В ТПП Ростовской области на круглом столе «Финансовые инструменты и ключевые меры поддержки для промышленных предприятий Ростовской области» начальник управления инвестиций и инноваций ТПП РО Валерий Сергеевич Королёв рассказал о разработке проектов по повышению уровня технологического уровня предприятий страны.

В интервью для нашего издания Валерий Сергеевич подробно осветил проблему.
В ТПП Ростовской области на круглом столе «Финансовые инструменты и ключевые меры поддержки для промышленных предприятий Ростовской области» начальник управления инвестиций и инноваций ТПП РО Валерий Сергеевич Королёв рассказал о разработке проектов по повышению уровня технологического уровня предприятий страны.

В интервью для нашего издания Валерий Сергеевич подробно осветил проблему.

– Валерий Сергеевич, недавно на одном из комитетов ТПП Вы упоминали о ряде инициатив. Начнём с инициативы о проекте повышения технологического уровня предприятий.

– Это достаточно системная проблема, поэтому для того чтобы понять откуда она выросла, необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию за последние годы в деятельности малых производственных предприятий. Так исторически сложилось, что крупные и средние предприятия и государственные холдинги в последние два десятилетия ориентировались в основном на технические инженерные решения иностранных производителей, уже подготовленные и апробированные.  Соответственно, высокотехнологические проблемы решались в основном на основе зарубежных технологий и продуктов.

Это привело к тому, что развитие самих малых производственных ступеней в основе своей было затруднительно в силу ограниченного спроса на сложные продукты, на нетривиальные инженерные решения.
Без этого трудно в целом было говорить о повышении уровня технологической готовности предприятий к серьезным решениям.
Понятно, что у нас есть малые предприятия, очень высокотехнологичные, очень продвинутые и услуги которых востребованы и у крупных, и у транснациональных компаний.
Поэтому мы сегодня говорим не о отдельных звездочках, которые есть, и слава богу, что они у нас есть, а мы говорим о средней массе малых производственных предприятий. Они находятся сейчас в сложной, не совсем  чистой конкурентной борьбе с высокотехнологичными западными компаниями и с демпинговым режимом восточных компаний, которые на российский рынок заходят с средне- или низкотехнологичной продукцией, но с высоким дисконтом и с демпингом. А это т потребовало от российских малых производственных компаний максимально снизить издержки.
И издержки в основном снижались за счет приобретения бэушного оборудования, без привлечения  высокотехнологичных разработок научного сектора, сокращения собственных исследовательских работ.

И это всё давило на этот самый средний технологический уровень. Поэтому затем, когда потребовалось представить проекты для развития  технологического суверенитета, не все компании оказались к этому готовы. Не готовы именно с точки зрения организации производства, с точки зрения технологий, компетенций и так далее.
То есть системные проблемы технологического уровня однозначно сегодня являются тормозом для решения национальных задач по технологическому суверенитету и тем более по технологическому лидеру.
Соответственно, необходимо также системно посмотреть: а что может государство, в совместной работе с бизнесом, с этой большой проблемой сделать?
Слава Богу, у нас есть определённый пример удачного участия государства в повышении уровня компетенций среднего бизнеса, малого среднего бизнеса. Я имею ввиду национальный проект повышения производительности труда.
В ходе его реализации были созданы команды, федеральные и региональные центры компетенции, были созданы соответствующие меры поддержки, заложены в бюджет соответствующие ресурсы и больше 6000 предприятий получили системную, глубокую поддержку со стороны государства и смогли целый ряд проблем решить с точки зрения бережливого производства, сокращения издержек, избыточных и дублированных производственных процессов, и так далее.Задача повышения технологического уровня шире, чем просто бережливое производство и сокращение издержек на определенном производственном участке или
части предприятий. Здесь нужно прежде всего правильно сформулировать необходимую программу повышения технологического уровня, правильно организовать её реализацию. Для этого нужно синтегрировать компетенции и построить вертикаль взаимодействия рот федерального до низового уровня соответствующих специалистов, способных и понимать, что такое технологический уровень, и правильно, на основе разработанных методических рекомендаций, помочь предприятиям, в формировании  такой программы.
Эта программа включает в себя и повышение организационного уровня , повышение уровня компетенции через обучение.
Прежде всего, конечно, это повышение самого уровня технологическо-производственной базы. Соответственно нужно провести некую диагностику малых производственных компаний. Необходимо о разработать критерии, государство может вместе с бизнес-объединениями эту работу, сформировав некий федеральный проект, совместно осуществлять в течение какого-то времени 5 или 7 лет. Сам процесс этой работы уже позволит целому ряду предприятий подняться в своем развитии и сформировать свою стратегию развития.
Понятно, что государство поможет только частью каких-то ресурсов. Нужно эти ресурсы в основном выявить внутри предприятия, привлечь партнёров, возможно, здесь появится  новый формат субсидиарного, солидарного формата кооперации с крупного и малого бизнеса.
Тут еще практически нет никаких готовых решений, над ними нужно работать.
Например, возможен вариант, когда внутри бизнеса выстраиваются устойчивые долгосрочные цепочки, можно в качестве примеров назвать кластерные цепочки. Или могут быть иные форматы взаимодействия, но это все нужно прописывать в системном документе. Таким документом может быть федеральный проект и инициатива, которая была озвучена на комитете по промышленности торгово-промышленной палаты Ростовской области. Она сформулирована, решение это направлено и в Палату Российскую, в Государственную Думу, в профильные комитеты, в рабочие группы и комиссии Государственного Совета, в Минпромторг России, в Академию наук.
Думаю, что если публичное обсуждение этих предложений начнется хотя бы в одном из этих сегментов, уже будет наша миссия в какой-то степени выполнена.
Мы сами, конечно, готовим и исходные документы в виде соответствующих методических рекомендаций и проектов постановления правительства и неких критериев отбора для работы с потенциальными малыми предприятиями.
Но в одиночку эту работу поднять невозможно, поэтому призыв к системной  работе по уровням федеральной и региональной,  по отраслям, по участникам. Власть, бизнес, предпринимательские общественные объединения должны выработать совместно согласованную позицию по поводу этой инициативы.

– То есть вы хотите сказать, что государство должно системно отнестись к этому вопросу?

– Государство должно относиться к любым значимым проблемам системно. Если такого подхода не применяется, то либо решения будут неэффективными, либо затраты будут избыточными по поводу получения того или иного желаемого результата. И то, и другое неприемлемо в наших сегодняшних условиях.
Должны быть точно выверенные и оптимальным образом реализованные задачи, которые бы привели к достижению тех национальных целей, которые сегодня обозначены нами в программных стратегических документах.

-Валерий Сергеевич, не могли бы Вы рассказать об инициативе двухфокусной стратегии развития Ростовской области?

– Сегодня в государстве очень активно развивается деятельность по разработке стратегических документов. Как в рамках отраслевых сегментов развития промышленности, стратегии научно-технологического развития или стратегии территориального развития, если говорить о региональном уровне.

Соответствующая стратегия есть в Ростовской области. Она которая предусматривает полюса роста: ключевой, это Ростовская агломерация, и 7 или 8 полюсов в соответствующих районных центрах, к которым некоторые территории пространства и, соответственно, экономическое развитие сконцентрировано на этих полюсах.

Это все действительно логично, но в случае нашей Ростовской области мы – Торгово- промышленная палата области, эксперты рабочей группы по промышленной кооперации ТПП России – предлагали так называемую двухфокусную модель, при которой два ключевых

фокуса: Ростовская агломерация и Волгодонская агломерация взаимно дополняют

и взаимно уравновешивают друга с тем, чтобы можно было говорить о максимально полном подходе к комплексному развитию

А концентрация в восточной части, вокруг Волгодонска определенных экономически сильных хозяйствующих субъектов, бизнес-единиц, отраслевых комплексов, создание полноценного промышленно-технологического фокуса в этой агломерации даст стимул развитию восточных территории, без которого развитие Ростовской области в определенной степени может стать однобоким.

Обсуждение этого варианта стратегии, конечно, необходимо вести публично, с привлечением бизнес-объединений, самих предприятий, институтов гражданского обществ, органов власти. И если эта инициатива покажется привлекательной, и соответственно будет организовано публичное обсуждение, то Торгово-промышленная палата примет активное участие, предложив уже конкретные подходы и соответствующие проекты, которые могли быть реализованы не только в рамках территориального развития области, но и связывая это комплексное развитие в целом с стратегией развития Российской Федерации.

Тем более что скоро будет разработан целый ряд  так называемых мастер-планов развития крупных городов. Есть надежда, что для Волгодонска такой план тоже будет разработан, и может стать основой для формирования этой двухфокусной модели.

Это не исключает поддержки развития других полюсов роста, которые прописаны стратегией, но две ключевые точки должны быть наиболее ярко вычленены и получить развитие в рамках стратегических документов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *