В ТПП Ростовской области на круглом столе «Финансовые инструменты и ключевые меры поддержки для промышленных предприятий Ростовской области» начальник управления инвестиций и инноваций ТПП РО Валерий Сергеевич Королёв рассказал о разработке проектов по повышению уровня технологического уровня предприятий страны.
В интервью для нашего издания Валерий Сергеевич подробно осветил проблему.
В ТПП Ростовской области на круглом столе «Финансовые инструменты и ключевые меры поддержки для промышленных предприятий Ростовской области» начальник управления инвестиций и инноваций ТПП РО Валерий Сергеевич Королёв рассказал о разработке проектов по повышению уровня технологического уровня предприятий страны.
В интервью для нашего издания Валерий Сергеевич подробно осветил проблему.
– Валерий Сергеевич, недавно на одном из комитетов ТПП Вы упоминали о ряде инициатив. Начнём с инициативы о проекте повышения технологического уровня предприятий.
– Это достаточно системная проблема, поэтому для того чтобы понять откуда она выросла, необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию за последние годы в деятельности малых производственных предприятий. Так исторически сложилось, что крупные и средние предприятия и государственные холдинги в последние два десятилетия ориентировались в основном на технические инженерные решения иностранных производителей, уже подготовленные и апробированные. Соответственно, высокотехнологические проблемы решались в основном на основе зарубежных технологий и продуктов.
Это привело к тому, что развитие самих малых производственных ступеней в основе своей было затруднительно в силу ограниченного спроса на сложные продукты, на нетривиальные инженерные решения.
Без этого трудно в целом было говорить о повышении уровня технологической готовности предприятий к серьезным решениям.
Понятно, что у нас есть малые предприятия, очень высокотехнологичные, очень продвинутые и услуги которых востребованы и у крупных, и у транснациональных компаний.
Поэтому мы сегодня говорим не о отдельных звездочках, которые есть, и слава богу, что они у нас есть, а мы говорим о средней массе малых производственных предприятий. Они находятся сейчас в сложной, не совсем чистой конкурентной борьбе с высокотехнологичными западными компаниями и с демпинговым режимом восточных компаний, которые на российский рынок заходят с средне- или низкотехнологичной продукцией, но с высоким дисконтом и с демпингом. А это т потребовало от российских малых производственных компаний максимально снизить издержки.
И издержки в основном снижались за счет приобретения бэушного оборудования, без привлечения высокотехнологичных разработок научного сектора, сокращения собственных исследовательских работ.И это всё давило на этот самый средний технологический уровень. Поэтому затем, когда потребовалось представить проекты для развития технологического суверенитета, не все компании оказались к этому готовы. Не готовы именно с точки зрения организации производства, с точки зрения технологий, компетенций и так далее.
То есть системные проблемы технологического уровня однозначно сегодня являются тормозом для решения национальных задач по технологическому суверенитету и тем более по технологическому лидеру.
Соответственно, необходимо также системно посмотреть: а что может государство, в совместной работе с бизнесом, с этой большой проблемой сделать?
Слава Богу, у нас есть определённый пример удачного участия государства в повышении уровня компетенций среднего бизнеса, малого среднего бизнеса. Я имею ввиду национальный проект повышения производительности труда.
В ходе его реализации были созданы команды, федеральные и региональные центры компетенции, были созданы соответствующие меры поддержки, заложены в бюджет соответствующие ресурсы и больше 6000 предприятий получили системную, глубокую поддержку со стороны государства и смогли целый ряд проблем решить с точки зрения бережливого производства, сокращения издержек, избыточных и дублированных производственных процессов, и так далее.Задача повышения технологического уровня шире, чем просто бережливое производство и сокращение издержек на определенном производственном участке или
части предприятий. Здесь нужно прежде всего правильно сформулировать необходимую программу повышения технологического уровня, правильно организовать её реализацию. Для этого нужно синтегрировать компетенции и построить вертикаль взаимодействия рот федерального до низового уровня соответствующих специалистов, способных и понимать, что такое технологический уровень, и правильно, на основе разработанных методических рекомендаций, помочь предприятиям, в формировании такой программы.
Эта программа включает в себя и повышение организационного уровня , повышение уровня компетенции через обучение.
Прежде всего, конечно, это повышение самого уровня технологическо-производственной базы. Соответственно нужно провести некую диагностику малых производственных компаний. Необходимо о разработать критерии, государство может вместе с бизнес-объединениями эту работу, сформировав некий федеральный проект, совместно осуществлять в течение какого-то времени 5 или 7 лет. Сам процесс этой работы уже позволит целому ряду предприятий подняться в своем развитии и сформировать свою стратегию развития.
Понятно, что государство поможет только частью каких-то ресурсов. Нужно эти ресурсы в основном выявить внутри предприятия, привлечь партнёров, возможно, здесь появится новый формат субсидиарного, солидарного формата кооперации с крупного и малого бизнеса.
Тут еще практически нет никаких готовых решений, над ними нужно работать.
Например, возможен вариант, когда внутри бизнеса выстраиваются устойчивые долгосрочные цепочки, можно в качестве примеров назвать кластерные цепочки. Или могут быть иные форматы взаимодействия, но это все нужно прописывать в системном документе. Таким документом может быть федеральный проект и инициатива, которая была озвучена на комитете по промышленности торгово-промышленной палаты Ростовской области. Она сформулирована, решение это направлено и в Палату Российскую, в Государственную Думу, в профильные комитеты, в рабочие группы и комиссии Государственного Совета, в Минпромторг России, в Академию наук.
Думаю, что если публичное обсуждение этих предложений начнется хотя бы в одном из этих сегментов, уже будет наша миссия в какой-то степени выполнена.
Мы сами, конечно, готовим и исходные документы в виде соответствующих методических рекомендаций и проектов постановления правительства и неких критериев отбора для работы с потенциальными малыми предприятиями.
Но в одиночку эту работу поднять невозможно, поэтому призыв к системной работе по уровням федеральной и региональной, по отраслям, по участникам. Власть, бизнес, предпринимательские общественные объединения должны выработать совместно согласованную позицию по поводу этой инициативы.
– То есть вы хотите сказать, что государство должно системно отнестись к этому вопросу?
– Государство должно относиться к любым значимым проблемам системно. Если такого подхода не применяется, то либо решения будут неэффективными, либо затраты будут избыточными по поводу получения того или иного желаемого результата. И то, и другое неприемлемо в наших сегодняшних условиях.
Должны быть точно выверенные и оптимальным образом реализованные задачи, которые бы привели к достижению тех национальных целей, которые сегодня обозначены нами в программных стратегических документах.
-Валерий Сергеевич, не могли бы Вы рассказать об инициативе двухфокусной стратегии развития Ростовской области?
– Сегодня в государстве очень активно развивается деятельность по разработке стратегических документов. Как в рамках отраслевых сегментов развития промышленности, стратегии научно-технологического развития или стратегии территориального развития, если говорить о региональном уровне.
Соответствующая стратегия есть в Ростовской области. Она которая предусматривает полюса роста: ключевой, это Ростовская агломерация, и 7 или 8 полюсов в соответствующих районных центрах, к которым некоторые территории пространства и, соответственно, экономическое развитие сконцентрировано на этих полюсах.
Это все действительно логично, но в случае нашей Ростовской области мы – Торгово- промышленная палата области, эксперты рабочей группы по промышленной кооперации ТПП России – предлагали так называемую двухфокусную модель, при которой два ключевых
фокуса: Ростовская агломерация и Волгодонская агломерация взаимно дополняют
и взаимно уравновешивают друга с тем, чтобы можно было говорить о максимально полном подходе к комплексному развитию
А концентрация в восточной части, вокруг Волгодонска определенных экономически сильных хозяйствующих субъектов, бизнес-единиц, отраслевых комплексов, создание полноценного промышленно-технологического фокуса в этой агломерации даст стимул развитию восточных территории, без которого развитие Ростовской области в определенной степени может стать однобоким.
Обсуждение этого варианта стратегии, конечно, необходимо вести публично, с привлечением бизнес-объединений, самих предприятий, институтов гражданского обществ, органов власти. И если эта инициатива покажется привлекательной, и соответственно будет организовано публичное обсуждение, то Торгово-промышленная палата примет активное участие, предложив уже конкретные подходы и соответствующие проекты, которые могли быть реализованы не только в рамках территориального развития области, но и связывая это комплексное развитие в целом с стратегией развития Российской Федерации.
Тем более что скоро будет разработан целый ряд так называемых мастер-планов развития крупных городов. Есть надежда, что для Волгодонска такой план тоже будет разработан, и может стать основой для формирования этой двухфокусной модели.
Это не исключает поддержки развития других полюсов роста, которые прописаны стратегией, но две ключевые точки должны быть наиболее ярко вычленены и получить развитие в рамках стратегических документов.