Дискуссии в ходе форума МСП — он традиционно входит отдельным «подкастом» в первый день работы ПМЭФ — продемонстрировали, что правительство интересуется сектором не только как движущей силой импортозамещения в условиях потери привычных международных поставщиков, но и как источником активного экспорта.
Поэтому международную торговлю на форуме рассматривали даже не столько в экономической плоскости, сколько в качестве «мягкой силы» внешней политики. Впрочем, сам малый бизнес, несмотря на многочисленные меры поддержки экспорта, к такой роли пока не готов.
Мешают ему как традиционные страхи и непонимание зарубежных рынков, так и последствия санкций — сложности с расчетами и логистикой.
Правительство готово пересматривать программу поддержки МСП-экспортеров, но рассчитывать на широкие финансовые меры поддержки без серьезных встречных усилий предприятиям вряд ли стоит.
Дмитрий Сытин, председатель Совета ТПП РФ по развитию контрактной системы и закупочной деятельности корпораций и компаний с государственным участием,провел сессию VII Российского форума малого и среднего предпринимательства в рамках ПМЭФ-2023 под названием «Как стать поставщиком крупных госкомпаний и принять участие в программе «выращивания».
Сессия форума прошла в нестандартном формате: ее участники отказались от традиционного обсуждения системной поддержки сектора ради поиска источников его экспортного потенциала.
Такое решение во многом объясняется уже исчерпавшими себя дискуссиями вокруг стратегии развития МСП — обращение же к экспорту обнаруживает новый интерес правительства к малому бизнесу. Работа компаний на внешних рынках, поясним, свидетельствует об их сравнительной конкурентоспособности по отношению к остальным МСП.
Пока же малый бизнес, однако, не справляется с возложенными на него задачами по замещению иностранных поставщиков — продукция недотягивает по качеству, жаловались на форуме представители крупных компаний.
Госкомпании проявляют все больший интерес к инструменту выращивания своих поставщиков из числа малого и среднего бизнеса на фоне ухода с рынка иностранных игроков.
27 компаний с госучастием планируют утвердить программы по развитию подрядчиков в этом году. Инструмент предполагает, что госкомпании могут реализовывать индивидуальные программы развития поставщиков, в том числе оказывать им финансовую, правовую, методическую поддержку.
– После введения санкций большое количество иностранных поставщиков и производителей ушли с российского рынка, и еще более остро возникла потребность в развитии собственных технологических и профессиональных компетенций. Как известно, для принятия решения об инвестировании или развитии бизнеса учитываются три ключевых составляющих: это наличие рынка сбыта, наличие дешевых финансовых ресурсов и профессиональных компетенций. Государственные закупки, которые часто используются в качестве инструментов развития, обычно являются стимулятором спроса, но не дают гарантий сбыта, – отметил Дмитрий Сытин.
По его словам, часто у малого бизнеса не хватает собственных ресурсов и компетенций, а решения о развитии малый бизнес принимает, когда он уверен в успехе. Для поддержки инвестирования и развития государство создало несколько инструментов. Основными из них являются механизм выращивания и механизм офсетных контрактов. Госкомпании проявляют все больший интерес к программам выращивания. Инструмент выращивания предполагает, что компании с госучастием могут по индивидуальному плану помогать малому бизнесу, в том числе финансовыми ресурсами, а также оказывать правовую и методологическую поддержку с участием корпорации МСП. Где малому бизнесу искать информацию, что нужно знать о программах выращивания, станут ли эти инструменты реальным механизмом и драйвером развития производственного бизнеса среди субъектов МСП.
Как отметили участники форума, малый и средний бизнес не всегда адекватно адаптируется к новым вызовам. Безусловно, в нынешней конфигурации он не может освоить ту огромную рыночную нишу, которая возникла после ухода иностранных компаний. Решением являются программа выращивания и офсеты. Как работает этот механизм, и какие существуют сложности?
Первое: офсет и доращивание должны приводить к созданию только импортозамещающих продуктов, поэтому нельзя создавать такую ситуацию, когда дорощенные компании станут конкурировать с обычными компаниями с улицы, которые и так производят эти продукты. В принципе рынок достаточно большой, объемы закупок госкомпаний около 23 трлн рублей, и в нем минимум 13% импорта.
Второе: надо избежать аффилированности. Сложно представить ситуацию, когда крупная госкомпания доращивает производителя, инвестирует в него деньги, а потом он проигрывает тендер или конкурс компании с улицы. Что после этого делать менеджеру госкорпорации?
Здесь очень важно обеспечить нейтральность, чтобы не было монополизации рынка. Еще один важный момент – надо продвигаться на рынок не только госкорпораций, но и крупного бизнеса. Надо убедить их поддержать инициативу, потому что это огромный рынок – это минимум 85 трлн. рублей закупок, из которых импорта 37%, и это тоже поле для офсета.
Предметом офсетного контракта должна быть инновационная продукция, уверены участники форума. Если результатом офсетного контракта будет закупка того вида продукции, который уже существует, активно реализуется и может быть приобретён компанией на конкурсной основе, это не будет иметь смысла и фактически создаст неравные конкурентные условия для тех, кто на этом рынке уже работает.
Второй вопрос – в обеспечении конкуренции при подписании и разыгрывании офсетного договора.
Многие заказчики ведут предварительные переговоры с потенциальными инвесторами для определения лучших условий на приобретение нужной продукции — важно, чтобы эти переговоры не превращались в сговор с заказчиками. Компании получают от Корпорации МСП большой объем материалов, связанных с этим вопросом, анализируют и предпринимают соответствующие решения.
223-ФЗ не определяет понятие офсетного контракта и дает достаточно большую свободу корпорациям при заключении таких контрактов. Фактически, в своих положениях о закупках они сами определяют, каким образом формируются эти условия. Но для бизнеса важным кажется условие срока этого договора. Он должен быть достаточно долгосрочным, чтобы не создать монополизацию того или иного рынка компанией, выигравшей этот офсетный договор. Можно по аналогии с 44-ФЗ определить срок в 10 лет. Но сегодня у корпораций это право никто не отменяет.
Принципы офсетного договора должны быть прописаны, потому что белых пятен здесь много.
Как отметил участвующий в одной из дискуссий замглавы ФАС Петр Иванов, проблема, по оценкам ведомства, в том, что регулирующий офсеты 223-ФЗ дает госкорпорациям «достаточно большую свободу», в том числе в части сроков таких контрактов, де-факто способствуя монополизации рынков.
МСП же, как подчеркнул глава департамента развития предпринимательства Торгово-промышленной палаты Денис Дыбов, жалуются на большое число требований заказчиков, включая дорогостоящую внутреннюю сертификацию малых поставщиков и вынужденное кредитование крупного бизнеса (затягивание сроков оплаты по уже исполненным договорам).
Активные обсуждения в первый день форума развернулись и вокруг программы «выращивания» из МСП поставщиков для крупных компаний. С 2022 года госАО могут оказывать финансовую, правовую, методическую и иную поддержку для увеличения числа квалифицированных поставщиков из числа МСП и таким образом обеспечивать себя нужной продукцией
Экспортный потенциал МСП, несмотря на многочисленные меры поддержки и отстроенную инфраструктуру, также не реализован.
Как подчеркнул первый вице-премьер Андрей Белоусов, из 6 млн. представителей МСП экспортеры составляют только 1% (около 60 тыс. компаний) — показатель, по его словам, не менялся последние два года, хотя потенциально во внешнеторговую деятельность уже сейчас можно вовлечь как минимум 600 тыс. предприятий.
Основные барьеры — страх предпринимателей перед неизвестностью, а также обострившиеся из-за санкций сложности с расчетами, логистикой и поиском партнеров за рубежом.
Для изменения ситуации власти перенастраивают комплексную программу поддержки МСП, включая МСП-экспортеров.
Среди системных механизмов названы расширение доступа к специальным кредитным продуктам, в частности факторингу, а также активное применение «зонтичных» гарантий Точечно решать проблемы МСП будут в том числе госкомпании: РЭЦ и РЖД обсуждают возможности консолидации грузов разных предприятий МСП — самостоятельно заполнить необходимый объем МСП зачастую неспособны, что влияет на регулярность и стоимость поставок. Для решения проблем планируется создание «экспортного экспресса МСП» (по аналогии с «Агроэкспрессом»): малый бизнес сможет заказывать экспортную перевозку через единое окно (уже существующую цифровую платформу «Мой экспорт»), а «РЖД Логистика» — организовывать доставку даже небольших партий товара. Бизнес, в свою очередь, просил о дополнительной помощи в поиске зарубежных партнеров и повышении размера транспортно-логистических субсидий.
Судя по ходу дискуссии, дополнительных финансовых льгот система поддержки экспортеров не пополнится.
В частности, глава РЭЦ Вероника Никишина указала на два источника повышения эффективности уже реализуемых льгот — это цифровизация поддержки и «увязка» многочисленных мер на федеральном и региональном уровне между собой.
Де-факто предприниматели в большинстве до сих пор не знают об имеющихся инструментах — и для выхода на новые рынки скорее нуждаются в консультациях, которые могут быть вполне действенным инструментом помощи с учетом страновой специфики и массива требований во внешней торговле. Бизнес же ожидаемо предпочитает финансовые меры поддержки — впрочем, развернувшиеся на площадке форума дискуссии показывают, что в отрыве от постоянного диалога с бизнесом финансовое его стимулирование все равно не работает.