20 марта в ТПП России прошло совместное заседание Совета ТПП РФ по таможенной политике и Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции на тему «Таможенное регулирование трансграничной электронной торговли». Соорганизатор мероприятия – Ассоциация трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки.

Председатель Совета по таможенной политике Георгий Петров напомнил участникам, что в декабре 2023 года главами государств – членов ЕАЭС был подписан Протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года, направленный на комплексное регулирование вопросов перемещения через таможенную границу товаров электронной торговли.

В настоящее время Протокол проходит процедуру ратификации в государствах-членах ЕАЭС. К началу его реализации будут приняты нормативно-правовые акты, которые затронут всех участников рынка электронной торговли, а также простых граждан, совершающих покупки в интернет-магазинах.

— Важно понимать, что «товары электронной торговли» — новая категория товаров, и в отношении них будет применяться совершенно новое регулирование, отличное от правил таможенного оформления товаров для личного пользования. Пока документ проходит процедуру внутригосударственного согласования, но надеемся, что с 1 января 2025 года эта часть Таможенного кодекса ЕАЭС начнёт действовать. Все мы знаем, что электронная торговля занимает всё более важное место в нашей жизни. Она развивается быстрее, чем розница. Что касается трансграничной торговли, она тоже растёт довольно быстро, – подчеркнул Георгий Петров.

Петров обозначил основные векторы изменений в ТК ЕАЭС по регулированию электронной торговли:

  • Отдельная категория товаров — товары, приобретённые в рамках внешней электронной торговли, которые не должны вовлекаться в коммерческий оборот.
  • Институт оператора электронной торговли.
  • Декларация на товары электронной торговли.
  • Хранение и отгрузка с таможенного склада (бондовые склады).

История судьбоносных решений

Далее слово взял председатель совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию электронной коммерции Алексей Фёдоров:

— С 2015 года вместе с ФАС, с ФТС, с другими заинтересованными ведомствами мы разрабатывали нормативную документацию. Напомню, как это было. В 2017 году доля трансграничной торговли среди всей интернет-торговли в России достигла 36%. Это была совершенно колоссальная цифра и было понятно, что с этим нужно что-то делать. Потому что уважаемые наши зарубежные партнёры не платят РФ ни налогов, ни пошлин, что приводит к неправильной конкурентной игре в торговле вообще на нашем рынке. Тогда действовал не заграждающий, а всё разрешающий тариф — до 1 000 евро и до 31 кг. Можно было ничего не платить, если это шло одному конкретному российскому получателю — физлицу — из любой зарубежной страны. Так к нам проникали огромные коммерческие партии товаров под видом частной трансграничной торговли. В российском ландшафте существовали гигантские сети из десятков тысяч людей, которые делали вид, что они частные получатели, но это поступало в торговый оборот.

Это ставило российскую промышленность на грань рентабельности, потому, что когда твой конкурент ничего не платит, а ты платишь все налоги, играть в бизнес довольно сложно. Тогда было принято судьбоносное решение: порог беспошлинной торговли был опущен до 200 евро. К 2021 году доля беспошлинной торговли уменьшилась до 8%. При этом абсолютная цифра выросла тогда в два раза. Icom весь рос у нас, напомню.

За это время очень сильно выросло качество российской Интернет-торговли. Колоссальный скачок в доставке товаров клиентам сделали «синий» и «фиолетовый» маркетплейсы. Российский icom победил трансгран, в чём мы убедились в 2023 году. Дело в том, что после начала СВО законодатель принял решение в качестве эксперимента снова увеличить порог беспошлинной торговли с 200 до 1000 евро. И в тех условиях это было грамотное решение — серьёзное подспорье для миллионов малых предпринимателей, чья задача была, чтобы в России все товары остались на полках.

Но что же мы увидели? Доля трансграничной торговли снизилась в два раза. С 8% в 2021 году до 4% в 2022-м. Законодатель не оценил силу российских маркетплейсов: они стали настолько качественно и хорошо работать, что как бы товар не поступал в Россию, в итоге он оказывается на 4 ключевых российских площадках. В 2023 году опять рост на 25 % всей Интернет-торговли и падение трансграничной торговли с 4% до 3%. Сейчас мы видим, что трансгран в 6.5 трлн. рублей всего оборота российской Интернет-торговли занимает всего 197 млрд. рублей. Это настолько малая доля, что говорить о ней можно только факультативно. Она больше не играет серьёзной роли в том, что происходит на российском рынке.

Трансграничная интернет-торговля сейчас не способ заработка, а скорее маркетинг. Дело вот в чём. Предположим, мы имеем дело с некой индийской компанией, производящей что-то кожевенное. Ремни для строителей. Эти ремни никакой российский оптовик не купит, потому что понятия не имеет, будет ли эта продукция пользоваться спросом на нашем рынке. Единственный способ для индийской компании прощупать российский рынок — это не пытаться найти на российском рынке оптового покупателя, а прийти на маркетплейс, разместить там свою продукцию и посмотреть, что будет. Если у розничного покупателя возникает к ней интерес, то индусы с помощью логистических компаний типа СДЭК доставят товар конечному покупателю. А мы с вами увидим статистику по этому товару.

Чем интернет-торговля прекрасна? Мы с вами привыкли к тому, что в оптовых компаниях данные по продажам, тем более по товарным категориям, крайне закрыты. А интернет-торговля даёт нам удивительную возможность тремя кликами мышки, используя специальное ПО, в любой момент времени по любому товару понять, в каком количестве и кто его продаёт. В итоге наши предприниматели, видя, что товар продаётся, приходят к этому индийскому производителю и говорят — давайте мы купим этот товар оптом, с большой скидкой, положим на наши склады, и путь этого товара до покупателя сократится очень сильно. Канал трансграничной торговли сейчас стал потрясающим маркетинговым каналом для опробования новых товаров, новых товарных стратегий, новых зарубежных поставщиков. Но никак не помехой для российского бизнеса. Это больше не канал сбыта. Это канал проникновения новых технологий и товаров.

Если порог будет очень сильно опущен, если будут введены дополнительные пошлины, этот канал рискует полностью прекратить своё существование.

Завершая выступление, Алексей Фёдоров указал на то, что развитие цифровой экономики обеспечивает качественный экономический рост, помогает решать технологические и социальные вопросы на уровне национальной экономики.

«Бабушкины посылки» в прошлом?

Директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕАЭК Сергей Владимиров:

— Мы подготовили соответствующий документ, исходя из самого главного — из таможенного регулирования. Ранее, когда принималось решение о выделении данной категории товаров в товар электронной торговли, поднимался вопрос о различных схемах перемещения товара через границу, это либо B2B, либо B2C. И очень часто поднимался вопрос, в том числе и бизнеса, относительно того, что именно посылки, так называемые «бабушкины» посылки, очень сильно влияют на конкуренцию на внутреннем рынке, создавая конкуренцию нашим отечественным производителям. В этой связи еще в 2020 году было принято соответствующее поручение Евразийского межправительственного совета № 17, в соответствии с которым были определены основные подходы для формирования соответствующего протокола. Договорились, что новому регулированию будут подлежать только те товары, которые перемещаются по схеме B2C. На площадке Всемирной таможенной организации, где существуют рамочные стандарты электронной торговли, тоже обсуждаются различные подходы по таможенному регулированию этой категории товаров. Большинство стран приходят к выводу, что все-таки эта технология должна работать в рамках схемы B2C.

Подписав Протокол о внесении изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС, мы завершили свою работу по новому регулированию. Обращаю ваше внимание — новому регулированию.

Каких изменений ждать

Что включает в себя Протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза? Прежде всего, товары, приобретаемые с помощью интернет-ресурсов, выделены в самостоятельную категорию. Для удобства покупателя таможенным оформлением таких товаров будет заниматься оператор электронной торговли, который является юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела.

Определены рамки сотрудничества между непосредственно оператором электронной торговли, таможенным органом и покупателем соответствующего товара. Для осуществления деятельности в качестве оператора электронной торговли лицо должно быть включено в соответствующий реестр.

Для этого необходимо соблюсти ряд условий:

  • иметь площади для хранения либо в собственности, либо в долгосрочной аренде;
  • иметь соответствующую информационную систему, которая обеспечит взаимодействие оператора электронной торговли с таможенным органом;
  • внести соответствующее обеспечение;
  • не должно быть задолженностей по уплате таможенных платежей;
  • должен быть договор страхования риска гражданской ответственности.

Для таможенного оформления товаров электронной торговли предусмотрен отдельный вид таможенной декларации — декларация на товары электронной торговли, которая будет подаваться в электронном виде. Оформляться такие товары будут по месту нахождения их получателя.

Товары электронной торговли нельзя вовлекать в коммерческий оборот, это будет контролироваться соответствующими государственными структурами. Контроль за дальнейшим использованием товаров будет осуществляться в рамках национального законодательства.

Предусмотрены две логистические схемы. Первая схема — так называемая прямая поставка товаров, когда непосредственно заказ следует покупателю от продавца из-за границы. При прямой поставке оператор действует от имени покупателя, подает декларацию в электронной форме и уплачивает платежи. Они состоят из таможенной пошлины по единой ставке, которая определяется ЕЭК, и налогов, если они предусмотрены национальным законодательством (на сегодня в государствах-членах ЕАЭС сохраняются разные ставки косвенных налогов).

Базой исчисления таможенной пошлины в данном случае будет являться стоимость товаров, которая будет определяться в упрощенном порядке.

— Итоговая стоимость указана, прежде всего, в чеках, банковских платежных документах или иных документах, связанных с приобретением таких товаров. При этом за покупателем сохраняется право самостоятельно совершать все таможенные формальности. Это был принципиальный вопрос, долго обсуждался, поскольку очень важно соблюсти было те нормы, которые уже применяются в Таможенном кодексе. Поэтому было предложено сохранить за физлицом право задекларировать товары. Таким образом, существует вариативность — либо физическое лицо осуществляет таможенное декларирование, либо оператор электронной торговли, – поясняет Сергей Владимиров.

