подробную информацию о товаре, а также может показать, кто и на каком этапе допустил нарушение. Это полезно всем участникам рынка и позволяет: покупателю — быстро проверить подлинность и качество товара; добросовестному продавцу — уменьшить конкуренцию со стороны компаний, которые занимаются контрафактом, а также проследить продажи своего товара; государству — повысить налоговые платежи, обелив рынок, и обеспечить своим гражданам качество товаров.

Как устроен процесс маркировки

Закон о маркировке касается всех участников оборота товаров: производителей, импортеров, оптовиков и розничных продавцов. Процесс начинается с того, что все они регистрируются в Честном знаке — для этого нужно заключить договор в личном кабинете.

Производители и импортеры заказывают в Честном знаке коды маркировки в формате Data Matrix, наносят их на продукцию и передают информацию об этом обратно в систему мониторинга. А затем направляют контрагентам универсальный передаточный документ (УПД) с этими кодами. Далее товары с этими кодами следуют через оптовую и розничную сеть к конечному потребителю. Таким образом система отслеживает путь товара.

Розничные продавцы принимают маркированные товары по УПД, а затем выводят коды маркировки из оборота при продажах на кассе и передают данные в Честный знак. Также вывести их из оборота могут другие участники: для списания товара при его утрате, конфискации, истечении срока годности и другим причинам.

Какие товары уже маркируют

Список маркируемых товарных обширен пиво, в том числе безалкогольное, слабоалкогольные и алкогольные напитки, а также товары легкой промышленности.

Ещё в списке –  икра осетровых и лососевых рыб, БАДы и антисептики, молочные продукты крестьянско-фермерские хозяйств. Список можно продолжать долго – в нём и пищевые растительные масла, и рыбные консервы. Не забыли и братьев наших меньших – обязательной маркировке подлежат ветеринарные препараты и корма для животных.

А о том, как всё это работает, говорили московском офисе РИА «Новости»

Темой состоявшегося там круглого стола была «Борьба с контрафактом. Итоги 2024 года. Роль государственной системы маркировки». В мероприятии участвовали : руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Алла Самойлова; директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли РФ Владислав Заславский; руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности Юрий Зубов; руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Антон Шалаев; заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации Максим Залазаев; начальник Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Олег Прусаков; член Комитета Государственной Думы Российской Федерации по бюджету и налогам, президент Международной ассоциации “Антиконтрафакт” Владислав Резник; член Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Артур Таймазов; заместитель руководителя Автономной некоммерческой организации “Российская система качества” Ольга Шанаева.

Модерировал дискуссию  заместитель председателя комитета по экономической политике Государственной Думы Российской Федерации Артём Кирьянов.

О чём говорили?

Оказывается, 61% россиян сталкиваются с контрафактом один-два раза в год. Об этом рассказал член комитета Госдумы по бюджету и налогам, президент Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Владислав Резник. По его словам, сообщения от граждан на горячую линию «Контрафакт» в течение нескольких последних месяцев поступали ежедневно:

– Наиболее активны жители Центрального, Приволжского, Северо-Западного федеральных округов (от них поступило 67% обращений). Немногим менее часто сообщения поступают от Сибирского, Уральского, Южного округов (на них приходится 31%)».

Как отметил Владислав Резник, наибольшее количество сообщений касалось табачной продукции, икры и алкоголя:

– В данном случае мог сыграть роль фактор Нового года и подготовки праздничных столов. На это указывает и динамика количества обращений, которая к Новому году заметно увеличилась.

Чаще всего, по его словам, граждане обращаются на горячую линию по следующим категориям товаров: продуктам питания, обуви, одежде, парфюмерии и косметике, бытовой химии, автозапчастям, медицинским изделиям и детским игрушкам:

– Половина обратившихся при определении контрафакта полагается на свое понимание качества приобретённой продукции, но достаточно заметно увеличилось количество потребителей, которые ориентируются на наличие определенных марок и кодов. 61% граждан сообщили, что встречают контрафакт один-два раза в год. При этом четверть заявителей уверены, что встречают контрафакт еженедельно и даже чаще. Как показывает анализ динамики таких сообщений, их удельный вес имеет тенденцию к расширению. Более трети обратившихся (37%) считают, что получают недостаточно информации в СМИ по контрафакту. Ближе к концу года чаще в сообщениях граждан стали встречаться обычные магазины как места распространения контрафакта. До этого в этом качестве в основном фигурировали маркетплейсы. Еще один важный момент: если в начале работы горячей линии, обратившиеся были склонны считать, что контрафактная продукция поступает к нам преимущественно из-за границы, то сейчас половина указывает, что производство контрафактной продукции локализовано на территории РФ.

Владислав Резник подчеркнул, что, анализируя полученные данные, следует учитывать уже достигнутые результаты по «обелению» различных сегментов рынка:

– Так, маркировка очистила рынок растительного масла на 32%, рынок воды – более чем на 40%, безалкогольных напитков – на 25%, рынок одежды и текстиля «обелился» на 33%. Российские производители БАДов увеличили свое присутствие на рынке вдвое.

По его словам, контрафакт и фальсификат поражает любые виды товаров, вне зависимости от меры их социальной значимости:

– Достаточно часто это весьма чувствительные для общества сегменты. Например, детские игрушки, в которых контрафакт составляет 1/3 рынка. На рынке строительных материалов доля подделок достигает 30% от общего объема, фальсификат цемента оценивается в 25%. Это по данным профильных ассоциаций. В результате ДТП в год гибнет более 10 тысяч человек. По оценкам специалистов, некачественные запчасти играют в этом не последнюю роль: доля контрафакта в этой сфере составляет более 1/3.

Честный знак – хранитель здоровья

Еще одна участница круглого стола, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Алла Самойлова, рассказала о контрафактной и фальсифицированной медицинской продукции:

– На сегодняшний день одной из важнейших задач Росздравнадзора является мониторинг продажи лекарственных препаратов в сети Интернет. Наша задача – своевременно выявить продажу несанкционированных медицинских изделий или лекарственных препаратов и произвести блокировку недобросовестных сайтов. На сегодняшний день уже была проанализирована работа 140 тысяч сайтов и заблокировано более 94 тысяч интернет-ресурсов.  Благодаря тем исследованиям, которые мы проводим в наших лабораториях (это выборочный контроль лекарственных препаратов), мы, выявляя недоброкачественные лекарственные препараты, благодаря системе маркировки, которая работает с 2020 года, можем сразу приостановить движение этих лекарственных препаратов. Так, в 2024 году было пресечено обращение порядка 230 серий недоброкачественных лекарственных препаратов. А каждая серия – это, как правило, более одной тысячи единиц упаковок лекарственных препаратов.

Алла Самойлова упомянула, что благодаря пациентам, которые находили недоброкачественные лекарственные препараты и с помощью системы Честный знак сообщали об этом, Росздравнадзор выходил на контрольные мероприятия, и пресекал непосредственно оборот таких препаратов.

Если говорить о медицинских изделиях, то, по её словам, в 2024 году Росздравнадзором совместно с МВД РФ было проведено более 300 мероприятий, по результатам которых было выявлено более 8,5 млн. штук недоброкачественных, фальсифицированных, контрафактных медицинских изделий.

– 12 видов медицинских изделий уже маркируются обязательно. А с 1 сентября прошлого года проходит эксперимент по ещё маркировке девяти видов. Дальнейшей перспективой в обращении медицинских изделий, в особенности высокотехнологичного оборудования и продукции массового потребления, конечно же, должно стать введение обязательной маркировки всех медицинских изделий средствами идентификации и создание информационной системы, позволяющей идентифицировать единицу изделия по информации, которая будет заложена в эту маркировку, – добавила Самойлова.

Всем выйти из тени!

По мере того, как маркировка обеляет отрасли, легальные компании увеличивают свою долю рынка за счет сокращения серой зоны. Кроме того, за счёт данных системы маркировки они могут лучше управлять своим бизнесом. Все это приводит к росту дополнительных доходов как бизнес-сообщества, так и бюджета, рассказал директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Владислав Заславский.

– Мы сейчас занимаемся по поручению правительства установлением показателей эффективности системы маркировки и использования органами власти данными из системы для надзорной деятельности. Один из показателей – фискальный эффект. По состоянию на конец 2024 года с момента внедрения маркировки он составил более чем 900 млрд. рублей, в том числе: по табачной продукции – более 410 млрд. рублей; в одежде и обуви – 140 млрд рублей; в молочке – 120 млрд. рублей, рассказал Владислав Заславский.

Причём, если раньше система маркировки взаимодействовала с 16 органами власти, то уже в ближайшее время мы увидим интеграцию с 21 органом и 89 субъектами РФ.

– Мы занимаемся интеграцией маркировки с другими системами – Россельхознадзора, РАТК и Роснедр. С Росрыболовством планируется тройная интеграция – система ведомства будет считать объём выловленной рыбы, система ВетИС – проводить сверку сырья, а маркировка – считать объём готовой продукции. Также планируется интеграция с ФГИС «Зерно» в части контроля за пивом – рассказал Заславский.

А ещё Минпромторг планирует внедрить автоматические штрафы.

– Есть небольшое нарушение – получил автопредостережение. Ещё одно небольшое – штраф. Ну и накопление, соответственно, идёт! И так мы вынудим участника оборота товара соблюдать требования законодательства и не допускать эти нарушения, – пояснил Заславский.

По его словам, сначала участникам оборота, у которых есть признаки нарушения, будут направляться предостережения. Для тех, кто проигнорирует предостережения, буду начисляться автоматические штрафы за продажу просрочки, товаров с нарушением в ценах и за торговлю без регистрации в Честном знаке.

– Автоштрафы в дополнение к индикаторам риска, разрешительному режиму на кассе, позволят реализовать автоматизированный контроль, и соблюдение обязательных требований без проведения классических проверок. Никаких контрольно-надзорных мероприятий проводиться не будет. Все это система отсечёт и не допустит доведения до потребителя, и полностью в автоматическом режиме, – добавил Заславский.

…Тема борьбы с контрафактом столь объёмна и важна, что её обсуждение заняло на состоявшемся 21 января мероприятии несколько часов. И в рамки одной статьи вместить всю нужную для читателей информацию просто невозможно. Поэтому наше издание скоро вернётся к освещению этой проблемы.

Иван Романов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *