25 апреля в ТПП РФ состоялся разъяснительный вебинар с участием представителей Минпромторга России, территориальных торгово-промышленных палат, регионального бизнеса и членов Комитета ТПП РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
Главной темой обсуждения стали нововведения в 2023 году и промежуточные итоги экспериментов в области маркировки продукции.
Вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова, открывая мероприятие, акцентировала внимание на важности обсуждения вопроса маркировки продукции различных товарных групп, в особенности для субъектов микробизнеса, как для одной из наиболее незащищенных категорий предпринимательства.
Бизнес сейчас несет серьезную нагрузку и, безусловно, ему недостает абсолютного понимания и прозрачности происходящих процессов в сфере маркировки продукции. Также важно понять в какой точке мы сейчас находимся и чего малому бизнесу опасаться в перспективе.
– Очень хочется выстроить с органами власти путь от жестких обременений к взаимовыгодному партнерству. Важно, что к данному мероприятию подключены региональные палаты и бизнес, которые смогут получать ответы на свои вопросы, – подчеркнула Е.Дыбова.
С основным докладом выступил Олег Тухватуллин, заместитель директора Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России, рассказав о текущих этапах проекта цифровой маркировки. Еще в 2016 году была внедрена система обязательной маркировки меховых изделий, разработанная ФНС России. С 2018 года проект курирует Минпромторг России.
В настоящий момент 11 товарных групп подлежат обязательной маркировке. Данные о маркируемой продукции передаются в единую национальную систему маркировки «Честный знак». Сейчас в системе «Честный знак» зарегистрировано более 870 тысяч юридических лиц и предпринимателей. Система маркировки запущена в 6 странах СНГ, число пользователей мобильного приложения «Честный знак» достигло 8 миллионов. По итогам 2022 года, снижение нелегального оборота табака составило 22%, закрылось 30 нелегальных площадок и появилось 18 новых легальных производств, которых ранее не было. Поступления в бюджет за счет акцизов выросли на 36 млрд. рублей. Рынок обуви «обелился» на 35%, изъятие контрафакта выросло на 70%. Система маркировки «Честный знак» позволила в 2022 году выявить некачественные лекарства на сумму более 1 млрд. рублей. Изъято из оборота 47 тыс. упаковок, что в семь раз больше аналогичного периода предыдущего года.
Взаимодействие по маркировке продукции осуществляется с 16 федеральными органами исполнительной власти.
28 февраля текущего года закончились эксперименты по маркировке пива и слабоалкогольных напитков, биологически активных добавок (БАД) и антисептиков.
Планируется начать эксперимент по безалкогольным напиткам и сокам, икре осетровых и лососевых рыб. Обсуждается также вопрос по эксперименту в сферах светодиодной продукции, светотехники, оптического волокна и оптоволоконного кабеля.
Яна Яровая, старший бизнес-аналитик ООО «Оператор-ЦРПТ» (Оператор), выступила содокладчиком, и рассказала о предлагаемых мерах поддержки со стороны Центра развития перспективных технологий.
Для поддержки пивоваренной отрасли и снижения финансовой нагрузки на предприятия в 2022 году Оператором разработаны и запущены две программы поддержки.
Первая – это беспроцентная рассрочка на приобретение оборудования для маркировки, которая рассчитана на 3 года, и в первый год оплата не требуется. Во второй и третий год – оплата осуществляется равными долями. И вторая мера – это компенсация 50% расходов на сформированные комплекты оборудования для маркировки малых и средних пивоваренных компаний, которые производят менее 300 тысяч декалитров продукции в год.
Для участия в программах поддержки участнику оборота товаров необходимо подать заявку на сайте Оператора: заполнить анкету и предоставить комплект документов, подтверждающий соответствие условиям программы. Один участник может подать несколько заявок в соответствии с количеством производственных линий предприятия.
Совокупно, на сегодняшний день, в пивной отрасли подано более 400 заявок по программам поддержки, более 200 предприятий получили и внедрили оборудование.
С 1 апреля по 15 июля программа скидки 50% действует также на определенные комплекты, которые будут востребованы с учетом особенностей производства молочной продукции у крестьянско-фермерских хозяйств. На текущий момент заявки по программу подали 10 представителей данного сегмента. Старт маркировки у фермеров – 1 декабря 2023 года.
Предприятий сезонной торговли, которые освобождены от использования контрольно-кассовой техники, могут воспользоваться бесплатным приложением для бизнеса. Через телефон подаются сведения в систему прослеживаемости. Это очень удобная опция, которую легко освоить любому предпринимателю.
В завершение обсуждения Елена Дыбова попросила представителя Минпромторга России направить письменно в ТПП РФ ответы на концептуальные и важные для бизнеса вопросы и презентационный материал в целях более тщательного информирования предпринимательского сообщества.
Было также предложено в конце текущего года, в случае необходимости, еще раз провести подобное мероприятие для подробного разъяснения предпринимателям законодательных изменений и новых нормативных положений в вопросах маркировки.