Президент провёл в Кремле заседание Президиума Государственного Совета по вопросам развития общественного транспорта в стране. Прозвучали интересные идеи.

Несмотря на рост числа личных автомобилей, проблемы общественного транспорта касаются всех. Ежегодно, как озвучил Владимир Путин, в России автобусами, троллейбусами и трамваями перевозится более десяти миллиардов человек, на метро три миллиарда, более миллиарда на пригородном железнодорожном транспорте. К тому же зачастую именно общественный транспорт оказывается быстрее, доступнее, экономичнее.

– Эти показатели будут постоянно расти, когда все виды транспорта окажутся грамотно увязаны в единую систему, удобную и востребованную жителями, — сказал президент.

Нередки ситуации, хорошо знакомые ростовчанам: люди заселяются в новые комплексы,  и потом годами живут там отрезанные от социальной и транспортной инфраструктуры, ведь сложившиеся транспортные маршруты не соответствуют новым требованиям стремительно развивающихся городов.

Что делать, и кто виноват

Сегодня стоят конкретные задачи по развитию перевозок:

  • наращивать поездки на общественном транспорте – в стране их обеспечивают более 135 тысяч автобусов и почти 15 тысяч троллейбусов и трамвайных вагонов;
  • обновление парка — регионы заявляют о потребности до 2030 года обновить более 57 тысяч автобусов, пяти тысяч троллейбусов и четырёх тысяч трамваев;
  • обеспечение ежегодного снижения среднего возраста парка общественного транспорта.

Президент напомнил: работа общественного транспорта находится в компетенции регионов. Какие-то регионы способны обеспечить рентабельность этого хозяйства, какие-то — нет:

— Для многих субъектов Федерации — это пока сложная задача, прямо скажем. Это немалые финансовые затраты, и без федеральной поддержки не обойтись. В Послании этого года было предложено задействовать механизм инфраструктурных кредитов, в частности, в размере 50 миллиардов рублей для поставки автобусов в малые города и сельские поселения. Особого внимания требуют вопросы финансирования отрасли. Дефицит здесь растёт от года к году. Нужно искать надёжный источник финансирования работы по развитию и обновлению общественного транспорта в регионах, рассмотреть возможности использования современных механизмов, таких как частно-государственное партнёрство, – сказал Владимир Путин.

Источник, найдись!

С президентом, конечно же, согласился глава Бурятии Алексей Цыденов, он же — председатель комиссии Госсовета по направлению “Транспорт”:

— Мы сейчас по 100 миллионов квадратных метров жилья строим, новые кварталы, новые районы. Чтобы организовать эти перевозки, нужно постоянно вкладываться. Промышленность справляется с поставленной задачей, но в этом году производственная мощность по автобусам и электробусам — 40,5 тысячи, а законтрактовано 21,8 тысячи, то есть, по сути, половина есть в заделе. На следующий год законтрактовано всего четыре процента. Такая неравномерность — это нагрузка и на производителя, и на заказчика.

По троллейбусам у нас также производственные мощности есть: 1470 в год только в этом году можем произвести. Половина законтрактована, в следующем году — всего 65 троллейбусов. Опять же отсутствие постоянного источника не даёт возможности ни регионам, ни производителям нормально работать.

По трамваям есть контрактация на три года. Но дальше мы опять не видим источников, не знаем подходов. Как и в части железнодорожных пассажирских пригородных перевозок.

С учётом эффективности принимаемых сегодня мер общая просьба всех регионов — продлить действующую программу поддержки до 2030 года. При этом важно:

  • предусмотреть снижение среднего возраста автобусов и в целом парка общественного транспорта;
  • включить в программу транспортные средства высокого экологического класса — газомоторные, дизельные, электробусы
  • учесть востребованность всех типов автобусов — малых, средних, больших и особо больших.

Нужен постоянный источник финансирования, чтобы была возможность прогнозирования работы. Мы посчитали: на продление программы льготного лизинга автобусов необходимо финансирование в размере 60 миллиардов рублей в год. Это одна из самых эффективных мер сегодня.

У каждого субъекта свои финансово-экономические особенности, поэтому просим долю регионального софинансирования устанавливать с учётом долговой нагрузки и бюджетной обеспеченности субъектов.

Каждый регион должен сделать комплексный транспортный план, максимально повысить внутреннюю эффективность работ общественного транспорта, обеспечив согласованность роста экономических показателей перевозок с общими макроэкономическими показателями территории, продолжил Цыденов.

Он попросил продлить программы по представлению специальных казначейских кредитов на обновление общественного транспорта на 2024–2026 годы:

— Это всё для равномерных поставок, для исключения скачков цен, когда все регионы в конце года вдруг бегут резко покупать. При этом необходимо определение потребностей в обновлении транспортных средств, подвижного состава по видам и по регионам. Мы в рамках комиссии такую работу сделали. Данные у нас есть, но их надо формально закрепить.

По мнению Цыденова, вопросы организации общественных перевозок всеми видами транспорта должны относиться к защищённым статьям бюджета. Здесь важно правильно расставить приоритеты, подчеркнул он.

Минтранс просит поддержки

Средний возраст общественного транспорта и средний срок эксплуатации в стране выглядит таким образом: у автобусов средний возраст, по данным регионов, составляет около восьми лет при сроке службы от семи до десяти лет; у троллейбусов – 15 лет при сроке службы до 15 лет; у трамваев – 25 лет при сроке службы 25 лет; у электричек – 13 лет при сроке службы не менее 30 лет. За пределами этих средних сроков службы, по данным регионов, эксплуатируется более 41 тысячи транспортных средств.

По данным проведённой в середине текущего года инвентаризации, капитального ремонта либо реконструкции требует более половины существующей инфраструктуры.

— По линии Минтранса с 2020 года впервые запущен льготный лизинг подвижного состава, также стартовала программа Минвостокразвития, Минприроды. За указанный период в 22 субъекта поставлено более 1600 транспортных средств, на закупку которых направлено порядка 18 миллиардов рублей из федерального бюджета. В 2022 году запустили федеральный проект «Развитие общественного транспорта» в структуре национального проекта «Безопасные и качественные дороги». В него вошли три действующие программы поддержки, а также новая программа Минстроя России — «Инфраструктурные бюджетные кредиты». Это дало ещё 1100 транспортных средств, на закупку которых было направлено порядка восьми миллиардов рублей из федерального бюджета и более 18 миллиардов рублей инфраструктурных бюджетных кредитов. С учётом поставок прошлых лет поддержка охватила 42 региона. Совокупный объём федеральной поддержки, включая бюджетные кредиты, за счёт всех действующих программ составляет порядка 260 миллиардов рублей на период до 2025 года. Общий объём финансирования на трёхлетний период увеличен в 6,5 раза, объём федеральных средств – в 3,5 раза. До 2028 года планируется поставка порядка 12,8 тысячи транспортных средств, из которых 12,5 тысячи будет получено до конца 2024 года, –  рассказал глава Минтранса Виталий Савельев.

Он добавил:

— Кроме того, с учётом положительного опыта работы Центрального транспортного узла совместно с РЖД и регионами прорабатываем вопрос реализации проектов по развитию и обновлению городских электричек в девяти агломерациях. Уже сейчас мы видим, что оказываемая федеральная поддержка даёт старт проведению транспортных реформ в городах.

Это, во-первых, оптимизация маршрутной сети. Во-вторых, переход к использованию экологичного транспорта. В-третьих, цифровизация, в том числе внедрение безналичной системы оплаты проезда. В-четвёртых, повышение качества транспортного обслуживания населения.

Но запланированные мероприятия удовлетворяют лишь 20 процентов потребностей страны в обновлении транспорта. Для решения этого вопроса до 2030 года потребуется дополнительно около одного триллиона рублей инвестиций различного уровня:

  • 636 миллиардов — на закупку 46 тысяч автобусов;
  • 138 миллиардов — на приобретение четырёх тысяч троллейбусов;
  • 275 миллиардов — на поставку трёх тысяч трамваев.

При этом из указанного одного триллиона федеральные средства могут составлять порядка 40 процентов, или порядка 60 миллиардов ежегодно на период до 2030 года, без учёта Москвы.

Важнейшим элементом реформирования отрасли является планирование регионами маршрутной сети, определение приоритетов развития общественного транспорта и указание таких решений в документах планирования регулярных перевозок.

В этой связи министр выделил ряд моментов:

  • Регионам следует предусматривать в своих бюджетах средства на содержание поставляемого ОТ, транспортную работу, а также на софинансирование расходных обязательств в программах поддержки.
  • Надо стремиться к максимальному «обелению» перевозок. Этому должны способствовать современные методы цифровизации, такие как отслеживание онлайн движения подвижного состава по маршрутам, мониторинг пассажиропотока, безналичная оплата проезда, а также автоматизированная система диспетчерского управления транспортом.
  • Особое внимание — вопросам подготовки достаточного количества квалифицированных водительских кадров.

Решение вопроса по обновлению общественного транспорта и инфраструктуры, напомнил министр, позволит добиться трёх важных результатов: обеспечить стабильный заказ для промышленности, привести общественный транспорт к нормативным срокам службы и, самое главное, повысить качество жизни граждан.

Самые крутые инструменты модернизации

Губернатор Курской области Роман Старовойт рассказал о ходе масштабного проекта полной модернизации общественного транспорта в его регионе. Используются такие инструменты, как государственно-частное партнёрство; нацпроект БКД и схемы ГТЛК и Минтранса; брутто-контракты.

— Мы используем все инструменты, которые сегодня есть. Эффективны ли они? Да, — заявил Старовойт.

Он подготовил к заседанию пакет предложений:

  • Наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать для контрактов транспортного обслуживания возможность применения формулы цены, а также правом изменения параметров маршрутов при заключении долгосрочных контрактов, в том числе при необходимости обеспечив внесение изменений.
  • Необходимо предусмотреть возможность указания в паспорте транспортной безопасности транспортного средства нескольких маршрутов — сегодня нормативно только один, — на которых оно будет использоваться. Так как при необходимости изменения схемы маршрута движения или замены транспортного средства для проведения ремонта приходится повторно проходить процедуру оформления паспорта транспортной безопасности.
  • Нужен комплекс мер по обучению и привлечению водительского состава, развитию соответствующей учебной базы, повышению конкурентоспособности и привлекательности профессии на рынке труда.

Владимир Путин пообещал обсудить с представителями профильных ведомств озвученные предложения.

Завершая заседание, он поручил кабмину разработать необходимую базу для дальнейшего проведения транспортной реформы.

      Наталья Венценосцева


Warning: Undefined variable $post in /var/www/u1836350/data/www/xn--d1alboegrg.xn--p1ai/wp-content/themes/newsup/inc/ansar/hooks/hook-index-main.php on line 117

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *