В ходе трёхчасовой ежегодной пресс-конференции глава региона Василий Голубев подвёл итоги социально-экономического развития области в минувшем году и ответил на несколько десятков вопросов журналистов. Мы обобщили главное

Губернатор вначале зачитал справку по итогам 2023 года:

– По предварительным данным статистических отчётов ,в 2023 году ключевые показатели соц-экономического развития выполнены с положительной динамикой, объём ВВП превысит 2,3 млрд. рублей. Это больш, чем в 2022 году. Мы имеем рост промышленного производства. Сегодня в стране ещё 12 регионов имеют положительную динамику индекса промышленного производства на протяжении шести лет. Сельхозпроизводство заметно выросло на 6,5%, собрали очередной рекордный урожай, сохранили на уровне 2022 года объёмы производства мяса и молока. Но на конец года сократилось производство яиц — над этим мы работаем. Объём ввода жилья вырос почти на 10% – более 2,9 млн. кв. м. Выше уровня 2022 года обороты торговли, общественного питания, объёмы платных услуг. По данным инвестиций сообщу данные за 9 месяцев. Заметный рост почти на одну треть. Превышает 420 млрд. по итогам 9 месяцев.

ОБ ИНВЕСТПРОЕКТАХ

– Какие инвестпроекты самые значительные для нашей области, и какие производства планируется открыть в этом году?

– Очень приятно, что многие производства решают задачи импортозамещения и технологического суверенитета. Мы динамично наращиваем количество проектов. В этом году прибавляем. В этом году нас ждет продолжение реализации проекта «Новый Ростов» – мощный и интересный проект по комплексному развитию территории на 132 млрд. рублей.

Это и тепличный комплекс в районе станицы Ольгинской на 21 млрд. рублей, и завод «Бештау» по производству отечественных компьютеров, «Технониколь» – теплоизоляционные материалы. Продолжаем работать над крупным проектом, важным для нашего региона, – Багаевский гидроузел, он решит многие проблемы – обмеление Дона и притоков, и проект влияет на несколько отраслей экономики.

ПРО ДОРОГИ И ВЛАСТИ РОСТОВА

– Ростовчане жалуются на дороги даже в центре города. Ростов обратился к региону за деньгами на ремонт дорог. Получит ли? И как вы оцениваете работу городских властей?

– Я разделяю мнение ростовчан, что дороги у нас сегодня плохие, особенно в последний период. На самом деле погода в доме — это дело хозяев. Мы добавили уже сейчас не менее миллиарда рублей — это решение состоявшееся. В течение года ещё добавим. Принципиальная задача: в рамках содержания дорог сейчас привести их в порядок.

Что касается команды администрации города. Есть несколько критериев, по которым я оцениваю любую команду: чистота, дороги и расторопность. Можно по-разному относиться, но команду оценивают жители. Разговоры весьма жесткие и регулярные. Мы продолжаем работать. Если команда может меняться, у неё есть шанс трудиться завтра и дальше. Я Алексею Валентиновичу указал на то, что нужно активнее реагировать на комментарии в телеграм-канале администрации. Как работает правительство области? Три часа я даю ответ. Сегодня количество обращений через соцсети увеличилось на 80% за прошлый год. Есть пиковые ситуации, как гололед, тогда был почасовой доклад. Придётся работать и в феврале, будет несколько встреч с губернатором, с руководством города и депутатским корпусом. Одна из встреч будет касаться работы транспорта, а другая — взаимодействия с населением. Такие встречи будут проходить по всей Ростовской области.

ПРО ИННОВАЦИИ

– Какова на Дону ситуация с инновационной инфраструктурой – развитие IT-технологий, технопарки и так далее?

– В правительстве Ростовской области действует Фонд содействия инновациям. За последний годы мы динамично прибавили – порядка 2 млрд. Больше 370 млн. рублей планируем в этом году направить. Это сотрудничество нашего НОЦ, предприятий, кампуса ДГТУ. И понятно, что использование нашей науки на производствах могло бы придать еще больше динамики. Без инфраструктуры инновации просто невозможны. Центр истинных ценностей, школа креатива — это дополнение ко всему. Инновации — хорошее дополнение к восьми губернаторским «И».

КАК УЛУЧШИТЬ КАЧЕСТВО ДОРОГ

– К сожалению сегодня каждый день мы видим фото разбитых дорог, которые были полгода назад отремонтированы. При этом наше антимонопольное управление фиксирует картельные сговоры на региональных торгах. Довольны ли вы качеством работы дорожников Ростовской области, есть ли идеи, как улучшить качество работ, и видите ли вы взаимосвязь между картельными сговорами и качеством дорог?

– Что касается работы министерства транспорта, я вижу, что вопросы по дорогам — в тройке первых у жителей нашей области. И задаю вопросы, где мы не успеваем. Что касается нашей опорной сети, больших дорог, у меня есть полное удовлетворение. Мы работаем с опережением и получаем финансирование, в том числе из федерального бюджета, заметно больше чем ряд регионов. Опорная сеть — это главное.

Второе — это обращения людей: межрайонные, муниципальные дороги. Приходится принимать решения, как по Ростову. Таким же образом предстоит делать по ряду муниципальных образований, по которым пришли обращения в правительство Ростовской области. Но точно нужно что-то менять. Когда мы говорили о трёхлетке развития дорог, я понимал под этим не только ремонт, а развитие. Я когда-то говорил городу: вы не можете сделать все улицы в нашем одноэтажном Ростове, но должны каждый год динамично прибавлять – сделать больше, чем в прошлом году, и так двигаться, а их несколько сотен.

Что касается картельных сговоров, есть порядок рассмотрения. Губернатор не принимает решений, не определяет, картельный это сговор или нет. Когда такое происходит, заслушиваются доклады с рассмотрением историй. И что касается качества, надо что-то делать. Люди правы, и надо соглашаться. Что касается муниципалитетов, это вопрос к Министерству транспорта и каждому муниципалитету. Не буду вспоминать «Автодор», которому мы писали письма в декабре. Сумму в 480 млн. они должны освоить до начала марта. Но когда в пределах конкурса претендент опускается на 20-30% в цене, какая может быть дорога? Я говорю министерству: правильно делайте конкурсы. Приведу пример: в пуско-наладочных работах в детской областной больнице на торгах претендент опустился с 400 млн. рублей на 100 млн. Нынешний исполнитель выиграл, чтобы не сорвать проект. Можно ли газопровод, дорогу сделать, когда 20-30% снижение? Кто-то же считает это, экспертиза подтверждает.

– Ваша оценка об уровне обеспечения безопасности жителей региона. Может на основании прошлого года приняты решения по усилению безопасности, возможно, на промышленных предприятиях, как на заводе в Шахтах.

– Безопасность – то, чем я занимаюсь каждый день. Несколько раз в течение дня информируют о происшествиях, которые состоялись и какие могли быть. В Шахтах — технологические промахи, ошибка пуско-наладочных работ на Шахтинском полиэфирном заводе. Это абсолютный приоритет — безопасность жителей Ростовской области, и он был и будет на контроле у губернатора. Мы постоянно взаимодействуем результативно с нашими военными. Я бы выделил взаимодействие с 4-й армией ВВС и ПВО – создали мобильные группы, которые работают в зоне административно-производственных центров.

Отдельно поработали с нашими производствами, в том числе и крупными, и федерального значения. Полностью обладаем ситуацией — кто и что сделал. Продолжаем работу — она находится в хорошей стадии развития. Я интересовался, как это делается в ряде субъектов, включая Москву. Лично познакомился со всем этим. И эти поручения сегодня реализуются в области. Сюда включается большое количество организаций. Особое значение имеет бдительность людей — подчеркну. Если люди будут внимательны, то минимизируем последствия.

Задача создать некий единый мозговой центр, который бы объединял всех, имеющих отношение к этой структуре. А безопасность на предприятиях – никто вопрос не снимал. Нужно ещё учиться. Но наши высокотехнологичные компании ставят это на первое место. Я вижу, что там многое поменялось. Безопасность — это задача, требующая постоянного контроля и сопровождения. Были очень печальные ситуации, когда погибали люди, в том числе в Неклиновском районе. В 100% случаев — нарушение техники безопасности. Это вопрос к организатором производства, управленцам и исполнителям. Мы должны эту тему держать на сопровождении.

 «СПАСТИ БАТАЙСК»

– Вопрос из Батайска. У нас он тоже касается воды. Вчера собирались эксперты, депутат Госдумы. Чтобы спасти Батайск, нужно 50 млн., у города есть 10 млн. область поможет на 40 млн?

– Если проект есть, область в этом году поможет Батайску. Это решение будет принято при первой же корректировке в марте — начале апреля. В прошлом году покупали транспорт для откачки. А, учитывая такое напряжение, надо работать основательнее. Нам нужен проект. Говорят, наработки есть. Мы приняли три единицы транспорта, 11 насосов, провели геодезические обследования ливневой канализации. Принципиально важной является очистка уже имеющихся ливневых стоков. Поэтому мы направим денежки как раз в размере 40 млн. В мае, кажется, должны начаться работать. Решение состоялось.

ПРО ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

– Спрашивает Новочеркасск. Бывшая муниципальная медицина переведена на областное подчинение. Какие перспективы у бывших муниципальных медучреждений на оснащение современной техникой? Потому что там есть определённые проблемы.

– Задача при формировании иной системы здравоохранения — одна. Достаточно быстро найти систему, способную медицину реально улучшать. Где-то что-то получается. Я увидел, что у нас реализованы в прошлом году решения, такие, как маршрутизация. Мы продолжаем закупать медоборудование.В прошлом году в Новочеркасск приобрели порядка 100 единиц нового оборудования, в том числе тяжёлого.

А в этом году планы гораздо больше. По всей области закупим около 7 тысяч единиц медоборудования. Задача — управление здравоохранением, которое обеспечит должное качество медицинских услуг. Поэтому занимаемся аналитикой 2023 года. Есть вопросы, требующие решения. Медицинские кадры — один из важнейших. Мы слышим вопросы людей, пытаемся находить решение. В этом году доведём до ума цифровизацию здравоохранения, чтобы из любой точки Ростовской области человек мог записаться к врачу на консультацию. И будем продолжать. Здравоохранение по итогам 2023 года не попало в тройку проблем, которые обозначают люди. Мы посмотрим, но задачи, которые мы ставим — ни в коем случае не снижать качество, а решать проблемы, которые существуют.

ВЫВОЗ МУСОР

– Вопрос из Новошахтинска. Самая острая проблема города в 2023 году — вывоз мусора. Регоператор «Экострой Дон» не справляется со своими функциями. В частном секторе должны вывозить дважды в неделю, но вывозят раз в неделю. А на контейнерных площадках всё завалено. С началом мусорной реформы в городе стало грязнее. Есть ли у Мминистерства ЖКХ рычаги к регоператору? Город направил около 300 актов о некачественном вывозе мусора, но ничего не меняется.

– Рычаги есть. Особенно для строительства контейнерных площадок: мы видели их дефицит, потом появились компании, которые захотели работать. Что касается компании «Экострой Дон», то мне известно, что после нескольких встреч с Министерством ЖКХ приобрели дополнительную технику, и, надеюсь, ситуация изменится. Если нет, то не вижу в этом никакой проблемы, чтобы лишить их статуса регионального оператора. Потому что к компании претензий немало. Это касается ряда муниципалитетов: Красносулинского района, Каменска. Проблемы до сих пор существуют, но динамика видна. Но сроки исправления — до тёплого периода. Я говорю о первом квартале. Меры о том, чтобы призвать к порядку регоператора, существуют.

СОТРУДНИЧЕСТВО С КИТАЕМ

– Дни Ростовской области пройдут в Китае в этом году. С какой программой отправится делегация, и какие проекты будут реализованы с китайскими партнерами?

– Ещё в 2023 году на встрече с послом Китая в Санкт-Петербурге мы договорились, что такие обмены будем производить. Работа продолжалась. Мы планируем провести там бизнес-форум и продемонстрировать потенциал Ростовской области, провести встречу с бизнесом Китая. Продолжится сотрудничество ДГТУ с провинцией Шаньдун, там открыт филиал вуза. Поучаствуем в международной продовольственной выставке в Шанхае. Начнём, предполагаю, с посещения Пекина, где встретимся с нашими руководителями полпредства, послом РФ. Обсуждал не так давно эту программу и всё международное сотрудничество региона с министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Он дал ряд конкретных поручений, работа экономическим блоком проводится. По направлениям я бы сейчас не стал торопиться хотя бы до апреля — идёт проработка, получим обратную связь и будем понимать. Бизнес заинтересован, люди готовы.

О ТОПЛИВНОМ КЛАСТЕРЕ

– Когда планируется запуск завода по сжижению природного газа в Октябрьском районе, когда он выйдет на полную мощность? Это первая часть большого проекта топливного кластера, рассчитанного до 2028 года. Что предполагается далее, поэтапно?

– Что касается наших предприятий по сжижению газа, то это был первый завод, малотоннажный — производит 500 кг в час. Но это начало. Мы подписали соглашение на хорошую сумму — общим объёмом 19,2 млрд рублей. Это инвестиции, которые придут в Ростовскую область. Создадим криозаправочный пункт. Это же, но в более крупном размере реализуем как следующий этап — на исключительно отечественном оборудовании, большинство которого производится в Ростовской области, в городе Шахты. Оно работает не только в России, но и за её пределами. Этот комплекс подготовится к работе, дальше будут пусконаладочные работы. Мы видим как минимум три таких производства в регионе. Следующее производство будет в десять раз мощнее — 5 тысяч кг в час. И в ближайший год-два мы должны будем его запустить.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ  ДОНА

– Вопрос из Волгодонска. Три года назад у нас состоялось большое совещание, посвященное вопросам оздоровления реки Дон и Цимлянского водохранилища. План мероприятий рассчитан до 2030 года. Что делается в этом направлении?

– По реке Дон наша инициатива была воспринята, и мы продолжаем работу в самых разных направлениях. Багаевский гидроузел, реконструкция Донского магистрального канала, выполняются проектно-изыскательские работы для продолжения Нижнедонской оросительной системы. Такая большая работа. И параллельно с этим ведется строительство или капремонт гидротехнических сооружений в ряде районов Ростовской области. Одновременно расчистка рек. Без них Дон не выживет. Работу будем продолжать и в Приазовье. Это всё единый комплекс. Будем это продолжать, и ни в коем случае эту тему с повестки сбрасывать нельзя. В дальнейшем перед нами стоит необходимость решения вопросов, связанных с очистными сооружениями в Волгодонске, Ростове, Таганроге и Белой Калитве. Это то, что направлено в адрес Минстроя РФ как предложение в соответствующую программу. Мероприятия когда-то были разработаны при участии в том числе Совета Федерации и Валентины Матвиенко. Это основа нового федерального проекта, рассчитанного до 2030 года, а начиная с 2025. Мы в нём имеем особое центральное место.

ПРО ЭКСПОРТ

– Удалось ли выйти на новые экспортные рынки региону в 2023 году, и какие рынки в 2024 году выглядят наиболее перспективными?

– Мы видим в работе агропромышленного комплекса нереализованные резервы — это говорят сами селяне. Конечно, без сбыта это будет неэффективно и нерентабельно. Поэтому задача экономического блока правительства — появление новых рынков. Для этого проводятся форумы. И мы видим желающих, надеюсь, что в феврале будем общаться с руководством «Дамате» (сельскохозяйственный холдинг ). Они свою продукцию начинают поставлять в арабские страны, и востребованы.

Предприятия малого и среднего бизнеса активны, участвуют в этих выставках и почти каждый что-то добавляет. По экспорту в прошлом году мы уже в октябре выполнили значения за год, сработали с плюсом.

У нас есть бизнес, который готов расширять портовую инфраструктуру. Мы это обсуждали с президентом Белоруссии.

После посещения Вьетнама договорились о поставках пшеницы. У нас сегодня очевидно есть возможность развивать наше партнёрство в Азии, со странами СНГ, арабскими странами. И точно видеть, что прорабатываются бизнес-миссии с Индией. Плюс к этому мы производили и поставляли в некоторые европейские страны, это тоже работает — никуда они без нас не денутся. И они об этом говорят, только тихо.

Поэтому экспортное направление является весьма важным приоритетом. Здесь мы работаем с Министерством экономического развития. Правительство РФ очень быстро реагирует на наши запросы, поддерживает, наши вопросы отрабатываются оперативно, и все структуры — и Госдума, и Совет Федерации — очень быстро реагировали на наши инициативы. Депутаты областного парламента — очень активные. Пожелал им быть и результативнее.

О БЕЗДОМНЫХ СОБАКАХ

– Бродячие собаки. Их невероятное количество, просто поток жалоб на беспризорные стаи собак.

– И жалобы есть, и животных нужно беречь. Но нам нужно будет советоваться, может, используя опыт некоторых регионов, что делать с животными без владельцев. И в этом смысле нам должны подсказать: делать или нет эвтаназию. Эта проблема есть, как и аварийные ситуации на дорогах. Это точка напряжения, которую надо решать. Если эта проблема не решается, то надо смотреть. Либо создавать приюты. Здесь нам нужна и точка зрения зоозащитников. Есть у нас программа «Сделаем вместе», но и здесь вместе с жителями основательно посоветоваться и выходить на решение.

ПОДДЕРЖКА МЕСТНОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

– Мы видим, что в последнее время инвестиционная привлекательность Ростовской области и Ростова растёт, возникают новые бизнесы, локальные бренды. Но проблема локальных брендов в том, что их продукция дороже, и не все могут их приобрести. Какая поддержка есть для локальных брендов на Дону?

– Во-первых существуют программы, которые мы уже реализуем. Ими надо пользоваться, их нужно знать. Нужно максимально широко доносить информацию о них людям. В последнее время участились заходы в Минэкономразвития с просьбами ввести дополнительные вещи — то есть это работает. Бренд добровольной сертификации «Сделано на Дону» работает, под ним выступают уже 85 предприятий. В 2023 году мы утвердили программу продвижения местных брендов, которая будет работать на период 2024-2030 годов. Я думаю, что бизнесу надо познакомиться с этим. Мы активно взаимодействуем с Агентством стратегических инициатив, у нас много договоренностей, мы их реализуем. И в ближайшее время будет форум «Сильные идеи для нового времени». Там тоже будет подниматься эта тема. Помимо регионального форума в феврале пройдёт и федеральный.

МУСОРНАЯ РЕФОРМА

– Что с мусорной реформой? Когда возле наших домов появятся контейнеры для раздельного сбора мусора, чтобы сохранить экологию?

– Есть три этапа. Первая часть: накопительные места — контейнеры, куда человек приносит мусор. Второй этап — создание наших полигонов, которые будут собирать, утилизировать, перерабатывать и вторично выпускать в экономику. И третий — производство в этих местах:  мы должны минимизировать количество мусора, который уходит в землю. И есть ещё этап — правила жизни людей. Чтобы они были реализованы, мы должны прийти к ситуации раздельного сбора мусора. Хотя бы три компонента. Мы идём к этому, но динамика слабо выражена. Вопрос очень актуальный, мы не останавливаемся, но дату пока не назову.

КАКИМ БУДЕТ 2024-Й И ЧТО ОСТАНЕТСЯ ДЕТЯМ

– Назовите пять формулировок, каким 2024 год будет для нашего региона?

– Этот год будет непростым, потому что наши планы значительно больше наших возможностей. Это год надежд. В то же время у меня есть уверенность, что это будет год результата. И это будет год семьи и любви.

– Просьба назвать три мегапроекта, которые мы сейчас начинаем, и они останутся нашим детям.

– Наша детская больница, которую мы отдадим до середины этого года, а может,  до 1 июня. Парк Левобережный, и он будет отличным. Дворец спорта, который мы реконструируем, которых из трехтысячника превратится в пятитысячник. Рассчитываю, что скоро погуляю по кукольному театру. И, конечно, цирк — наш красавец. Больше того, их два таких в стране — в Санкт-Петербурге и у нас в Ростове. Поэтому я не говорю, что мы его начнём в 2024 году, но продвинемся с решением на федеральном уровне наверняка. Есть еще пара тем, о которых мечтаю: концертный зал филармонии в «Новом Ростове» – он есть в проекте, но это тема денежная.

ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ

За редким исключением, большинство вопрос на пресс-конференциях такого уровня заранее известны. В том смысле, что задающие их журналисты и так знают ответы, владея текущей информационной повесткой. И далеко не все вопросы на самом деле актуальны для жителей региона. Но что именно жители хотят спросить у губернатора? Мы провели мониторинг социальных сетей, и вот что узнали.

— Январские снегопады засыпали и Москву, и Тульскую, Липецкую, Воронежскую области и другие регионы по М-4. Почему же только в Ростовской области не были почищены дороги, обе полосы, до асфальта (а максимум одна полоса, и то местами), как во всех перечисленных регионах? Стыдно уже перед гостями области. Нам стыдно! А вам? Может, свозить наших дорожников на обмен опытом. Или сразу увольнять за такие безобразия, как возле Шахт?

— Сделать так, чтобы по выделенной полосе для автобуса, кроме автобуса, не ездил другой транспорт. Точнее сказать, чтобы автобус не стоял в пробке. Это же ненормально, он же ходит по времени, по маршруту. И чтобы трамваи не стояли в пробках. Автомобилисты пусть ездят по дороге, а не по рельсам.

— Надо сказать, чтобы перестал красиво отчитываться — мы не далекое правительство, мы — жители, мы видим город каждый день! Дороги! Неухоженность! Когда вы будете заботливым хозяином? К сожалению, всё грустно…

— Когда убитые дороги перестанут быть визитной карточкой области? И когда в городе начнут думать, а потом давать разрешение на застройку человейниками?

— Зачем строить столько жилых комплексов, если, согласно статистике, 60% жилья не выкуплено? Со строительством новых ЖК дороги не расширяют, стоянок не хватает, не хватает энергоресурсов на снабжение горячей водой и отоплением. Вырубаются зёленые насаждения в городе из-за новостроек.

— Когда будет построена дорога из Суворовского? Пока одни обещания, а результатов никаких! Дома под дорожный проект посносили, дорогу расковыряли, и на этом замерло строительство! Кто отслеживает сроки и график выполнения строительных работ?

— Ходит ли Василий Голубев по городу пешком, особенно летом? Особенно в 40-градусную жару. Вырублены все деревья, дышать нечем, даже тенька не найдешь. И что за «карликов» сажают, это разве деревья?

— Что происходит с зарплатами воспитателей в детских садах Ростова? Почему она ниже, чем даже по области. Про другие города типа Воронежа, Краснодара я вообще молчу — там на порядок выше! У нас другое государство?

– Когда в Ростове уберут сухие деревья, которые погибли зимой во время обледенения? Когда будут вылизывать не только Садовую, но и спальные районы?

— В СЖМ, в Ворошиловском районе, все бассейны принадлежат фитнес-организациям. Жители района, в том числе дети, лишены возможности простого посещения бассейна, потому что приходится покупать годовой абонемент. Однако в других районах бассейны отдельно существуют. Просим вас вернуть жителям СЖМ бассейн на Космонавтов и в ТЦ «Орбита».

Таковы реалии, как говорится. Надеемся, что чиновники из аппарата Голубева все подобные вопросы тоже прочитали и до сведения губернатора довели. Интересно другое – почему вопросы, которые вполне решаемы на муниципальном уровне (а среди перечисленных таких больше половины) , дончане пытаются донести именно до главы региона? На местах они не решаются? Или нужен, как обычно бывает в ходе больших  пресс-конференций президента Путина, весёлый пендель для чиновников?

 Иван Романов