Вторая модель предполагает отгрузку товаров покупателя со склада на территории Союза, куда он заблаговременно был привезен с учетом конъюнктуры рынка. Эта схема возможна только при участии оператора электронной торговли, которому товары передаются на хранение зарубежным продавцом. То есть они не являются собственниками этого товара. Затем, после их приобретения на интернет-площадке, они доставляются покупателю непосредственно со склада. Товары на таком складе будут храниться без уплаты пошлин и налогов сроком до трёх лет с возможностью их последующей расконсолидации и поштучной отправки покупателю. При этом декларировать такие товары можно после их доставки покупателю. Для этого в Таможенном кодексе предусмотрена отложенная подача таможенной декларации — не позднее 15 числа месяца следующего за месяцем приобретения. Товар может быть возвращен на склад до подачи декларации, если Интернет-площадка предусмотрела возможность возврата. Такая логистическая схема предполагает уплату ввозной таможенной пошлины по ставкам Единого таможенного тарифа союза и налогов в соответствии с Таможенным кодексом Союза.

— Базой для исчисления таможенной пошлины в данном случае будет являться таможенная стоимость товара, определяемая в общеустановленном порядке. То есть как для торгового оборота, с применением всех методов определения таможенной стоимости, – уточняет Владимиров.

На площадке ЕЭК активно ведется работа по формированию нормативной базы для внедрения в практику нового регулирования.

Разрабатываются акты, предусматривающие новую форму декларации на товары электронной торговли и порядок ее заполнения. Проект находится на завершающей стадии. Дальше его направят на общественное обсуждение в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия, после чего в установленном порядке передадут на рассмотрение коллегии комиссии.

Сергей Владимиров рассказал, что есть второй проект, предусматривающий размер обеспечения исполнения обязанности юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела в качестве оператора электронной торговли.

— По данному вопросу хотелось бы сказать: в целом, достигнута договоренность, что этот размер будет составлять 500 тысяч евро. Порядок идентификации товаров электронной торговли для возврата после приобретения тоже разработан, находится на завершающем этапе.

Следующий документ — это формы общего реестра операторов электронной торговли, порядка формирования, технические условия представления данных. Нужно будет «докрутить» информационные системы таможенных органов, чтобы они могли корректно обрабатывать декларации на товары электронной торговли в уже новом формате. Но и это не все: сейчас дорабатывается документ, свидетельствующий о включении лица в реестр операторов электронной торговли, а также перечень товаров, в отношении которых не будет применяться новая глава ТК ЕАЭС — речь идет о товарах, которые не будут признаваться товарами электронной торговли.

Чем сердце успокоится

Участники заседания сошлись во мнении, что необходимо принять важное решение — решение Совета Комиссии, которое будет определять единые ставки таможенной пошлины в отношении товаров электронной торговли, приобретенных физическими лицами.

Для решения этого достаточно сложного вопроса предложено два варианта:

  1. Установление единой ставки на все товары 5% от стоимости.
  2. Установление нескольких единых ставок в зависимости от категории товара — 5, 10, 15%.

У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы. К сожалению, пока неясно, каких позиций придерживаются другие страны.

— Поэтому, наверное, нужно связывать перечень товаров, которые не будут относиться к товарам электронной торговли, как раз с проектом о решении по определению единой ставки таможенной пошлины. Важно определить такие ставки, чтобы исключить опасность перетока товаров из коммерческого оборота в электронную торговлю и из электронной торговли в товары для личного пользования. Вот это главная задача, которую мы сейчас на сегодня ставим перед собой, – сделал вывод Сергей Владимиров.

Что касается обеспечения соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров электронной торговли, то, как отметила исполнительный директор Ассоциации трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки, эксперт Совета по таможенной политике Галина Донцова, на сегодняшний день требования о подтверждении безопасности ввозимых товаров применяются исключительно в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры. При этом товары электронной торговли, как и сейчас товары для личного пользования, выпускаются таможенными органами без помещения под процедуры.

Соответственно, установленный решениями ЕЭК в рамках эксперимента уведомительный порядок подтверждения соответствия не будет применяться до внесения изменений в соответствующие решения ЕЭК. Мероприятия по обсуждению нового порядка запланированы в ЕЭК на апрель 2024 года. Все акты должны вступить в силу вместе с протоколом по товарам электронной торговли. От того, когда завершится ратификация, зависит и дата начала нового таможенного регулирования. Предполагается, что в первом полугодии будет завершена работа над нормативно-правовой базой в развитии этого протокола,- объяснили Донцова.

Кроме того, в ходе мероприятия были рассмотрены вопросы изменений в регулировании стоимостной оценки и таможенных платежей в отношении товаров трансграничной электронной торговли, а также возврата невостребованных товаров.

В дискуссии по указанным вопросам приняли участие представители Минпромторга России и ФТС России.

Наталья Венценосцева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *