Уважаемые коллеги!
Информируем Вас о том, что в адрес Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володина и Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко направлено письмо, в котором отмечаются негативные последствия для российского микробизнеса в связи с предложением снизить предельный размер дохода для плательщиков УСН с 60 до 10 млн. рублей с целью уплаты НДС.
Письмо подписано Президентом РСПП А.Н. Шохиным, Президентом ТПП РФ С.Н. Катыриным, Президентом ОПОРЫ РОССИИ А.С. Калининым и Генеральным директором АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» А.И.Исаевичем.
В письме говорится:
— В настоящее время в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации внесены законопроекты № 1026181-8 «О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» и № 1026190-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие существенное увеличение налоговой нагрузки на субъектов MCП.
Не оспаривая безусловную необходимость увеличения доходов федерального бюджета в связи с обеспечением обороны и безопасности государства, следует отметить крайне негативные последствия для российского микробизнеса в связи с предлагаемым снижением с 60 до 10 млн. рублей предельного размера дохода для плательщиков УCH в целях уплаты НДС.
Предлагаемое повышение налогов увеличит финансовую нагрузку для более чем 700 тыс. предпринимателей (каждого 10-гo предпринимателя в стране).
В настоящее время сектор MCП уже испытывает существенную нагрузку и рост издержек в связи с высокими ставками по кредитам, удорожанием сырья и комплектующих, а также снижением потребительского спроса.
В целях выявления возможных действий предпринимателей в краткосрочной и среднесрочной перспективе было проведено анкетирование более 11 тыс. предпринимателей с целью оценить влияние налоговых новаций на развитие микробизнеса.
О повышении цен на продукцию и услуги говорят 73,6 % опрошенных предпринимателей. Наибольшая доля предпринимателей (27,1 %) заявляет о планах существенного повышения цен — на 20 % и более. Доля тех, кто планирует повышать цены незначительно (до 5 %), невелика — всего 12,1 %. При этом велика доля пессимистически настроенных предпринимателей, планирующих закрыть бизнес и уйти в найм — 30,9%. В наибольшей степени это характерно для предпринимателей Дальнего Востока. О планах по сокращению персонала заявил каждый четвертый предприниматель — 24,9 %. Об уходе в «тень» и планах по использованию схем налоговой оптимизации говорят 29,7 % респондентов.
Существенное изменение системы налогообложения без плавного переходного периода для субъектов MCП повлечёт за собой значительные и непредвиденные расходы, связанные с приобретением и установкой предпринимателями программного обеспечения, оплатой услуг бухгалтерского и налогового учета. Многие компании будут вынуждены заложить данные расходы в стоимость своей продукции и услуг, что приведет к сокращению покупательской способности и росту цен.
MCП потеряют конкурентные позиции на рынке, что снизит объем выручки и закономерно сократит налоговые поступления в бюджет. По нашим оценкам, дополнительные издержки на привлечение бухгалтера-специалиста по НДС составят от 40 — 50 тыс. руб. в месяц, тем самым совокупные издержки предпринимателей на бухгалтерские услуги составят порядка 250 — 420 млрд. руб. в год. Более того ведением бухгалтерского и налогового учета плательщиков УCH, как правило, занимаются банки (охват — 90% компаний), которые разработали и внедрили цифровые программы ведения учета и сдачи отчетности по минимальным тарифам (до 5 000 в месяц). При введении НДС банки осуществлять эту деятельность уже не смогут, а быстро привлечь на рынок десятки тысяч бухгалтеров проблематично.
Необходимо заметить, что одновременно с изменением критериев по применению УCH, отменяются льготы по страховым взносам, реформируется патентная система налогообложения, что еще больше окажет негативное влияние на микробизнес. Исходя из этого есть риск недополучения доходов бюджетов субъектов Российской федерации по УCH, являющемуся бюджетообразующим для ряда регионов.
После введения санкций малый бизнес принял активное участие в обеспечении технологического суверенитета страны, разработке новых технологий и создании отечественных брендов, формировании производственных цепочек с крупными частными компаниями и компаниями с государственным участием.
Малый бизнес работает и предоставляет возможность приобрести продукты и товары первой необходимости в сельской местности и малых городах, где практически не представлены торговые сети, при этом в 2025 г. в отдаленных сельских местностях уже стали закрываться магазины из системы потребительской кооперации и аптеки. По данным Центросоюза России из 23 тыс. магазинов потребительской кооперации планируются к закрытию 14 тыс., поскольку введение НДС делает часть небольших магазинов в системе потребительской кооперации убыточными.
По данным банков, входящих в перечень системно значимых кредитных организаций, уровень одобрения кредитов субъектам MCП снизился с 40% до 10% в связи с их неудовлетворительным финансовым положением. Так, в I -м полугодии 2025 года объм кредитов MCП сократился на 21% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а доля необслуживаемых кредитов с просрочкой платежей более 30 дней (NPL30+) увеличилась за год в два раза (до 15,4%).
По данным Банка России объем просроченных платежей за год вырос на 17,9% (с 635 до 749 млрд руб.). При этом в отношении кредитов, предоставленных ИП, наблюдается 2-кратный рост просроченной задолженности (с 64 до 123 млрд руб.). Частота дефолтов субъектов MCП за последний год увеличилась в 1,5 раза (до 8,1%), количество дефолтных заемщиков увеличилось в 2 раза (с 33 046 до 64 874).
Кроме того, по данным ФАС России, растет количество несостоявшихся процедур в сфере корпоративных закупок (на 13 % по количеству и на 33,6 % по стоимости), в том числе в связи с невозможностью исполнения предпринимателями договоров по заявленной цене. При этом одновременно нарастают негативные тенденции задержки заказчиками платежей по исполненным предпринимателями договорам (более 7,5 млрд руб.).
На основании вышеизложенного, в целях недопущения неблагоприятных социально-экономических последствий, просим рассмотреть возможность:
